1. Организационный момент
Уважаемые коллеги! Когда заходили в класс Вы выбрали цветной снежинку. Те, кто выбрал зелёную — того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, жёлтую — те, кто будет самым активным, а розовую — самым настойчивым. Прошу до конца сообщения не потерять её.
Предлагаю Вам посмотреть синквейн-пятистишье:
- _________ ? ___________
- Полезное, познавательное
- Учит, наставляет, помогает
- Много подготовки к уроку.
- Деятельность. Это литературное чтение.
2. Мотивация
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к чтению. Чтение — это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение человека, может изменять и совершенствовать личность. Нас всё время волновали вопросы:
- Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым?
- Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие детей?
Иной раз приходится наблюдать, ученик с прекрасными способностями не проявляет интерес к изучаемому материалу. Вместо того чтобы являться активным участником учебной деятельности, он просто воспроизводит полученные знания. Существует ряд причин почему дети неохотно и мало читают. Главная причина такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. «Чтение — вот лучшее умение». Смысл этой пословицы очень глубок: от умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все одновременно факторы учесть невозможно. Но если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является умение бегло читать. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.
3. Теоретическая часть
Обдумывая эту проблему, необходимо дополнить урочную систему новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы применить свои знания на практике. И такие педагогические технологии уже существуют. Все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли результаты, на которые рассчитывает учитель? В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личное развитие школьника.
Технология — от греческих слов techno (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Практические технологии это сложные системы приёмов и методик.
Технология (мастерство, учение)— это совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Метод — это совокупность приёмов и операций, готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения нацеленных действий. Приём — это действия, движения, составная часть метода.
Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании литературного чтения требует овладения интерактивными методами и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской. При подготовке урока литературного чтения можно использовать такие технологии, как:
- Технология продуктивного чтения.
- Оценивание образовательных достижений.
- Чтение со звуковым ориентированием (технология А.М. Кушнира)
- Технология обучения оптимальному чтению (В.Н. Зайцев)
- Технология развития критического мышления
- Технология эффективного чтения (Г.В. Королёва)
- Фоточтение с использованием всего мозга (А. Патрушев)
- Образовательная модель «Шаг за шагом»
Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова или Чтение со звуковым ориентиром ( А.М. Кушнира)
В технологии А.М. Кушнира 2 варианта урока:
I. Выразительное эмоционально -художественное чтение |
II. Быстрое информационное чтение |
I. Уроки «Устного слова» - это 15 выступающих за 1 урок, каждое по 2 минуты (презентация материала со ссылкой на источник, использование иллюстративного раздаточного материала).
- Выход за пределы отведённого времени недопустим.
- Если ребёнок не укладывается во времени, учитель сам быстро и доброжелательно завершает выступление.
Задачи урока «Устного слова»: экономить слово, быть бережным к слову, не произносить лишних слов, увеличивать вес слова, его значимость, убедительность.
От учителя зависит содержание и форма. Материал для доклада может быть разнообразным, но главное интересным. Могут пользоваться материалами газет, журналов на темы: животные, растения, спорт, искусство, связанные с праздниками, историей, географией, стихи, пение, звуковой ориентир. Материал должен проинформировать, удивить, развеселить, впечатлить, убедить. Учитель прорабатывает материал с каждым учеником, помогает выделить главное, составить сообщение и рассказать, уложив его в 2 минуты. Рассказ должен быть содержательным.
Формы: конференция, семинар, политинформация, поэтический марафон, клуб знатоков, фольклорный праздник, фестиваль анекдотов, конкурс рассказчиков и т.д.
Деятельность детей усложняется:
- Подготовительное заранее чтение вслух.
- Рассказ с подглядыванием в текст.
- Рассказ с опорой на план — конспект.
- Пересказ без помощи вспомогательных средств.
II. Урок быстрого чтения строится с обязательным звуковым ориентиром.
Использовать художественные тексты лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые (поэзия С.Я. Маршака, С. Михалкова, А.Л. Барто). Использовать на уроке только новый, неизвестный материал.
1 этап — освоение материала алфавита
10-15 дней все уроки построены на звуко-буквенном материале. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь некой критической массы, когда процессы слово изображения перестают быть какой-либо тайной.
Способность расшифровать и понять написанное слово. Групповая форма работы состоит в том, что у ребёнка исключаются ситуации возможного личного неуспеха.
2 этап — первое чтение
Учитель читает текст на доске, экране, плакате, сопровождая собственное чтение указкой, пробуждая интерес детей следовать по строке глазами и пальчиком (1-2 урока, чтоб усвоить приём). Не нужно разнообразить урок множеством упражнений и сменой видов деятельности. Интерес к уроку не нужен, нужен интерес к тесту — предмету работы. Нужен интересный текст!
3 этап — дети с указкой
Учитель озвучивает текст в темпе, в каком движется указка — ориентир темпа, ориентир для стабилизации глаз на строке. Постепенно дети начинают следить по книге. На этом этапе используются в основном стихотворные тексты с короткими строками. Потом можно начать использовать магнитофонную запись вместо собственного громкого чтения. Темп 40-50 слов в минуту. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами.
4 этап — нарастание темпа, шёпот
Чтение шепотом вместе с диктором. Чем тише, тем лучше — не обременяя остальных своим чтением. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха — все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяют им активно его осмысливать, быть успешными при оценке понимания, внимательности, у учителя есть время дойти до каждого.
5 этап — переход к чтению - «схватыванию»
Как только две трети детей уже могут озвучивать текст с диктором, то есть читать самостоятельно, следует увеличить темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжать ежедневно увеличивать его на одно слово.
Итоги:
- достаточно интенсивный информационный поток;
- высокий уровень мотивации;
- выше скорость чтения;
- артикуляция редуцированных гласных;
- отсутствие почвы для регрессии глаз, т.к. звуковой ориентир заставляет глаза двигаться постоянно в заданном направлении.
А.М. Кушнир считает, что учитель, который выполнит добросовестно все рекомендации, забудет о проблеме чтения навсегда. Если ребёнок читает, опережая звуковой ориентир (более 140-160 слов в минуту), надо вывести его из общего регламента работы (читать вперед диктора текст).
Советы. У детей и взрослых не бывает информационных перегрузок, а бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха, страха, скуки, обиды, отсутствия интереса. Помните: подряд дважды читать и слушать одно и тоже не интересно, скучно, бессмысленно, глупо.
Для формирования универсальных учебных действий у учащихся наиболее эффективной является технология развития критического мышления.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Историческая справка. Технология была разработана учёными и преподавателями Университета штата Северная Айова (США). Была предложна в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? С 1996 года — прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году. Несмотря на то, что технология распространяется уже более 15 лет, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть свой официальный сайт — сайт международного журнала «Перемена».
Технология может быть использована в различных областях: словесность, история, окружающий мир, географии, начальные классы. Это подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить учащимся удовольствие от использования игровых приёмов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитывающие цели.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Сущность технологии. Чтение и письмо - те базовые процессы, с помощью которых мы получаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Основа технологии — трёхфазовая структура урока; вызов, осмысление, рефлексия.
Вызов — первая фаза
Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы:
- верные и неверные утверждения:
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.
Вторая фаза — осмысление
Идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность ученика: читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы активного чтения:
- маркировка с использованием знаков (на полях);
- ведение записей типа двойных дневников, бортовых записей;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока, вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья фаза — рефлексия (размышление).
Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям — предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность ученика: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верные и неверные утверждения;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устные и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (эссе)
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации: работа в парах или группах.
Противники технологического подхода к уроку говорят о том, что структура «уводит» от содержания. Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с разными видами текста. На уроке можно работать с двумя видами текстов — информационными (научными, публицистическими) и художественными.
Представляю описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии.
- «Нарисуйте счастье» . Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
- «Письмо по кругу». Каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетрадь передаётся до тех пор, пока каждый не вернется к своему хозяину.
- На стадии рефлексии возможно создание синквейна - стихотворения из 5 строк.
- «Толстые и тонкие вопросы». Эта технология ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.
- «Бортовой журнал» - способ визуализации материала. Может стать ведущим приёмом на смысловой стадии. Во время изучения темы записывают свои мысли.
- Приём «Кубик» - на этапе осмысления. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, которые записаны на сторонах кубика.
- Приём «Кластеры» - графическая систематизация материала. Предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.
- Приём «Выглядит, как … Звучит, как ...» - приём направлен на «присвоение» понятий, терминов. Запись зрительных и слуховых ассоциаций, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».
- Приём «Концептуальная таблица» - сравнение объектов.
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развивается навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и коррективно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому быть составлен интересный, познавательный текст.
- Работа в группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяет их словарный запас.
- Есть возможность повторения, усвоения материала.
- Вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту.
- Обостряется любознательность, наблюдательность.
- Появляется большая глубина понимания, возникает новая, ещё более интересная мысль.
- Письменная речь развивает навыки чтения и наоборот.
- Развивает активное слушание.
- Исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией.
- Предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ученика, повысить самооценку.
4. Физкультминутка.
Уважаемые, коллеги, поднимите руки вверх, образно представьте, что Вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь мыслями, настройтесь на плодотворную работу.
5. Практическая часть
Я бы хотела, чтобы Вы на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока.
Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приёмы. Давайте будем радоваться каждому дню. Каждый день мы можем проявлять свои таланты, способности, своё творчество. Каждый день нас ждут десятки светлых детских глаз.
6. Итог
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, не тратя время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана «Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».
7. Рефлексия
Вначале моего сообщения Вы брали снежинки разного цвета. Сделаем для себя вывод от работы. Если Вы с пользой прослушали сообщение, если Вы будете пользоваться каким-нибудь приёмом из технологии развития критического мышления, то украсим снежинками нашу ёлочку.