Урок русского языка в 8-м классе "Анализ художественного текста"

Разделы: Русский язык


Цель урока: развитие умений адекватно понимать информацию прочитанного текста,  развитие речемыслительных способностей учащихся.

1. Лингвистическая разминка.

Учитель мотивирует учащихся, ученики оказываются вовлеченными в мыслительный процесс, им необходимо восстановить ранее полученные знания:

  1. Определите литературный жанр по следующим признакам: эпический жанр, напоминает рассказ, обязательно присутствует моральное поучение, форма повествования иносказательная;
  2. Укажите лексическое значение, а если сможете, то и этимологическое, слов: аллегория, метафора, антитеза;
  3. Назовите фамилии писателей, использовавших в своем творчестве аллегорию как основной прием в выражении идеи произведения, укажите эпоху и, если сможете, литературное произведение.

Предполагаемые ответы:

  1. притча, сказка, философская сказка
  2. аллегория (перев. «иной») – иносказание; метафора – скрытое сравнение; антитеза – противопоставление.
  3. Басни Эзопа, Крылова, притчи Л.Н.Толстого, иносказательные произведения М.Горького, библейские притчи (притчи Соломона)

Ученики делают предположение о дальнейшем ходе урока: они могут попробовать сформулировать тему или в общих чертах описать предстоящую деятельность. Учитель комментирует ответы учеников и предлагает формулировку темы урока. (Работа на уроке будет связана с анализом текста, скорее всего, содержание текста будет необычным по мысли и форме, с философским или морально-нравственным подтекстом).

2. Работа с текстом Ф.Кривина «Мемуары» - включение учащихся в аналитическую деятельность.

Предтекстовое задание:

  1. ваши ассоциации к слову мемуары, установите лексическое значение этого слова, к помощи какого словаря (каких словарей)  вы при этом прибегнете?
  2. образуйте от слова мемуары существительное, с лексическим значением «автор, пишущий мемуары», каким способом словообразования вы воспользовались? Какие еще слова с корнем «мемуар» вы знаете? Сделайте предположение о происхождении этого слова? На чем основывались ваши предположения? В контексте какого литературного произведения мы обсуждали ранее этот жанр?

Предполагаемые ответы: с помощью толкового словаря или энциклопедического (словаря литературоведческих терминов) устанавливается значение слова «мемуары», предположительно слово французского происхождение, то есть иноязычное (заимствованное) (помогает ударение на последний слог). Мемуарист – создатель мемуаров. Роман Пушкина «Капитанская дочка» сложен по жанру, есть исследования, в которых роман рассматривается как мемуарный.

Прочитайте текст «Мемуары» (автор Феликс Кривин), выразите свои впечатления о нем (текст в распечатанном виде дан ученикам):
Мемуары

(1) Жили на письменном столе два приятеля-карандаша – Тупой и Острый.

(2) Острый Карандаш трудился с утра до вчера: его и строгали, и ломали, и в работе на щадили.

(3) А к Тупому Карандашу и вовсе не притрагивались: раз попробовали его вовлечь, да сердце у него оказалось твердое. (4)А от твердого сердца ни в каком деле толку не жди.

(5) Смотрит Тупой Карандаш, как его товарищ трудится, и говорит:

(6) И чего ты маешься? (7)Разве тебе больше всех надо?

(8) Да нет, совсем не больше, - отвечает Острый Карандаш.

(9) Просто самому интересно.

(10) Интересно-то интересно, да здоровье дороже, - урезонивает его Тупой Карандаш. – (11)Ты погляди, на кого ты похож: от тебя почти ничего не осталось.

(12) Не беда! – весело отвечает его товарищ. (13)– Меня еще не на одну тетрадь хватит!

(14)Но проходит время, и от Острого Карандаша действительно ничего не остается.

(15) Его заменяют другие острые карандаши, и они с большой любовью отзываются о своем предшественнике.

(16) Я его лично знал! – гордо заявляет Тупой Карандаш.(17) – Это был мой лучший друг, можете мне поверить!

(18) Вы с ним дружили? – удивляются острые карандаши.(19) – Может быть, вы напишете мемуары?

(20) И Тупой Карандаш пишет мемуары.

(21) Конечно, пишет он их не сам – для этого он слишком тупой.

(22) Острые карандаши задают ему наводящие вопросы и записывают события с его слова, это очень трудно; Тупой Карандаш многое забыл, многое перепутал, а многого просто передать не умеет.

(23) Приходится острым карандашам самим разбираться – подправлять, добавлять, переиначивать.

(24) Тупой Карандаш пишет мемуары…

3. Обучение текстоведческому анализу и анализу лингвистических единиц текста.

Ученики выражают свои впечатления.

  • Почему текст показался вам сложным, но интересным?
  • К тому же вы назвали его своеобразным?
  • Требует ли информация, представленная в тексте, расшифровки?
  • Какова жанровая принадлежность текста? 
  • Какие образы в тексте представлены в иносказательном виде?
  • Каков их истинный смысл?

Выпишите ключевые слова из текста и определите его тему, сформулируйте проблему текста двумя способами: с помощью вопросительного предложения и с помощью словосочетания со связью управление, где зависимое слово стояло бы в родительном падеже (по модели «проблема  +  чего»).

Найдите в тексте предложение, которое, по вашему мнению, максимально точно передает авторскую позицию по отношению к проблеме текста? Что еще в тексте помогает определить авторское отношение к проблеме? Каков смысл названия?

Предполагаемые ответы: по жанру текст напоминает рассказ, но скорее, это притча, так как присутствует иносказание и мораль, хоть она и завуалирована автором; тему можно определить как философскую, потому что за образами «острого» и «тупого» карандашей скрываются разные люди, с разным мировоззрением, образом жизни. Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с ее сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Или проблема выбора жизненной позиции. По ироничной оценке жизни и взглядов на жизнь «тупого» можно понять, что автору ближе позиция «острого» карандаша. Жизнь его скоротечна, коротка, но интересна, ярка и активна. Название тоже может быть метафорой: кому-то в этой жизни суждено «писать мемуары», а кому-то оставить после себя добрые дела, светлую память.

4. Создание устных монологических и диалогических высказываний.

Автор текста – Феликс Кривин. Презентация, заранее выполненная группой учеников.

Предпросмотровое задание: составьте по материалам презентации резюмирующую фразу, являющуюся ответом на вопрос «кто такой Феликс Кривин»? Должно получиться два предложения. Обратите внимание на слова самого писателя: какая мысль  в них отражается? Как определил сам автор жанр своих произведений?

Предполагаемый ответ: Феликс Кривин – русский, советский, израильский писатель, наш современник. Основным жанром его творчества становятся иносказательные рассказы, сказки-притчи.

Мысль, отраженная в высказывании самого писателя, доказывает правоту наших предположений: жизнь человека не должна быть лишена трудностей. Кривин так определил жанр своего творчества: «ученые сказки», то есть истории, которые, возможно, кого-то научат уму разуму, а может быть, это намек на то, что его произведения непросты, только интеллектуально развитый человек сможет постичь их истинное содержание. (Ответы могут быть и другие, здесь одного мнение быть не должно).

5. Создание собственного (письменного) высказывания – соединение теоретического знания с опытом их применения в речевой практике.
Выберите вопрос и напишите на него ответ в виде связного текста:

  1. Как помогает метафора «твердое сердце» понять отношение автора к персонажам сказки?
  2. В диалоге с «острым карандашом» «тупой» употребляет хорошо известный фразеологизм: «разве тебе больше всех надо»? Каков его смысл в контексте сказки Ф.Кривина?
  3. В тексте сказки автор использует ряды однородных членов предложения, какую смысловую нагрузку придает Кривин данному синтаксическому средству языковой выразительности?

Несколько работ могут быть прочитаны в классе и проверены по критерию, с которым ученики уже сталкивались не раз. Критерий отображается на экране:

  1. наличие сформулированного тезиса, соответствующего теме вопроса;
  2. наличие аргументов (1 или 2), опирающихся на текст первоисточника;
  3. логичность работы;
  4. отсутствие речевых и грамматических ошибок, орфографических и пунктуационных;

Работы собирает учитель в конце урока, проверяет, на следующем уроке проходит анализ сочинений.

6. Диагностика и проверка знаний с последующим анализом и моделированием системы повторения изученного материала (задания в распечатанном виде даны ученикам, можно задания разместить на экране)

  1. К какому стилю и типу речи относится текст?
    1. художественная речь, описание
    2. научный стиль, рассуждение с элементами описания
    3. художественная речь, повествование
    4. публицистический стиль, повествование с элементами описания
  2. Какие средства связи предложений в тексте доминируют?
    1. личное местоимение
    2. лексический повтор
    3. наречие
    4. контекстный синоним
  3. Составьте тестовые вопросы к тексту на тему «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование» (задание дается по рядам)
  4. Какое предложение содержит прилагательное в сравнительное степени?
    1. 2
    2. 10
    3. 11
    4. 14
  5. В каком из предложений имеется действительное причастие настоящего времени?
    1. 14
    2. 21
    3. 22
    4. 23
  6. В каком предложении сказуемое является составным именным?
    1. 13
    2. 17
    3. 18
    4. 19
  7. Какое из перечисленных слов является прямым дополнением в предложении №15?
    1. его
    2. карандаши
    3. с любовью
    4. о предшественнике
  8. В состав какого сложного предложения входит неопределенно-личное?
    1. 10
    2. 15
    3. 18
    4. 2
  9. Сколько грамматических основ в предложении №22?
    1. 2
    2. 1
    3. 4
    4. 2

После выполнения практикума ученики имеют возможность проверить себя (ответы отображены на экране). Можно организовать взаимопроверку, определить наиболее трудные вопросы, выстроить «древо целей» к следующему уроку русского языка.

7. Задание на сопоставление – обучение анализу и сравнению как основных способов критического мышления.

Прочитайте текст еще одной сказки-притчи Феликса Кривина (сказку может прочитать заранее подготовленный ученик, учитель, сказка может быть отображена на экране)

«Два камня»

У самого берега лежали два камня — два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.

Шли годы. Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей — комьев глины. Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

— Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся Камню.

Старый Камень был удивлён.

— Извините, я вас впервые вижу.

— Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине, и как всё-таки там было здорово интересно.

— Пошли со мной! — предложил Кремень. — Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

— Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

— Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал:

— Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

8. Вовлечение в дискуссию. Проходит осмысление содержания сказки: сравните два текста Ф.Кривина? Для этого обратите внимание на жанр, особенности стиля, характеры образов, авторскую позицию.

Сформулируйте письменно выводы: какая жизнь, по мнению автора, может считаться полноценной, настоящей?

В жизни нельзя быть человеком безучастным, равнодушным. Только активная жизненная позиция делает человеческую жизнь истинной. Другими словами, нужно жить, а не проживать, несмотря ни на что.

9. Домашнее задание: прочитайте произведение М.Горького «Песня о Соколе» и ответьте письменно на вопрос: Чья жизненная философия ближе вам, Ужа или Сокола? Свое мнение аргументируйте.

Библиография.

  1. Кривин Феликс. Сказки с моралью. – Ужгород: «Карпаты», 1964.
  2. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной аттестации в 9 классе. Москва, изд. «Просвещение», 2010.
  3. С.И.Львова, В.В.Львов. Учебник по русскому языку. 8 класс, Москва, изд. «Мнемозина», 1 и 2 части, 2011.