Работа над изложением в школе для детей с нарушением слуха

Разделы: Русский язык


Одним из важнейших видов работы школы глухих является развитие у детей устной и письменной речи. Письменное воспроизведение прочитанного совершенствует многие умения по связной речи учащихся. При работе над изложением учащиеся познают различные по жанру тексты, их особенности, обогащают речь новым словарём и оборотами речи, учатся логически мыслить, содержательно и литературно передавать свои знания.

Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребенку, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников по развитию речи, чтению, а также из сборников текстов для изложений.

В качестве существенного недостатка в методике работы над изложением следует отметить увлечение учителей устными и письменными пересказами по серии вопросов, в то время как пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям речевого высказывания. Считаю необходимым подчеркнуть следующую мысль известного методиста М.Р. Львова: «Самостоятельным, зрелым должен считаться такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. В этих случаях пересказ будет вытекать из общей задачи передать содержание прочитанного, а не складываться из частных ответов на отдельные вопросы, не объединенные в сознании учащегося единой смысловой задачей». Советую в ходе беседы, посвященной анализу текста, требовать от учащихся полных ответов на вопросы, побуждать их к активной творческой работе над связной логической речью, над предложением. Часто при проведении обучающих изложений опускается составление плана, орфографическая подготовка к письменному изложению, необходимая помощь учащимся во время написания изложения, проверка ими своих работ.

Анализ письменных изложений глухих учащихся показы­вает их неумение передавать содержание прочитанного текста своими словами, самостоятельно строить предложения, бедность словарного запаса, отсутствие в речи синонимов и т.д., что является следствием указанных выше недостатков в работе учителей. 

Подробнее поделюсь опытом своей работы над сжатым изложением. Работая над сжатым изложением, школьники учатся сокращать предлагаемые им для пересказа тексты. Суть сжатого изложения не в простом отсечении каких-то деталей (например, элементов описания погоды, местности), а в обобщенном воспроизведении содержания и основной мысли текста.

С точки зрения работы по развитию речи учащихся подобный вид занятий является хорошим средством совершенствования умений систематизировать собранный материал и отбирать из него самое необходимое для раскрытия предложенной темы. Эти умения, как известно, оказываются особенно необходимыми в процессе работы учащихся над сочинениями, так как школьникам приходится на основе прочитанного и разобранного произведения вычленять какой-либо один вопрос и для его освещения выбирать материал из нескольких глав.

Что касается подготовки учащихся к написанию сжатых изложений, то скорее она напоминает схему проведения уроков подробного изложения. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. Так, если при подробном изложении текст воспроизводится учащимися целиком, то при сжатом изложении предполагается его сокращение до пределов, подсказываемых целевой установкой учителя.
В ходе подготовительной работы целесообразно сначала составить развернутый план к подробному изложению текста и пересказать по этому плану весь отрывок целиком. Затем учащиеся решают, какие части текста можно опустить, заменив их фразами обобщающего характера, а какие значительно сократить. Обязательно выделяется главная мысль, выраженная в предлагаемом для изложения отрывке.

В итоге беседы, направленной на сокращение текста, составляется план к сжатому изложению. Целесообразно оба плана – к подробному и сжатому изложению – записать рядом в два столбца, чтобы учащиеся наглядно убедились, какие сведения и факты из проанализированного текста могут быть сокращены.

Затем составляются рабочие материалы к сжатому изложению, в которых также записываются слова с трудными орфограммами, указывается эмоционально-экспрессивная лексика, отмечаются синтаксические конструкции, характерные для исходного текста. Кроме того, фиксируются предложения и словосочетания, которые будут использованы при сокращении текста как средство для оформления начала абзацев или переходов от одной мысли к другой.

Для сжатого изложения обычно используются тексты, включающие диалоги, пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п. Это значительно облегчает учащимся работу по сокращению текста, позволяя им без особого труда видеть, какие части связных высказываний вполне можно подвергнуть сокращению, не причиняя ущерба главным, основным мыслям исходных текстов.

Чтобы предупредить заучивание наизусть данного учителем текста для изложения, проводится работа по перефразировке входящих в него предложений. Одно предложение может быть разделено на два-три или составлен новый вариант. Опираясь на знания, полученные на уроках грамматики, дети включают в тексты новые виды словосочетаний, однородные члены, прямую или косвенную речь. В то же время необходимо, чтобы дети запомнили и использовали в своих письменных работах выражения автора прочитанного рассказа. Это необходимо для обогащения их речи. По вызову учителя дети пересказывают текст, исправляют и дополняют друг друга. Отдельные части будущего изложения могут быть выписаны на доску, обсуждаются и дополняются. Подготовка к изложению может продолжаться и во внеклассное время во время выполнения домашних заданий.

Важное значение в повышении грамотности, обеспечении речевых и орфографических умений и навыков учащихся имеет работа над ошибками, допущенными в изложении. Эта работа должна проводиться систематически. Работа над речевыми недочетами в изложениях формирует у глухих школьников необходимое в последующей работе умением – совершенствование текста, редактирование написанного.
Подготовку к сжатому изложению покажем на примере отрывка «Солдат гренадерской роты».

Солдат гренадерской роты

Русские бились у Витебска. Гренадер Федор Беда сражался вместе со всеми. Рядом с ним офицер Ардатов, рядом боевые товарищи.
И вдруг споткнулся, упал солдат. Ударила гренадера французская пуля в бок. Обожгла, вырвала клок тела.

Подобрали санитары солдата. Наложили Беде повязку на грудь, послали в команду для раненых. Только в команду солдат не прибыл. Свернул с пути он – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры. Бьется Ардатов. Видят: рядом опять Беда. Продолжается страшный бой. И снова французская пуля достала солдата.
Очнулся Беда в санитарной палатке. Промыли ему рану, послали в команду для раненых. Только не прибыл в команду солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры. Смотрят солдаты: снова Беда в бою. Заулыбались, еще дружней ударили по врагу.

К исходу дня в третий раз ранило Беду. Пуля попала в ногу.

В третий раз попал солдат к докторам в палатку. В третий раз не выполнил он приказ докторов. Свернул с пути – и снова в свою гренадерскую роту.

Явился и вместе со всеми палит по французам.

Разинули рты солдаты. Подивился геройству Ардатов:

- Откуда ты родом такой? Не из железа случайно выкован?

Засмущался солдат.

- С Украины я, - произнес, - из-под Полтавы.

Потом подумал и словно поправился:

- Из государства, выходит, Российского.

Перед началом чтения учитель провел краткую беседу о тех исторических событиях, которые нашли отражение в данном отрывке, организовал словарную работу.

В работе использовались картины. В ходе самостоятельного чтения учитель подходит к каждому ученику и дает объяснения, если они необходимы. Затем дети отвечают на вопросы.

В беседе ученики побуждались к встречным вопросам учителю и друг другу, устанавливали, соответствует ли заглавие содержанию рассказа, какое новое заглавие можно придумать.

Текст делится на части и параллельно под руководством учителя составляется план – сначала как к подробному изложению. Этот план может быть таким:

1. Сражение русских с французами у Витебска.

2. Первое ранение гренадера Федора Беды и его возвращение в строй.

3. Второе ранение война и возвращение в свою гренадерскую роту.

4. Третье ранение отважного героя и возвращение в гущу боя.

5. Как сражались с врагом русские солдаты и как влияли на них подвиги их товарища?

6. Разговор офицера Ардатова с отважным героем.

7. Федор Беда – горячий патриот государства Российского.

Далее подбираются синонимы к новым словам, встретившимся в тексте, проводится перефразировка отдельных фраз с целью оторвать детей от подражания образцу. Составляется подробное устное изложение. Затем учащиеся вместе с учителем решают, какие части текста следует подвергнуть сокращению.

Выясняется, что сократить можно части текста, где говорится, как гренадера Федору Беду трижды ранят в бою, и трижды он возвращается на поле боя. Обо всем этом можно сказать всего лишь один раз, выразив мысль в небольшом абзаце. Сокращению подвергается также разговор офицера Ардатова с бесстрашным воином. Здесь содержится главная мысль отрывка: Российская земля рождает отважных героев, которые готовы стоять за нее до конца в годину тяжких испытаний. Эта мысль выражается учащимися сжато, компактно – в рамках одного абзаца.

Затем, учащиеся, объединяя некоторые пункты плана подробного изложения, записывают план сжатого изложения текста.

1. Сражение русских с французами у Витебска.

2. Три ранения гренадера Федора Беды и его отвага в бою.

3. Как сражались с врагом русские солдаты и как влияли на них подвиги их товарища?

4. Федор Беда – горячий патриот государства российского.

По указанному плану ведется устный пересказ с сокращением текста. Даются другие варианты перефразировки, подбираются синонимические замены словам и словосочетаниям.

Составляются и записываются в тетради рабочие материалы. Предупреждению ошибок помогает прием предварительного разбора новых или трудных слов и выражений текста. Работа завершается сжатым устным пересказом текста учащимися. Далее учащиеся приступают к письменному изложению содержания рассказа.

Работа над изложением может быть эффективной только при условии тщательного подбора материала, вдумчивого чтения и анализа текста, обязательного проведения лексической и стилистической работы. Текст для изложения должен быть связан с реальной жизнью, понятен и интересен ребенку, невелик по объему, прост по композиции, написан литературным языком. Тексты для изложений учитель может брать из школьных учебников по развитию речи, чтению, а также из сборников текстов для изложений.

Литература.

  1. Зыков С.А. «Методика обучения глухих детей языку», М., 1977.
  2. Колтуненко И.В. «Обучение глухих школьников письменной речи как средству общения», журнал «Дефектология», № 4, 1970.
  3. Колтуненко И.В. «Методика обучения изложению и сочинению в школе глухих (V-VII классы), Тбилиси, 1989.
  4. Лосева Л.М. «Как строится текст», М., 1980.
  5. Ладыженская Т.А. «Система работы по развитию связной устной речи учащихся», М., 1975.
  6. Носкова Л.П., Колтуненко И.В. «Обучение русскому языку в V-VII классах школы глухих», М., 1982.