Урок русского языка, 5 класс по программе М.М. Разумовской
Цели урока:
Образовательная:
- уметь находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением;
- использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; уметь выразительно читать предложения с обращением.
Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.
Воспитывающая: воспитывать любовь к культуре и литературе донского края; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
Предполагаемые результаты урока:
- Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений анализа, сравнения, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности, создание высказываний в устной и письменной форме.
- Предметные: расширение знаний об обращении; применение знаний в различных речевых практических ситуациях; расширение лексического запаса учащихся.
Ход урока
Приветствие. Организационный момент. Знакомство с целями
Учитель:
- Ребята, у нас сегодня уроке встретились школьные предметы - спутники: русский язык и литература.
А так как каждый из нас любит свой край, так и хочется воскликнуть: «Люблю тебя, мой край донской!»
Что содержит эта выразительная фраза?
Так о чём же нам предстоит сегодня на уроке поговорить?
Значит, тема урока будет ……..
Итак, тема урока русского языка “Обращение. Знаки препинания при обращении».
Запишем тему в тетрадь.
А вот говорить об обращении, находить его и уметь правильно расставлять знаки препинания мы будем средствами литературного произведения. Сегодня у нас на уроке в гостях донской писатель, автор замечательных сказок, повестей и романов Пётр Васильевич Лебеденко. «Сказки Тихого Дона» - его первая книга, в которой этот самобытный автор слова сумел донести до своих читателей мотивы донского фольклора и показать всю прелесть и красоту русского языка.
Именно «Сказки Тихого Дона» помогут нам сориентироваться в изучении обращения путём погружения в уникальную языковую среду донского региона. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.
Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.
Здравствуй, батюшка Тихий Дон, здравствуй, земля русская!
Садись на коня, дочка, скачи к нему, скажи, чтоб собрал людей в поход и вёл к нам на подмогу.
Здравствуй, рыбка-стерлядка!
Вот, детёныш человеческий, птицу тебе принёс из края твоего…
- Какие слова вы выделили интонацией? Как они называются?
- Вспомните, что такое обращение?
- Давайте проверим, обратившись к теоретическому материалу учебника («Русский язык» 5 класс. Авторы: М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос. М. «Дрофа», 2014)
Материал параграфа 62 стр.176-177.
- От чего же зависит выбор обращений в сказках Петра Лебеденко? (от отношения к герою сказки, от отношения к поступку героя, от речевой ситуации).
- Давайте поработаем над текстами сказок и найдём подтверждение этому (для работы наряду с текстами предлагается раздаточный материал)
Работа учащихся
Так, уважительное отношение к герою можно определить по следующим предложениям с обращениями:
На пожаре был, дядя Макар. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);
Да, горюю, чайка быстрокрылая.(«Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);
Иди, казак, поспешай, вон там Лихо-Мрак Песню в неволе держит. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);
Здравствуй, серая волчица, здравствуй, подружка моя верная. («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);
Наш ведь он, батюшка Тихий Дон… («Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);
Отношение к поступку героя можно проследить, введя следующие обращения:
Вот тебе, выродок колдовской, за кровь русскую, за слёзы матерей наших! («Петрусь - мальчонка русский»);
Посмотрим, хвастун, чьим мясом будут кормиться рыбы твои? («Игнатка»).
А как выразительно, песенно могут звучать обращения в донском фольклоре:
Палица, палица,
Вольная удалица,
За русскую волюшку,
Вольное раздольюшко
Разгроми врага,
Сокруши врага,
Сокруши врага
И развей врага!..
(«Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»);
- В чём помогает писателю использование обращений?
Итак, обращение зависит от:
- языковых традиций;
- от культуры собеседников;
- от речевой ситуации.
Способы выражения обращений (с примерами из текста):
- имя, отчество, фамилия;
- наименование лица по роду занятий;
- возраст;
- пол;
- место жительства;
- национальная принадлежность;
- родственные или иные отношения;
- кличка животного;
- неодушевлённые предметы.
Приведите примеры из текста сказок П.Лебеденко с различными способами выражения обращений.
- Перед вами на экране предложения. Найдите в них обращения. Определите их место в предложении (начало, середина, конец предложения).
Определите их роль в предложении.
Записываем предложения в тетрадь (комментированное письмо).
Ты, Лихо Дьявольское, Мрак ночной, силой своей не хвались, силу свою в бою покажешь. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);
Прощайся с жизнью, заморыш человеческий! («Петрусь - мальчонка русский»);
Тоска-кручина, слеза-паутина, горе-паутина, с казаком сроднитесь, казака в полон возьмите. («Сказка о Песне Легкокрылой и Казаке Макаре Бесслёзном);
А что это у тебя, девица («Доброе сердце дороже красоты»)
А иди сюда, я дам тебе водицы, сестрица. («Доброе сердце дороже красоты»)
А ты, девица - доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй. («Доброе сердце дороже красоты»)
Итак, обращение может находиться в начале, в середине и в конце предложения. При этом на письме обязательно должно выделяться знаками (графическая таблица на слайде).
Рефлексия
Настало время подвести итог.
- Обращение
1. Называет того, к кому обращаются с речью;
2. Не является членом предложения;
3. Бывает распространённым и нераспространённым;
4. Имеет форму именительного падежа;
5. Произносится со звательной интонацией;
6. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения;
7. Выделяется на письме запятыми или восклицательным знаком (графическая таблица на слайде).
- В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?
- Каково место обращения в тексте?
- Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?
- Для чего писатель П.В.Лебеденко использовал в своих произведениях предложения с обращениями?
Домашнее задание. Дома каждый из вас попытается побывать в творческой мастерской донского писателя и, используя выразительную лексику «Сказок Тихого Дона», составить предложения с обращениями, соблюдая грамматические и пунктуационные нормы.