Формирование личностных качеств ребёнка с нарушением слуха в процессе работы с серией сюжетных картинок

Разделы: Работа с дошкольниками


Все достижения дошкольного возраста позволяют ребёнку стать маленьким членом человеческого общества. Увеличиваются его возможности и возрастают требования  к нему со стороны окружающих. Его интересы выходят за рамки личного опыта. Ребёнок наблюдает отношения и деятельность взрослых и стремится им подражать, осваивает основные виды деятельности - игру, учение, труд. Дошкольник действует совместно со сверстниками, учится согласовывать с ними свои интересы и замыслы. Образцы поведения он усваивает не только от близких взрослых, но и от детей, из книг, картинок, из мультфильмов. Этот комплекс влияний и разнообразная деятельность формируют личность дошкольника. Познание мира, общение, отношения с окружающими пробуждают и развивают новые мотивы, стремления ребёнка, его эмоциональную сферу. А развитие воли, саморегуляция действий и соподчинение желаний делают мотивы действенными. Поведение ребёнка становится личностным, более независимым от обстоятельств.

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.
В дошкольном возрасте появляются основные мотивы человеческой деятельности: стремление к знанию, к признанию, стремление делать правильно. Мотивы ещё не всегда устойчивы, не вполне осознаны, но уже складывается их соподчинение, и главным из них становится стремление делать правильно. А ребёнку с нарушением слуха важно правильно изложить свои мысли и действия и без  речевого развития никак не обойтись.

Речевое развитие дошкольника с нарушением слуха является многоплановым процессом. И для его развития должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из видов деятельности в формировании личностных качеств ребёнка является работа по серии сюжетных картин разной тематики. На занятиях по серии сюжетных картин решаются следующие задачи: усвоение слов и фраз; формирование разных форм речи (устной и письменной), логического мышления, личностных качеств.

Личностные качества – это взгляды, убеждения, такие черты характера, которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе. Личностные качества формируют характер ребёнка. Их условно можно разделить на управление саморазвитием и управление взаимоотношением детей.

К управлению саморазвитием можно отнести такие качества – самоконтроль (управление эмоциями, самообладание, стрессоустойчивость); самооценка (отношение к себе, самоуважение, уверенность к себе); самостоятельность (вера в себя, целеустремлённость, инициативность); самоорганизованность ( управление поведением, ответственность).

К управлению взаимоотношением детей – коммуникативность (дружелюбие, общительность, чувство юмора, оптимизм); толерантность (уважение к людям, вежливость, доброта); способность к сотрудничеству (честность, взаимоотношение).

Дети с нарушением слуха не являются исключением, их общее развитие, в том числе и личностное, происходит так же, как и детей с нормальным слухом, но требует более пристального внимания со стороны взрослых.

Одним из видов работы по развитию самостоятельной речи, обучению общению(в том числе и речевому), формированию умения действовать в коллективе является работа с серией сюжетных картин разной тематики. В процессе работы с серией сюжетных картин решаются следующие задачи: усвоение слов и фраз; формирование разных форм речи (устной и письменной), логического мышления, происходит развитие самооценки, самостоятельности, самоорганизованности, способности к сотрудничеству.

При выборе серий сюжетных картин, мы опирались на вышеперечисленные личностные качества ребёнка, т.е. подбирали картинки методом проб и ошибок, и затем работали по серии картин с детьми группы.

Начинается работа с серией, состоящей из двух картин. Постепенно переходим к более сложным сериям из трёх, четырёх, и т.д.
Принцип подбора серии картинок для формирования личностных качеств:

  • Работу начинаем с одним действующим лицом на серии картин.
  • Переходим  на несколько действующих лиц на серии.

Обращаем внимание на сюжет, в котором может быть отражена модель поведения - положительная или отрицательная (дети лепят снеговика вместе, старшие помогают младшим, сломал постройку или снеговика, отобрал игрушку и т.п.).

ПОЧЕМУ именно такие сюжеты? Чтобы дети могли изобразить ситуацию (драматизация), пропустить через себя и, проанализировав, научиться взаимодействовать друг с другом, следить др. за другом, уметь регулировать свои действия, эмоции, оценивать себя и других (в драматизации и на картинках).

Весь собранный нами материал, мы систематизировали по направлениям формирования  личностных качеств ребёнка. Зная уровень развития детей, составляли предложения, понятные нашим детям. Занятиям по серии сюжетных картинок требуется много времени, что бы свои переживания ребёнок охотно претворил в речь, понял смысл данной серии, перенёс положительные моменты на себя, увидел плохое-хорошее.
Составлению детьми рассказов по серии картинок (III год обуч.) предшествует драматизация. Дети раскладывают картинки в том порядке, который им представляется верным, а затем изображают сами или с помощью игрушек то, что видят на картинке. Порядок расположения картинок может быть различным, если при этом не нарушается  логика следования действий. В случае такого нарушения педагог предлагает снова продемонстрировать последовательность событий. Во время повторной демонстрации, если дети сами обнаруживают нарушения последовательности, педагог предлагает детям выбрать нужную последовательность из 2-3 ситуаций. Дети меняют расположение картинок и вновь демонстрируют их последовательность. Затем они составляют рассказ по данной серии картинок в устной и письменной форме. На IV году обуч. для данного вида работы, используют также серии картинок, которые предлагались на III году обучения.

Основная наша работа по серии картин имеет определённый алгоритм. После  рассматривания серии картин, дети отвечают на вопросы по её содержанию:

- Что сначала? Что потом?

- Кто это?

- Где происходят события? (это улица, комната…)

- Когда? (время года, время суток).

- Что случилось?

Обязательно проверяем, все ли изображённые предметы или явления знакомы детям.

Во время работы над серией картин, мы всегда обращаем внимание на положительные моменты, происходящие на картине, разбираем, что можно - что нельзя, верно – не верно, тем самым направляем детей на самостоятельное принятие решений, умение действовать в коллективе, регулировать своё поведение, желание высказываться, таким образом, формируем личностные качества ребёнка.

Заключение.

Работа по формированию личностных качеств ребёнка по серии сюжетных картин помогают развитию связной речи. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности.