Опыт работы с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного химического  образования  направлено прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении предмета, на индивидуализацию учебного процесса.

И на этом фоне особую актуальность приобретает работа с одаренными детьми. С каждым годом становится все более очевидным тот факт, что только школа, построенная на напряженной работе школьников, с одной стороны, и на внимании к его индивидуальности, с другой, позволяет решить главную задачу одаренного человека - с возможной полнотой реализоваться в профессиональной творческой деятельности.

В статье рассмотрены некоторые способы обучения, позволяющие реализовать творческий потенциал одаренных химически школьников. Поддержать талантливого ученика, разглядеть  и развить его способности - задача не только семьи, но и школы. Координатором развития индивидуальных способностей  одаренных детей является учитель, который должен владеть приемами и методикой  поддержки познавательной активности обучающихся.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.»

Г.В. Плеханов

Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечествен­ных ученых разработала рабочую концепцию одаренности.

Что же такое одаренность?

Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Концепция одаренности» 2003 г.)

Одаренность - этопотенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яр­кими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

  1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
  2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
  3. Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
  4. На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно-научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
И вот наступает для учителя самый ответственный момент: наладить с мотивированными одаренными детьми кропотливую работу для сохранения интеллектуального потенциала и  дальнейшего развития. Каждый учебный год начинаем с планирования, планируем и работу с одаренными детьми.

План работы с одаренными детьми на 2016-2017 учебный год

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Планируемые участники

1

Выявление учащихся, увлеченных химией

Сентябрь, октябрь

 

2

Организация факультатива «Химия и досуг»

Сентябрь

Учащиеся 8-9 классов

3

Разработка программ и расписания факультативных занятий и элективных курсов

Сентябрь, январь

 

4

Подбор олимпиадных заданий  школьного тура

2-я неделя сентября

 

5

Выбор элективных курсов по химии

1-10.09

Мотивированные учащиеся 10-11 классов

6

Подготовка к школьной олимпиаде

Сентябрь, начало октября

Мотивированные учащиеся 8-11 классов

7

Участие в школьной олимпиаде

По графику

Учащиеся 8-11 классов

8

Сбор информации для отправки заявки на участие во Всероссийских химических чемпионатах

До 18 .11

Мотивированные учащиеся      

9

Подготовка победителей школьной олимпиады ко 2-ому туру

4-19.11
4.11- 9.12

Победители школьной олимпиады

10

Выбор темы для научно-исследовательской работы

октябрь

 

11

Участие в окружном туре олимпиады по химии и экологии

20.11
10.12
11.12

Победители школьной олимпиады

12

Участие во Всероссийском химическом  чемпионате «Олимпус» г.Калининград

18-23.12

Мотивированные учащиеся 8-9 классов     

13

Участие во Всероссийском химическом чемпионате. г.Пермь «Центр одаренности»

18-23.01

Мотивированные учащиеся 8-11 классов     

14

Сбор материала для НПК по теме «Содержание углекислого газа в атмосфере школьных кабинетов», «Чистота –залог здоровья»

Ноябрь-декабрь

Учащийся 8 «а» кл.-Акобян А.,
Сарбитова И.-
учащаяся 9 «а» кл.

15

Использование ЦЛ «Архимед» для изучения термохимических процессов

ноябрь

Профильная группа 11 класса

16

Использование ЦЛ «Архимед» для изучения скорости химических реакций

декабрь

Профильная группа 11 класса

17

Использование ЦЛ «Архимед» для подготовки к ЕГЭ

ежемесячно

Мотивированные учащиеся 11 класса

18

Использование ЦЛ «Архимед» для изучения строения пламени

 

Мотивированные учащиеся  8-х класса, посещающие факультатив «Химия для любознательных»

19

Использование ЦЛ «Архимед» для изучения рН среды раствора

январь

Профильная группа 11 класса

20

Использование дифференцированных заданий на уроках

систематически

 

21

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

еженедельно

Мотивированные учащиеся 9,11 классов

Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю педагогические  технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • групповые технологии
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технологию исследовательской деятельности в сочетании с методом проектов;
  • проблемное обучение;

а также следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы
  • курсы по выбору
  • участие в олимпиадах
  • занятия в профильных классах
  • внеклассные мероприятия и др.

Остановлюсь на некоторых из них.

Исследовательская деятельность в сочетании с методом проектов

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.

Все практические работы, которые выполняются на уроках химии несут элементы исследовательской деятельности. Но важно, чтобы происходило расширение исследовательских компетентностей. И потому ребятам я предлагаю домашние задания не только по параграфу учебника, но и опыты, проведенные в домашних условиях, предварительно повторив соблюдение техники безопасности. Например, при изучении темы «Физические и химические явления» провести следующие реакции, пронаблюдав признаки этих  процессов:

  1. К 1/3 чайной ложки стирального порошка прилить сок красной свеклы;
  2. К 1/3 ч.л.пищевой соды прилить столовый уксус.

Или при изучении темы «Полисахариды» в 10 классе предлагаю проверить различные продукты питания на наличие крахмала. Именно мотивированные дети с удовольствием выполняют эти задания. Ну и особое место имеет  участие в научно-практических конференциях. Выбрав проект ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с ожидаемым и корректирует деятельность. Работу над проектом  организуется в несколько этапов: подготовка, планирование,  исследование (в том числе и теоретическое), результаты и (или) выводы, представление или отчет(в виде презентации), оценка результатов.

Некоторые  проектные работы моих учеников были представлены на школьных, окружных научно-практических конференциях, а такие работы как «Качество чая», и «Автомобиль – не роскошь, а источник загрязнений» - на областной НПК.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Так, при изучении в 9 классе темы «Амфотерные соединения» учащиеся проводят химический эксперимент: Получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению Al3+ + 3OHl-- = Al(OH)3 зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности.

Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Например, при изучении металлов предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушиться белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины или избавиться от черного налета на серебряной цепочке.

Благодаря информационно-коммуникативным технологиям  существенно повышается эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей.

В первую очередь хочется отметить на большой выбор готовых электронных продуктов, которые  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмета; отразить существенные стороны химических объектов,  зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

При подготовке к ЕГЭ и ГИА используем с ребятами интернет-ресурсы (в основном сайты «Фипи», «Решу ЕГЭ»). Также  имеется у нас цифровая база – видео по неорганической химии, которой с удовольствием используем не только на уроках, но и на элективных курсах и факультативах.

При изучении в 11 классе тем «Тепловой эффект химической реакции», «Водородный показатель» в профильной группе провожу практические работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед», в 8 классе на факультативе «Химия и досуг» работаем с термодатчиками.

Элективные курсы.

В качестве предметно-ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу предпрофильный курс «Химики в лаборатории», автором которого являюсь сама. Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профессии, связанной с предметом.

Фото 1. Экскурсия в химическую лабораторию районной ветлаборатории

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие предметно-ориентированные курсы: «Углубленное изучение органической химии через систему экспериментальных работ», «Основы химических методов исследования вещества», «Введение в фармацевтическую химию», «Решение задач повышенного уровня сложности». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.

Подготовка учащихся к олимпиадам.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу, стараемся участвовать в олимпиадах не только школьного, окружного, но и в всероссийских предметных чемпионатах, выбор которых с каждым годом расширяется.

Одаренные дети- мои помощники. Они возглавляют звенья, когда использую групповую форму работы.  Они помогают проводить опыты во время проведения открытых уроков, при проведении внеклассных мероприятий. В конце учебного года я провожу в 8-х  классах общественный смотр знаний по химии. В состав жюри приглашаю старшеклассников, увлекающихся химией. Приятно наблюдать в качестве экспертов своих учеников, в глазах которых читается гордость за свой уровень знаний, который они могут реально продемонстрировать младшим школьникам.

Все вышесказанное – лишь малая толика технологии обучения одаренных детей. В которой есть множество нюансов и подводных камней. Выстраивая систему работы  с одаренными детьми особо понимаешь что  учителю нельзя  стоять на месте,  все время нужно двигаться вперед. Личным достижением считаю, что наши выпускники конкурентоспособны  при поступлении на химические и медицинские специальности ВУЗов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.  Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 –3.
  2. Битуова Д.Р.  Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская  деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157 
  3. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе. - №4. – 2006. – с. 2-3
  4. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
  5. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
  6. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. // Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64

Интернет-ресурсы.

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271. http://www.mon.gov.ru/
  2. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
  3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
  4. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc