Интеграция образовательных областей развития: речевое, социально-коммуникативное, познавательное.
Возрастная группа: старшая группа, возраст 5-6 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Обратить внимание детей на проблему взаимодействия человека и природы, в частности, на сохранение елей.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Формировать грамматические средства языка и навыки словообразования.
- Закреплять согласование числительного с существительным.
- Расширять умение подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
- Продолжать упражнять в составлении предложений, связного рассказа с помощью приемов мнемотехники.
2. Развивающие задачи:
- Развивать умение чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы.
- Формировать желание познавать окружающий мир.
- Расширять кругозор детей.
- Развивать стремления выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
- Воспитывать умение слушать педагога.
- Формировать привычку слушать собеседника и не перебивать его.
- Воспитание экологического образования в ДОУ.
Словарная работа:
- искусственная (ель), натуральная;
- материал;
- деревянные (игрушки), стеклянные, пластмассовые;
- предлоги НА, ПОД, В, ВОКРУГ;
- еловые семена, пенек.
Материал:
- ёлка, наряженная елочными игрушками;
- магнитная доска;
- магнитофон, диск с записью мелодии «В лесу родилась ёлочка» Л.К.Бекмана;
- плоскостные изображения высокой елки, елки пониже, пенька, шишки, птицы, зайца, белки, вьюги;
- мешочек с елочными игрушками;
- елочные шары со схемами предлогов НА,В, ПОД, ВОКРУГ;
- мешочек;
- печатные схемы предлогов, стрелочки - 4 шт.;
- шишки;
- листы голубого картона;
- желтые, синие, зеленые треугольники, коричневые квадраты, вырезанные из цветной бумаги по количеству детей;
- маленькие изображения зайцев и белок по количеству детей;
- белые шерстяные нитки.
Предварительная работа:
- знакомство с предлогами НА, ПОД, В.
- тренировка в построении предложений по схемам с использованием предлогов.
- выполнение различных упражнений на формирование ориентации в пространстве.
- заучивание слов к физкультминутке.
- заучивание с ребенком стихотворения «Мне ёлку купили».
Методы и приёмы с детьми:
- наглядный метод: наглядные картинки, схемы.
- словесные методы: диалог, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
- практические методы: угадывание на ощупь, составление картинки из геометрических фигур.
- игровой метод: самомассаж рук с помощью шишки, обыгрывание слов действиями.
1. Организационный этап.
В центре группы стоит наряженная искусственная ель. Под мелодию песни «В лесу родилась елочка» Л.К.Бекмана дети с педагогом входят в группу и водят хоровод вокруг елки, осматривая ее.
Логопед: ребята, недавно мы отпраздновали самый любимый всеми праздник – Новый год. Скажите, а вы узнали мелодию под которую мы зашли в группу? (Ответы детей)
Давайте мы вспомним слова к этой мелодии, а я вам помогу (припоминают).
Ребята, скажите как вы относитесь к тому, что к Новому году срубают елки? (Ответы детей) Да, очень жаль елочку, которая росла зимой и летом, а человек в один момент оборвал ее жизнь, оставив на ее месте пенек (логопед на магнитную доску прикрепляет фотографию натуральной большой ели и пенек рядом с ней. Пенек с правой стороны доски, елка – чуть левее). Присаживайтесь на стулья.
2. Основной этап.
Логопед: Скажите, всегда ли люди дома украшают настоящую ёлку? (Ответы детей)
Перед вами какая елка? (Ответы детей)
Чем отличается искусственная елка от натуральной? (Ответы детей)
Согласование числительных с существительными.
Логопед: Ребята, полюбуйтесь на нашу елочку, какими игрушками она украшена? (Ответы детей)
Сейчас каждый из вас будет считать игрушки на елке, а какие именно, каждый определит на ощупь. В моем волшебном мешочке тоже лежат такие игрушки, и вам надо угадать, что именно вам нужно считать (количество игрушек совпадает с количеством детей: шар, звезда, колокольчик, бантик, снежинка, рыбка).
Скажите, чем вы дома украшали новогоднюю елку? (Ответы детей)
Почему нельзя украшать елку горящими свечами? (Ответы детей)
Из какого материала могут быть елочные игрушки? (Ответы детей)
Образование качественных прилагательных.
Логопед: Посмотрите на свою игрушку в руках и скажите, из какого материала она сделана? Значит она какая? (Ответы детей: стеклянная, деревянная, пластмассовая, бумажная)
Как вы думаете, елочные игрушки были всегда? (Ответы детей)
Ёлку в давние времена украшали не только игрушками, на нее вешали конфеты, баранки, яблоки, орехи.
Посмотрите, какие необычные шары есть еще на нашей елке (шары с изображением схем предлогов НА, В, ПОД, ВОКРУГ).
Ребята, давайте посмотрим на шары с рисунками и вспомним маленькие слова, которые нам помогают друг друга понимать. (Дети называют предлоги-схемы)
Скажите, ребята, когда мы зашли в группу, что мы делали? (Ответы детей)
Правильно, мы водили хоровод вокруг ёлки, и я хочу познакомить вас с новым маленьким словом ВОКРУГ, его говорят, когда кто-то или что-то двигается по кругу.
Давайте, на магнитную доску прикрепим елочку поменьше и узнаем, как же ей жилось в лесу (слева от большой). Только будем говорить об этом в прошедшем времени. В этом вам помогут схемы-помощники.
Составление предложений с опорой на схемы:
Логопед: Как вы думаете, где ёлка нужнее, у нас дома или в лесу? (Ответы детей)
Скажите, а вы знаете, где созревают еловые семена? (Ответы детей)
Правильно, в еловой шишке.
Прикрепляем на доску плоскостную шишку и плоскостные еловые семена (шишка - с левой стороны доски, семена – правее).
Самомассаж рук еловыми шишками.
Я на елочке сижу,
С высоты на всех гляжу (перекладывать шишку из руки в руку).
Ну а если упаду, (присесть и катать шишку между ладоней)
Снова елку посажу (медленно вставать и перекладывать шишку из руки в руку).
Вырастет она большая
И красивая такая (вытянуться на носочках, катать шишку между ладоней).
Птицы, звери, приходите,
Все на ёлку поглядите (подкидывать слегка шишку, ловить).
Развитие пространственного восприятия.
Логопед: Я предлагаю вам посадить свою елочку на листе бумаги. У вас на столах лежат разноцветные геометрические фигуры. Слушайте внимательно задание и сажайте свои ёлки.
Задание:
- положите желтый треугольник ПОД синим;
- положите зеленый треугольник НАД синим;
- положите коричневый квадрат ПОД желтым треугольником;
- ВОКРУГ елки из ниток сделайте вьюгу;
- СПРАВА от елки посадите зайца;
- СЛЕВА от елки посадите белку.
Посмотрите, какие замечательные лесные елки у вас получились.
Составление рассказа с опорой на картинки.
Логопед: Теперь обратите внимание на доску. Это – жизнь новогодней ёлки. Кто попробует рассказать о ней?
(Шишка растет на елке, из нее выпадает семя, оно прорастает и начинает расти елочка, вырастает высокая, красивая, потом приходит человек и срубает елку, оставляет пенек).
3. Итог.
Логопед: Молодцы, ребята.
- Скажите, какие выводы вы сделали для себя?
- Какую ёлку вы хотели бы нарядить у себя дома на следующий год?
- Что нового вы для себя узнали?
А теперь в заключение послушайте стихотворение Ирины Токмаковой под названием «Живи ёлочка!» (читает ребенок):
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто — ветру, метели,
Такой же красивой не спиленной ели!