Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по-настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты.
К.С.Станиславский
1.1. Пояснительная записка
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Мета предметными результатами изучения программы «Театральная мозаика» является формирование следующих универсальных игровых действий (УИД):
Познавательные УИД:
- определять, различать и называть виды театров, театральных профессий, знать костюмы, атрибуты, театральную терминологию.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы.
Регулятивные УИД:
- уметь работать по предложенному сценарию.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.
- формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
Коммуникативные УИД:
- уметь эмоционально передать тот или иной образ, желание попробовать себя в разных ролях.
- уметь работать над спектаклем в паре, в команде, эффективно распределять обязанности, роли.
1.2. Цель и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (планируемые результаты)
Цель программы: Формирование коммуникативных качеств у детей среднего и старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.
Задачи программы:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами театров.
- Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения).
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
- Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки.
- Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи.
Требования к уровню развития детей (планируемые результаты).
В результате освоения программы, обучающиеся должны:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
- знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием;
- уметь составлять предложения с заданными словами;
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
1.3. Характеристики возрастных особенностей развития детей
Контингент |
Характеристики возрастных особенностей развития детей |
4-7 лет |
- у детей появляется произвольность основных психических процессов: способность целенаправленно управлять своим поведением, восприятием, вниманием, памятью, формируется монологическая речь; |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
Тема |
Программное содержание |
Колич-во часы |
Дата проведения |
Приме |
Давайте познакомимся |
1.Учить выполнять движения ходьбы различного характера в соответствии с содержанием музыки. |
1 |
16.10.17 |
|
Основы |
Формировать у детей чувства уверенности в новой обстановке. |
1 |
19.10.17 |
|
Эмоционально-образное развитие «Попробуем измениться» |
Развивать способности понимать собеседника. Познакомить детей с понятиями слов «мимика», «жест». |
1 |
23.10.17 |
|
«Действие с воображаемыми предметами» |
Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.Способствовать развитию правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. |
1 |
26.10.17 |
|
Разыгрывание этюдов |
Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
1 |
30.10.17 |
|
Учимся говорить по-разному |
Обращать внимание детей на интонационную выразительность. Развивать интонационную речь у детей. Проговаривать фразы с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. |
1 |
2.11.17 |
|
Ритмопластика |
Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. |
1 |
9.11.17 |
|
Театральная игра «Кругосветное путешествие |
Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами. |
1 |
13.11.17 |
|
Учимся говорить по-разному |
Обращать внимание детей на интонационную выразительность. Развивать интонационную речь у детей. Проговаривать фразы с различной интонацией. Развивать коммуникативные способности. |
1 |
16.11.17 |
|
Культура и техника речи |
Совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
1 |
20.11.17 |
|
Театрализованные этюды: |
1.Пополнять словарный запас. |
1 |
23.11.17 |
|
Культура и техника речи |
Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
1 |
27.11.17 |
|
«Игровой урок» |
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь, закреплять умение пользоваться понятиями «жест», «мимика». |
1 |
30.11.17 |
|
Театральная игра «Семь сыновей» |
Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, согласовывать свои действия с другими ребятами. |
1 |
04.12.17 |
|
Игра в гримёров |
Познакомить детей с профессией гримёр. Развивать фантазию, творчество. |
1 |
07.12.17 |
|
Театрализованные |
Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы; развивать воображение, фантазию, детей. |
1 |
11.12.17 |
|
Игра в гримёров |
Продолжать знакомить детей с профессией гримёр. Развивать фантазию, творчество. |
1 |
14.12.17 |
|
Здравствуй, сказка! |
1. Пробуждать ассоциации детей. |
1 |
18.12.17 |
|
Язык жестов |
Развивать внимание, память, образное мышление детей. Работа над текстом спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой». Разобрать жесты, к танцу «Собачек». |
1 |
21.12.17 |
|
«Радостное настроение» |
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности. |
1 |
25.12.17 |
|
Театрализованные |
1.Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы. |
1 |
28.12.17 |
|
Заучивание текста спектакля |
Развивать правильно речевое дыхание, продолжать заучивать текст спектакля, работа над танцевальными движениями «Как Маша поссорилась с подушкой». |
1 |
11.01.18 |
|
«Попрыгаем - побегаем» |
1.Вовлечь детей в игровой сюжет; |
1 |
15.01.18 |
|
«Ритмопластика» |
Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. |
1 |
18.01.18 |
|
«Культура и техника речи» |
Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
1 |
22.01.18 |
|
Эмоции |
Обучить детей распознанию эмоций (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации. Изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. |
1 |
25.01.18 |
|
«Культура и техника речи» |
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Продолжать учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. |
1 |
29.01.18 |
|
«Работа над спектаклем |
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. |
1 |
1.02.18 |
|
«Культура речи» |
Формировать четкую и грамотную речь. Добиваться выразительности действия. |
1 |
05.02.18 |
|
«Работа над спектаклем |
Побуждать к двигательной импровизации. Учить детей дышать правильно. Передавать эмоции, замысел спектакля. |
1 |
08.02.18 |
|
«Работа над спектаклем |
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на работу артикуляционного аппарата, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. |
1 |
12.02.18 |
|
«Разрешите пригласить» |
Учить детей взаимодействовать в коллективе. |
1 |
15.02.18 |
|
«Ритмопластика» |
Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. |
1 |
19.02.18 |
|
Театрализованные |
Учить работать с импровизацией текста эпизодов, сценическим воплощением пьесы. Развивать воображение, фантазию, детей. |
1 |
22.02.18 |
|
«Пойду ль я, выйду ль я да!» |
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса; Совершенствовать выразительность движений; |
1 |
26.02.18 |
|
«Маленький танец» |
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Учить отмечать смену настроения музыки. Помочь детям понять и осмыслить настроение образного движения. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными двигательными способами. |
1 |
01.03.18 |
|
Театрализованные этюды: |
Продолжать пополнять словарный запас.Воспитывать умение вежливо обращаться.Уметь действовать с воображаемыми предметами. |
1 |
05.03.18 |
|
«Большие и маленькие ножки» |
Учить выразительно двигаться, |
1 |
12.03.18 |
|
«Во саду ли, в огороде» |
Побуждать к двигательной и интонационной имитации. |
1 |
15.03.18 |
|
«Пойду ль я, выйду ль я да!» |
Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Совершенствовать выразительность движений. |
1 |
19.03.18 |
|
«Сказки бывают разные» |
Сочинить сказку «эмоция», «весёлая», «грустная». Учить детей передавать замысел сказки. |
1 |
22.03.18 |
|
«Ай, да!» |
Учить распознавать эмоциональное по мимике и жесту. |
1 |
26.03.18 |
|
«Мы артисты» |
Пробуждать ассоциации детей. |
1 |
29.03.18 |
|
«Маленький танец» |
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. |
1 |
02.04.18 |
|
«Гуляем и пляшем» |
Репетиция отдельных сцен спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой». Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку образного танца. |
1 |
05.04.18 |
|
Театрализованные этюды |
Работа над песенным репертуаром. Учить петь эмоционально, передавать образ своего персонажа. При работе над театрализованными этюдами обращать внимание на эмоции, учить передавать замысел. |
1 |
09.04.18 |
|
«Три притопа» |
Репетиция отдельных сцен и музыкальных номеров к спектаклю ««Как Маша поссорилась с подушкой». Работа над ритмом в игре на музыкальных инструментах в оркестре, в пении песни слушать друг друга. |
1 |
12.04.18 |
|
«Здравствуй, дружочек!» |
Поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. |
1 |
16.04.18 |
|
Театрализованные |
Развивать память детей. |
1 |
19.04.18 |
|
Итоговое мероприятие для родителей |
Показ спектакля «Как Маша поссорилась с подушкой». |
1 |
23.04.18 |
|
Итоговое занятие |
Подвести итог работы театрального кружка. Обсуждение с детьми выступления перед родителями. |
1 |
26.04.18 |
|
Диагностика |
Выявление уровня освоения программы ребенком |
1 |
30.04.18 |
|
Итого: |
|
52 |
|
|
III. Организационный раздел
3.1. Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год.
Методы и приёмы. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Продолжительность платной образовательной услуги, количество часов в неделю, месяц, год
Группа |
Продолжительность образовательной услуги |
Количество занятий |
Общее кол-во часов в год |
|
Средние, Старшие, |
25–30 мин. |
1 |
4 |
52 |
Программа рассчитана на 6 месяцев обучения: с октября по апрель, для детей среднего, старшего возраста, подготовительного к школе группе (4-7 лет).
Расписание занятий театрального кружка
- Понедельник: 10.20 – 10.50
- Четверг: 10.40 – 11.10
Методы и приемы обучения.
Основная форма проведения занятий практикумов.
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное исполнение ролей, танцев, игра на музыкальных инструментах).
3.2. Мониторинг
Оценка танцевально-ритмического развития каждого ребенка проводится на основе диагностики, разработанной А.И.Бурениной. Диагностика по программе платной образовательной услуги проводится два раза в год, стартовая (октябрь 2017г.) и по мере освоения программного материала в конце учебного года (25 апреля 2018 года). (Приложение 1).
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:
1. Чувство музыкального ритма:
- способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
2. Эмоциональная отзывчивость:
- выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
3. Танцевальное творчество:
- способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
4. Игры-драматизации:
- Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнёром.
- Способность к импровизации в создании образа.
5. Этюдный тренаж. (Мастерство актёра).
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
3.3. Список средств обучения
Методические: Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- методическая литература для педагогов дополнительного образования;
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий, а также видео сказки, сюжеты;
- таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.
- иллюстрации картин;
- стихи, скороговорки, загадки по темам занятий;
Материально-техническое оснащение образовательного процесс
- Технические средства: электропианино «Ямаха», музыкальный центр «Samsung», компьютер «ASPIRE 5551»,
- микрофоны стационарные, радиомикрофон,
- Аудио-видео материалы: аудиокассеты, диски «Звуки праздника», музыкальные диски.
- Наглядно-дидактические пособия, детские музыкальные инструменты.
3.4. Список литературы
- Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Творческий центр, 2006.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». – СПб, 2000.
- Сорокина, Н.Ф. Театр – творчество – дети. М.: АРКТИ, 2004.
- Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синез, 2007.
- Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду» 3–7 лет. – М.: «ВАКО 2007.