Тип урока: первичного предъявления новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выявить роль предлогов в письменной и устной речи.
- уметь находить предлоги в предложении и выделять их в устной речи;
- знать наиболее употребительные предлоги.
Метапредметные:
Личностные:
- правильно употреблять предлоги в речи;
- мотивировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познаватальные:
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Коммуникативные:
- работать в парах, в малых группах;
- составлять небольшие устные и письменные высказывания.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, технология критического мышления.
Оформление доски: изображение древа знаний, заготовленные карточки с написанными задачами урока, стихотворения Б.Заходера и А.Плещеева.
Оборудование: электронная презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник, тетрадь, индивидуальный набор листьев желтого, зеленого, коричневого цвета.
Обоснование: Учащиеся 2-го класса занимаются по Программе «Школа России» по авторам В.П.Канакиной и В.Г. Горецкому.
Класс общеобразовательный.
Ход урока
1. Организационный момент.
У нас на парте всё в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Прозвенел для нас звонок!
2. Словарная работа.
- Ребята, отгадайте загадку:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
(ответ: апрель)
- Новое словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся. Что вы знаете об этом слове? (Это второй месяц весны)
- Раньше апрель называли цветень. (Учитель прописывает его на доске, показывает на слайде картину весны в апреле)
- Есть такая пословица про апрель: апрель всех напоит.
- Как вы понимаете эту пословицу? (В апреле много воды.)
- Скажите, пожалуйста, сколько в этом слове слогов и на какой звук падает ударение?
(В слове два слога. Ударение падает на гласную «е»)
- Какую гласную надо запомнить?
- Какие однокоренные слова можно образовать от этого слова? (апрельский)
- Запишите. (Апрель, апрельский.)
- Составьте предложение с новым словарным словом и запишите. (Одно из предложений о том, что в апреле прилетают птицы)
- Прочитайте ваши предложения.
3. Постановка и решение проблемной ситуации.
Задача для учащихся – учащиеся обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Тема записана не полностью на доске: «Роль … в речи.»
- Какие птицы прилетают в апреле? (Скворцы)
- В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. В середине апреля, с первой зеленью, в сады прилетают горихвостки и варакушки.
(Учитель показывает на картинках птиц)
Горихвостка |
Скворец |
Жаворонок |
Трясогузка |
Варакушка |
- Как заботятся люди весной о птицах? (Делают скворечники) Берегите птиц!
- В мае продолжают прилетать птицы. Например, ласточки.
На доске:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка … весною
…. сени …. нам летит.
А.Плещеев
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Плещеева. (Прочитали)
- Всё ли понятно вам в этом стихотворении? (Нет)
- А почему? (Так как не все слова записаны)
- Попробуем дополнить это стихотворение. (Учащиеся вставляют пропущенные слова.)
- А теперь вам всё понятно в этом отрывке? (Да)
- О чём сообщает нам поэт? (О том, что травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка весною летит к нам в сени)
- Вы знаете, что такое «сени»?
- Посмотрите в толковом словаре. (работа со словарём)
- По словарю Ожегова «сени» - это значит «В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом».
Учитель показывает слайд.
- Какие слова были пропущены? (с, в, к)
- Может быть кто-то знает, как называются эти слова? (1-2 ученика: «предлоги»)
- Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока.
- Правильно. Учитель дописывает на доске пропущенное слово.
(«Роль предлогов в речи»)
4. Сообщение темы и постановка цели.
Задача для учащихся – учащиеся ставят задачи.
- Сегодня мы будем говорить о роли предлогов в речи. Как вы думаете, чему мы должны с вами сегодня научиться?
- Поместим наши задачи на древо знаний.
(- будем находить предлоги в предложении;
- определять предлоги на слух;
- познакомимся с наиболее употребительными предлогами;
- учиться правильно употреблять предлоги;
- подумаем, для чего нужны предлоги в речи)
5. Мотивация
Задача для учащихся – учащиеся формулируют мотивацию собственной учебной деятельности.
- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы стать более грамотными).
- Где нам пригодятся полученные знания?
6. Открытие новых знаний.
1) Задача для учащихся – находят предлоги в предложении.
На доске:
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Б.Заходер
- Определим части речи у данных слов.
- У каких слов мы не смогли определить часть речи? (на, у, с, под, а)
- Почему? (Не смогли задать вопрос.)
- Такие слова называются предлогами. Они могут состоять из 1, 2, 3-х букв, а иногда и более букв.
- «А» - это союз, мы познакомимся с ними попозже.
- Давайте прочитаем стихотворение без предлогов (Прочитали)
- Красиво ли звучит стихотворение? (Нет)
- Значит, предлоги нужны.
- С какой частью речи они связаны? (С именем существительным)
- Как они написаны с существительным слитно или раздельно? (Раздельно)
- Спишите стихотворение, подчеркните предлоги.
- Как будете списывать? (Каждая строка с Красной строки)
(Выполняют задание)
- Как вы определяли, что это предлоги? (1, 2, 3 буквы и к ним нельзя задать вопрос, связаны с именем существительным)
2) Задача для учащихся – работают по предложенному плану с целью определения роли предлогов в предложении.
Работа с учебником. С. 108.
- Прочитайте текст упр. 184, попробуйте самостоятельно найти предлоги.
- С какой частью речи они употреблены? (С именем существительным)
- Выпишите предлоги вместе с именем существительным, к которым они относятся. (Со слабым учеником работает индивидуально учитель)
- Какую роль выполняют предлоги в предложении? (Предлоги связывают слова в предложениях)
3) Задача для учащихся – анализируют новое правило.
- Мы с вами должны знать точные правила, что называется предлогом. Читаем правило на с. 109. (Ученик читает вслух)
- Что такое предлог? (Часть речи)
- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении)
- С какой частью речи употребляются предлоги? (С существительным)
- У какой части речи предлогов не бывает? (У глаголов)
- Это правило надо запомнить.
4) Задача для учащихся – работают в парах с таблицами наиболее употребляемых предлогов.
- Рассмотрим предлоги в таблицах на слайде. Прочитайте их.
у | с |
к |
о |
из |
без |
на |
над |
в |
при |
по |
до |
через |
перед |
за |
под |
для |
между |
про |
около |
- Поработаем в паре. Попробуйте составить предложение о весне с любым предлогом и скажите это предложение своему соседу по парте.
(Учащиеся составляют предложения)
- Чьё предложение вам понравилось? Произнесите его, пожалуйста.
- Запишите любое предложение, какое вам понравилось. Предлоги подчеркните.
- Эти предлоги, ребята, часто употребляются в речи, и в письменной, и в устной.
7. Физкультминутка
- Сейчас мы немного отдохнём под стихотворение-считалочку:
Скачет зайчик по стене (прыгают)
И подмигивает мне. (подмигивают)
Перепрыгнул на картинку, (прыгнули)
Задержался на ботинке, (стоят на одной ноге)
Поплясал на потолке, ( поплясали)
Притаился в уголке. (замерли)
Вот он спрятался в кроватке, (присели)
С нами он играет в прятки. (закрыли ладошками лицо)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пойдём его искать. (шагают)
5) Задача для учащихся – выбирают нужный предлог из нескольких предложенных.
- Сейчас вы выполните самостоятельно работу по карточкам. Два ученика будут работать за шторкой. (Слабый ученик выполняет с учителем)
1 вариант. Задание: обведите в кружок нужный предлог по содержанию. Приехал (с, из, без) Москвы. Пришёл (с, из, от) школы. Забрался (на, в, под) гору. |
2 вариант. Задание: обведите в кружок нужный предлог по содержанию. Зацепился (за, о, на) скатерть. Вернуться (с, из, до) работы. Дойти (до, в, у) остановки. |
- Проверяем работу сначала у 1 варианта, затем у 2-го.
- (учащимся у доски) Ребята, проверьте друг у друга.
- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно в речи употреблять правильные предлоги)
- Зачем? (Потому что мы должны быть грамотными людьми)
6) Задача для учащихся – применяют новые знания о предлогах на практике.
1. Выполняют работу с текстом в группе (прием «Взаимообучение») по подбору определённых предлогов.
- Сейчас вы будете работать в группах. Один из вас будет учителем (по очереди ученики играют роль учителя). В группу входят четыре человека (две соседние парты). «Учитель» читает текст, рассказывает, что надо сделать, а после выполнения спрашивает и решает, чей ответ принять.
- Задание в учебнике, упр. 186. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Упражнение 186 Дети гуляли …. лесу. Весной птицы летят …. юга …. север, а осенью - …. севера …. юг. Лебеди летели …. морем. Хлеб пекут …. муки. Мы читали книгу …. животных. Апрель …. водой, май …. травой. |
(Учащиеся работают)
- Проверяем вашу работу. Слушаем работу первой группы.
- У других групп есть другие варианты ответов? (Нет)
- Молодцы!
2. Самостоятельно изменяют деформированные предложения с использованием предлогов.
- Составьте самостоятельно предложения с предлогами и запишите их. Предлоги подчеркните.
Задание на карточках по вариантам.
1.
2.
|
Приём «Опрос пятерых»
- Консультанты, зачитайте ваши получившиеся предложения.
- Ребята, прочитайте ваши предложения консультантам. (прочитали)
- Консультанты, сколько человек у вас справились с заданием?
8. Итог урока
7) Задача для учащихся - применяют новые знания, отвечая на вопросы учителя.
- С какой частью речи мы познакомились?
- Какие предлоги мы используем в своей речи?
- Для чего служат предлоги?
- Почему надо правильно употреблять предлоги в речи?
- Скажите, пожалуйста, выполнили все поставленные задачи?
9. Домашнее задание. Прием «Идеальное домашнее задание».
Выучить предлоги в таблице.
- 1 уровень. Составить 6 словосочетаний с данными предлогами.
- 2 уровень. Составить предложения с предлогами.
- 3 уровень. Написать мини-сочинение на тему «Письмо другу», используя разные предлоги.
Все предлоги выделить.
10. Рефлексия
8) Задача для учащихся – оценивают результаты своей работы.
- Оцените свои знания по этому уроку. Выберите соответствующего цвета лист дерева и прикрепите к древу знаний.
Если вам всё было понятно – зелёный лист, если было понятно, но не очень – жёлтый лист, ничего не понятно – коричневый лист. (Учащиеся выходят и прикрепляют лист к дереву)
- Благодарю вас за работу.
- Вам понравился урок?
- Поблагодарим друг друга. (хлопаем)