Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Театральная мозаика» для детей 4–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по-настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

К.С.Станиславский

1.1. Пояснительная записка

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Мета предметными результатами изучения программы «Театральная мозаика» является формирование следующих универсальных игровых действий (УИД):

Познавательные УИД:

  • определять, различать и называть виды театров, театральных профессий, знать костюмы, атрибуты, театральную терминологию.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы.

Регулятивные УИД:

  • уметь работать по предложенному сценарию.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
  • формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.

Коммуникативные УИД:

  •  уметь эмоционально передать тот или иной образ, желание попробовать себя в разных ролях.
  • уметь работать над спектаклем в паре, в команде, эффективно распределять обязанности, роли.

1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (планируемые результаты)

Цель программы: Формирование коммуникативных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.

Задачи программы:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  2. Знакомить детей с различными видами театров.
  3. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
  5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
  7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  9. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки.
  10. Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи.

Требования к уровню развития детей (планируемые результаты).

В результате освоения программы, обучающиеся должны:

Ребенок должен знать:

  • назначение театра;
  • деятельность работников театра;
  • виды театров;
  • виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
  • знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

  • передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
  • воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
  • контролировать внимание;
  • понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
  • выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
  • принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
  • изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;
  • уметь составлять предложения с заданными словами;
  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

  • о сценическом движении;
  • о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
  • об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

  • культурного поведения в театре;
  • определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
  • подбора собственных выразительных жестов;
  • психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
  • произнесения небольших монологов;
  • произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

1.3. Характеристики возрастных особенностей развития детей

Контингент
воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития детей

4-7 лет

- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь;
- происходит осмысление и осознание многих закономерностей окружающей жизни, законов, регулирующих поведение людей в социуме;
- активно совершенствуется техника выполнения основных движений;
- в играх детей присутствует полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени;
-наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.
- появляются двигательные качества такие как ловкость, быстрота, сила и др.;
- в процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развивается мелкая мускулатура пальцев рук;
- основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
- используют разные формы общения: деловое, познавательное, личностное;
- у детей формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть и исправлять недостатки;
- мышление отличается способностью удерживать в представлении цепочку взаимосвязанных событий;
- формируется первичный целостный образ мира, отражающий основные его закономерности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Тема

Программное содержание

Колич-во часы

Дата проведения

Приме
чания

Давайте познакомимся

1.Учить выполнять движения ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки.
2.Самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой частей музыки.
3.Развивать пластику рук.
4.Упражнять в танцевальных движениях,
5.Обучить детей танцевальному шагу с носка.
6.Формировать интерес к занятиям.
7.Развивать воображение, фантазию.

1

16.10.17

 

Основы
театральной культуры. «Наш любимый зал опять, очень рад ребят встречать»

Формировать у детей чувства уверенности в новой обстановке.
Развивать интерес детей к сценическому искусству, обогащение знаний детей о театральном искусстве.
Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я? (зайки серые сидят)
Развивать внимание, наблюдательность, воображение
Развивать речевое дыхание, правильную артикуляционную дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

1

19.10.17

 

Эмоционально-образное развитие «Попробуем измениться»

Развивать способности понимать собеседника. Познакомить детей с понятиями слов «мимика», «жест».
Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1

23.10.17

 

«Действие с воображаемыми предметами»

Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.Способствовать развитию правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

1

26.10.17

 

Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

1

30.10.17

 

Учимся говорить по-разному

Обращать внимание детей на интонационную выразительность. Развивать интонационную речь у детей. Проговаривать фразы с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности.

1

2.11.17

 

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1

9.11.17

 

Театральная игра «Кругосветное путешествие

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами.

1

13.11.17

 

Учимся говорить по-разному

Обращать внимание детей на интонационную выразительность. Развивать интонационную речь у детей. Проговаривать фразы с различной интонацией.  Развивать коммуникативные способности.

 

1

16.11.17

 

Культура и техника речи

Совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

20.11.17

 

Театрализованные этюды:
«Цирк зверей»

1.Пополнять словарный запас.
2.Воспитывать умение вежливо обращаться.
3.Уметь действовать с воображаемыми предметами.
4.Совершенствовать память, воображение.

1

23.11.17

 

Культура и техника речи

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

27.11.17

 

«Игровой урок»
Просмотр спектакля
«Как Маша поссорилась с подушкой» - видео

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь, закреплять умение пользоваться понятиями «жест», «мимика».
(конспект №4)
Беседа о сказке «Как Маша поссорилась с подушкой» - разобрать все роли.

1

30.11.17

 

Театральная игра «Семь сыновей»

Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, согласовывать свои действия с другими ребятами.

1

04.12.17

 

Игра в гримёров

Познакомить детей с профессией гримёр. Развивать фантазию, творчество.
Уметь пользоваться гримом на практике.

1

07.12.17

 

Театрализованные
Представления – Театр – экспромт

Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы; развивать воображение, фантазию, детей.

1

11.12.17

 

Игра в гримёров

Продолжать знакомить детей с профессией гримёр. Развивать фантазию, творчество.

1

14.12.17

 

Здравствуй, сказка!
Работа по сценарию «Как Маша поссорилась с подушкой

1. Пробуждать ассоциации детей.
2.Учить вживаться в художественный образ.
3. Увлечь игровой ситуацией.
4. Учить вступать во взаимодействие с партнером.
5. Развивать движения кисти, упражнять в выполнении танцевальных движений.
(разработать танец Цыплят и Петушка).

1

18.12.17

 

Язык жестов

Развивать внимание, память, образное мышление детей. Работа над текстом спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой». Разобрать жесты, к танцу «Собачек».

1

21.12.17

 

«Радостное настроение»

Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

1

25.12.17

 

Театрализованные
Представления – Театр – экспромт

1.Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы.
2. Развивать воображение, фантазию, детей.

1

28.12.17

 

Заучивание текста спектакля
«Как Маша поссорилась с подушкой»

Развивать правильно речевое дыхание, продолжать заучивать текст спектакля, работа над танцевальными движениями «Как Маша поссорилась с подушкой».

1

11.01.18

 

 «Попрыгаем - побегаем»

1.Вовлечь детей в игровой сюжет;
2.Побуждать к двигательной имитации;
3.Учить действовать в рамках заданной ситуации;
4.Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

1

15.01.18

 

«Ритмопластика»

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1

18.01.18

 

«Культура и техника речи»

Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

22.01.18

 

Эмоции

Обучить детей распознанию эмоций (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации. Изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

1

25.01.18

 

«Культура и техника речи»

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Продолжать учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1

29.01.18

 

«Работа над спектаклем
«Как Маша поссорилась с подушкой»

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

1

 1.02.18

 

«Культура речи»

Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действия.

1

05.02.18

 

«Работа над спектаклем
«Как Маша поссорилась с подушкой»

Побуждать к двигательной импровизации. Учить детей дышать правильно. Передавать эмоции, замысел спектакля.

1

08.02.18

 

«Работа над спектаклем
«Как Маша поссорилась с подушкой»

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

1

12.02.18

 

«Разрешите пригласить»

Учить детей взаимодействовать в коллективе.
Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность.

1

15.02.18

 

«Ритмопластика»

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1

19.02.18

 

Театрализованные
Представления – Театр – экспромт

Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы. Развивать воображение, фантазию, детей.

1

22.02.18

 

«Пойду ль я, выйду ль я да!»

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; Совершенствовать выразительность движений;
Развивать умение детей давать характеристику персонажам танца;
Учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

1

26.02.18

 

«Маленький танец»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Учить отмечать смену настроения музыки. Помочь детям понять и осмыслить настроение образного движения. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными двигательными способами.

1

01.03.18

 

Театрализованные этюды:
«Цирк зверей»

Продолжать пополнять словарный запас.Воспитывать умение вежливо обращаться.Уметь действовать с воображаемыми предметами.
Совершенствовать память, воображение.

1

05.03.18

 

«Большие и маленькие ножки»

Учить выразительно двигаться,
Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

1

12.03.18

 

«Во саду ли, в огороде»

Побуждать к двигательной и интонационной имитации.
Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации.
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
Совершенствовать выразительность движений.
Учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

1

15.03.18

 

 «Пойду ль я, выйду ль я да!»

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Совершенствовать выразительность движений.
Развивать умение детей давать характеристику персонажам танца.
Учить внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на него.

1

19.03.18

 

«Сказки бывают разные»

Сочинить сказку «эмоция», «весёлая», «грустная». Учить детей передавать замысел сказки.

1

22.03.18

 

 «Ай, да!»

Учить распознавать эмоциональное по мимике и жесту.
Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую эмоцию у себя на лице и в танцевальных образных движениях.

1

26.03.18

 

 «Мы артисты»

Пробуждать ассоциации детей.
Учить вживаться в художественно-танцевальный образ.
Увлечь игровой ситуацией.
Учить вступать во взаимодействие с партнером.

1

29.03.18

 

 «Маленький танец»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Учить отмечать смену настроения музыки.
Помочь детям понять и осмыслить настроение образного движения.Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными двигательными способами.

1

02.04.18

 

 «Гуляем и пляшем»

Репетиция отдельных сцен спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой». Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку образного танца.
Формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

1

05.04.18

 

Театрализованные этюды

Работа над песенным репертуаром. Учить петь эмоционально, передавать образ своего персонажа. При работе над театрализованными этюдами обращать внимание на эмоции, учить передавать замысел.

1

09.04.18

 

«Три притопа»

Репетиция отдельных сцен и музыкальных номеров к спектаклю ««Как Маша поссорилась с подушкой». Работа над ритмом в игре на музыкальных инструментах в оркестре, в пении песни слушать друг друга.

1

12.04.18

 

 «Здравствуй, дружочек!»

Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь.
Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

1

16.04.18

 

Театрализованные
представления

Развивать память детей.
Учить пересказывать танец при помощи танцевальных жестов.
Учить отвечать на вопросы по содержанию танца, сказке – спектакля.
Развивать эмоциональную сторону детей, создать эмоционально-положительный настрой на танец, игру, показ спектакля.

1

19.04.18

 

Итоговое мероприятие для родителей

Показ спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой».

1

23.04.18

 

Итоговое занятие

Подвести итог работы театрального кружка. Обсуждение с детьми выступления перед родителями.

1

26.04.18

 

Диагностика

Выявление уровня освоения программы ребенком

1

30.04.18

 

Итого:

 

52

 

 

III. Организационный раздел

3.1. Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
Методы и приёмы. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год

Группа

Продолжительность образовательной услуги

Количество занятий
неделя/месяц

Общее кол-во часов в год

Средние, Старшие,
Подготовительные группы

25–30  мин.

1

4

52

Программа рассчитана на 6 месяцев обучения: с октября по апрель, для детей среднего, старшего возраста, подготовительного к школе группе (4-7 лет).

Расписание занятий театрального кружка

  • Понедельник: 10.20 – 10.50
  • Четверг: 10.40 – 11.10

Методы и приемы обучения.

Основная форма проведения занятий практикумов.

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  3. Практические (самостоятельное и совместное исполнение ролей, танцев, игра на музыкальных инструментах).

3.2. Мониторинг

Оценка танцевально-ритмического развития каждого ребенка проводится на основе диагностики, разработанной А.И.Бурениной. Диагностика по программе платной образовательной услуги проводится два раза в год, стартовая (октябрь 2017г.) и по мере освоения программного материала в конце учебного года (25 апреля 2018 года).  (Приложение 1).

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:

1. Чувство музыкального ритма:
- способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.

2. Эмоциональная отзывчивость:
- выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.

3. Танцевальное творчество:
- способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».

4. Игры-драматизации:
- Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнёром.
- Способность к импровизации в создании образа.

5. Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).

3.3. Список средств обучения

Методические: Для реализации программы используются следующие методические материалы:

  • учебно-тематический план;
  • методическая литература для педагогов дополнительного образования;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий, а также видео сказки, сюжеты;
  • таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
  • иллюстрации картин;
  • стихи, скороговорки, загадки по темам занятий;

Материально-техническое оснащение образовательного процесс

  • Технические средства: электропианино «Ямаха», музыкальный центр «Samsung», компьютер «ASPIRE 5551»,
  • микрофоны стационарные, радиомикрофон,
  • Аудио-видео материалы: аудиокассеты, диски «Звуки праздника», музыкальные диски.
  • Наглядно-дидактические пособия, детские музыкальные инструменты.

3.4. Список литературы

  1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2006.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». – СПб, 2000.
  3. Сорокина, Н.Ф. Театр – творчество – дети. М.: АРКТИ, 2004.
  4. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синез, 2007.
  5. Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду» 3–7 лет. – М.: «ВАКО 2007.