В работе с одаренными учащимися использую разнообразные методики, в том числе и из музейной педагогики. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. В нашей стране это понятие начало употребляться с начала 1970 г. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и дети» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности.Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, внеурочную деятельность, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Так в нашей школе музейная педагогика ведется на базе школьного музея. Она способствует активной научно-исследовательской работе. Подготовка рефератов и работ к школьной и окружной научно-практической конференции по различной тематике: «Учителя-краеведы земли Сергиевской», «Учитель-фронтовик И.М. Савельев», «Истрия школы», «Улицы моего села».
Социальные проекты: «Эстафета памяти», «Сердце, отданное детям» о директоре школы Савельеве И.М., в результате которого были собраны средства на памятник Ивану Марковичу.
«Соль земли Сергиевской» об учителе – краеведе Галяшине А.А., на доме, где он жил была установлена мемориальная доска в 2012г.
В школьном музее проводят экскурсии, беседы: «Истрия школьных принадлежностей», «Школьная форма», «Улицы нашего села, названные именами наших земляков- Героев Советского Союза».
Ведутся летописи классов, школы. Проводятся встречи с ветеранами войны и труда, учителями-старожилами. Шефство над ветеранами. учителями, находящимися на заслуженном отдыхе.
Уроки мужества ко Дню Победы - 9 мая. Ребята ведут активную поисковую работу и сотрудничают с другими объединениями школ и организациями с МЦДО « Поиск», ДМО.
С районным историко-краеведческим музеем совместно проводятся мероприятия: «Тропа детства», «День скорби и памяти 22 июня». Тесно сотрудничаем с районным архивом, так как архивные материалы составляют одно из ведущих мест в поисковой работе. Ребята используют архивные материалы для написания летописи школы. проектов, научно-практических конференций. «Улицы моего села», «История школы»,«Вместе», «Колокола памяти». Одним из важных дел является сотрудничество с санаторием «СМВ». Собирали материал о санатории. бывшем курорте для написания работ: «История СМВ», «Серное озеро», «Шихан». Посещаем музей санатория, совместно проводим экскурсии для отдыхающих. Приглашаем гостей в наш школьный музей, ветеранов войны и труда Сергиевского района, на базе музея проходил областной краеведческий семинар с участием ветеранов войны и труда областного Совета ветеранов. Большое внимание уделяется туристической работе.
Традиционными стали однодневные походы и «Дни здоровья», которые проводятся ежегодно в сентябре и мае учебного года. Отдельно хочется отметить такую работу, как участие в областных краеведческих конкурсах: областных краеведческих юношеских «Головкинских чтениях». С 2006 г. тесно сотрудничаем с Самарским центром детско-юношеского туризма и краеведения пол руководством Г.А.Огаревой. Ежегодно бываем на областных туристско-краеведческих сменах и фестивалях активистов школьных музеев, которые проходят летом в лагере «Жигули» с.Зольное. Эти смены интересны разнообразием конкурсов.
Ребята ежегодно занимают призовые места, получают грамоты, дипломы, памятные подарки. Эти смены учат ребят толерантности, общению, интересу к краеведческой работе, способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Хочу отметить, что музейная педагогика в школе просто необходима. Она оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, помогает ребенку стать творческой личностью, включает в сферу культуры, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Чрезвычайно интересно и плодотворно использовать в работе с детьми документальные источники, помогающие персонифицировать учебный материал и проиллюстрировать, как отразились те или иные события, даты, личности на судьбе других людей.
Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.