Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного химического образования направлено прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении предмета, на индивидуализацию учебного процесса.
И на этом фоне особую актуальность приобретает работа с одаренными детьми. С каждым годом становится все более очевидным тот факт, что только школа, построенная на напряженной работе школьников, с одной стороны, и на внимании к его индивидуальности, с другой, позволяет решить главную задачу одаренного человека - с возможной полнотой реализоваться в профессиональной творческой деятельности.
В статье рассмотрены некоторые способы обучения, позволяющие реализовать творческий потенциал одаренных химически школьников. Поддержать талантливого ученика, разглядеть и развить его способности - задача не только семьи, но и школы. Координатором развития индивидуальных способностей одаренных детей является учитель, который должен владеть приемами и методикой поддержки познавательной активности обучающихся.
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.»
Г.В. Плеханов
Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности.
Что же такое одаренность?
Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Концепция одаренности» 2003 г.)
Одаренность - этопотенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
- Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
- Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
- Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
- На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно-научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
И вот наступает для учителя самый ответственный момент: наладить с мотивированными одаренными детьми кропотливую работу для сохранения интеллектуального потенциала и дальнейшего развития. Каждый учебный год начинаем с планирования, планируем и работу с одаренными детьми.
План работы с одаренными детьми на 2016-2017 учебный год
№ п/п | Название мероприятия |
Сроки проведения |
Планируемые участники |
1 |
Выявление учащихся, увлеченных химией |
Сентябрь, октябрь |
|
2 |
Организация факультатива «Химия и досуг» |
Сентябрь |
Учащиеся 8-9 классов |
3 |
Разработка программ и расписания факультативных занятий и элективных курсов |
Сентябрь, январь |
|
4 |
Подбор олимпиадных заданий школьного тура |
2-я неделя сентября |
|
5 |
Выбор элективных курсов по химии |
1-10.09 |
Мотивированные учащиеся 10-11 классов |
6 |
Подготовка к школьной олимпиаде |
Сентябрь, начало октября |
Мотивированные учащиеся 8-11 классов |
7 |
Участие в школьной олимпиаде |
По графику |
Учащиеся 8-11 классов |
8 |
Сбор информации для отправки заявки на участие во Всероссийских химических чемпионатах |
До 18 .11 |
Мотивированные учащиеся |
9 |
Подготовка победителей школьной олимпиады ко 2-ому туру |
4-19.11 |
Победители школьной олимпиады |
10 |
Выбор темы для научно-исследовательской работы |
октябрь |
|
11 |
Участие в окружном туре олимпиады по химии и экологии |
20.11 |
Победители школьной олимпиады |
12 |
Участие во Всероссийском химическом чемпионате «Олимпус» г.Калининград |
18-23.12 |
Мотивированные учащиеся 8-9 классов |
13 |
Участие во Всероссийском химическом чемпионате. г.Пермь «Центр одаренности» |
18-23.01 |
Мотивированные учащиеся 8-11 классов |
14 |
Сбор материала для НПК по теме «Содержание углекислого газа в атмосфере школьных кабинетов», «Чистота –залог здоровья» |
Ноябрь-декабрь |
Учащийся 8 «а» кл.-Акобян А., |
15 |
Использование ЦЛ «Архимед» для изучения термохимических процессов |
ноябрь |
Профильная группа 11 класса |
16 |
Использование ЦЛ «Архимед» для изучения скорости химических реакций |
декабрь |
Профильная группа 11 класса |
17 |
Использование ЦЛ «Архимед» для подготовки к ЕГЭ |
ежемесячно |
Мотивированные учащиеся 11 класса |
18 |
Использование ЦЛ «Архимед» для изучения строения пламени |
|
Мотивированные учащиеся 8-х класса, посещающие факультатив «Химия для любознательных» |
19 |
Использование ЦЛ «Архимед» для изучения рН среды раствора |
январь |
Профильная группа 11 класса |
20 |
Использование дифференцированных заданий на уроках |
систематически |
|
21 |
Подготовка к ГИА и ЕГЭ |
еженедельно |
Мотивированные учащиеся 9,11 классов |
Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- групповые технологии
- информационно-коммуникативные технологии
- технологию исследовательской деятельности в сочетании с методом проектов;
- проблемное обучение;
а также следующие формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы
- курсы по выбору
- участие в олимпиадах
- занятия в профильных классах
- внеклассные мероприятия и др.
Остановлюсь на некоторых из них.
Исследовательская деятельность в сочетании с методом проектов
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
Все практические работы, которые выполняются на уроках химии несут элементы исследовательской деятельности. Но важно, чтобы происходило расширение исследовательских компетентностей. И потому ребятам я предлагаю домашние задания не только по параграфу учебника, но и опыты, проведенные в домашних условиях, предварительно повторив соблюдение техники безопасности. Например, при изучении темы «Физические и химические явления» провести следующие реакции, пронаблюдав признаки этих процессов:
- К 1/3 чайной ложки стирального порошка прилить сок красной свеклы;
- К 1/3 ч.л.пищевой соды прилить столовый уксус.
Или при изучении темы «Полисахариды» в 10 классе предлагаю проверить различные продукты питания на наличие крахмала. Именно мотивированные дети с удовольствием выполняют эти задания. Ну и особое место имеет участие в научно-практических конференциях. Выбрав проект ученик намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с ожидаемым и корректирует деятельность. Работу над проектом организуется в несколько этапов: подготовка, планирование, исследование (в том числе и теоретическое), результаты и (или) выводы, представление или отчет(в виде презентации), оценка результатов.
Некоторые проектные работы моих учеников были представлены на школьных, окружных научно-практических конференциях, а такие работы как «Качество чая», и «Автомобиль – не роскошь, а источник загрязнений» - на областной НПК.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Так, при изучении в 9 классе темы «Амфотерные соединения» учащиеся проводят химический эксперимент: Получение гидроксида алюминия согласно ионному уравнению Al3+ + 3OHl-- = Al(OH)3 зависит от того, какой реактив приливается к избытку другого реактива. В случае добавления нескольких капель щелочи к раствору соли алюминия осадок образуется и сохраняется. Если несколько капель раствора соли алюминия добавить к избытку щелочи, то образующийся вначале осадок сразу же растворяется. Почему? Решение возникшей проблемы позволит перейти к рассмотрению амфотерности.
Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде. Например, при изучении металлов предлагаю учащимся помочь хозяйке, которая повесила сушиться белье на железную проволоку, в результате чего на нём оказались пятна ржавчины или избавиться от черного налета на серебряной цепочке.
Благодаря информационно-коммуникативным технологиям существенно повышается эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей.
В первую очередь хочется отметить на большой выбор готовых электронных продуктов, которые позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмета; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
При подготовке к ЕГЭ и ГИА используем с ребятами интернет-ресурсы (в основном сайты «Фипи», «Решу ЕГЭ»). Также имеется у нас цифровая база – видео по неорганической химии, которой с удовольствием используем не только на уроках, но и на элективных курсах и факультативах.
При изучении в 11 классе тем «Тепловой эффект химической реакции», «Водородный показатель» в профильной группе провожу практические работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед», в 8 классе на факультативе «Химия и досуг» работаем с термодатчиками.
Элективные курсы.
В качестве предметно-ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу предпрофильный курс «Химики в лаборатории», автором которого являюсь сама. Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профессии, связанной с предметом.
Фото 1. Экскурсия в химическую лабораторию районной ветлаборатории
В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие предметно-ориентированные курсы: «Углубленное изучение органической химии через систему экспериментальных работ», «Основы химических методов исследования вещества», «Введение в фармацевтическую химию», «Решение задач повышенного уровня сложности». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.
Подготовка учащихся к олимпиадам.
Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу, стараемся участвовать в олимпиадах не только школьного, окружного, но и в всероссийских предметных чемпионатах, выбор которых с каждым годом расширяется.
Одаренные дети- мои помощники. Они возглавляют звенья, когда использую групповую форму работы. Они помогают проводить опыты во время проведения открытых уроков, при проведении внеклассных мероприятий. В конце учебного года я провожу в 8-х классах общественный смотр знаний по химии. В состав жюри приглашаю старшеклассников, увлекающихся химией. Приятно наблюдать в качестве экспертов своих учеников, в глазах которых читается гордость за свой уровень знаний, который они могут реально продемонстрировать младшим школьникам.
Все вышесказанное – лишь малая толика технологии обучения одаренных детей. В которой есть множество нюансов и подводных камней. Выстраивая систему работы с одаренными детьми особо понимаешь что учителю нельзя стоять на месте, все время нужно двигаться вперед. Личным достижением считаю, что наши выпускники конкурентоспособны при поступлении на химические и медицинские специальности ВУЗов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 –3.
- Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
- Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе. - №4. – 2006. – с. 2-3
- Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
- Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106
- Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. // Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64
Интернет-ресурсы.
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271. http://www.mon.gov.ru/
- Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
- Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
- «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской http://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc