Тема: «Deutschsprachige Literatur»
УМК «Alles klar!», авторы О.А.Радченко и Г.Хебелер.
Цель урока: активизация лексических и грамматических навыков по теме «Deutschsprachige Literatur» в устной и письменной речи.
Комментарий.
О методике «обучение по станциям».
«Обучение по станциям» – одна из современных методик, которая применяется в основном при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Разработка данной методики принадлежит немецким методистам (К.Рауер, М.Шмидт, Б.Шютте и др.)
«Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправится сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной. При работе с применением данной методики учителю отводится роль наблюдателя. Но он в любой момент может и оказать помощь учащимся. Это дает ему возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися.
«Плюсы» методики «Обучения по станциям»:
- Каждый ребенок выбирает свой собственный путь обучения.
- Каждый ребенок работает в своем собственном темпе.
- Каждый ребенок (по крайней мере, частично) сам определяет основные направления своей работы.
- Каждый ребенок изучает и стратегии своего обучения, он опробывает различные техники обучения.
- «Обучение по станциям» помогает развивать чувство самоконтроля, чувство ответственности за выполнение поставленной задачи.
- Учитель во время такого урока имеет больше времени для наблюдения.
- Учителю в данном случае принадлежит роль советника.
- Постановка задач и материальное оснащение станций облегчают деятельностный подход к решению поставленных на станциях задач.
- На некоторых станциях можно приготовить материал индивидуально для каждого ученика.
- Часто на станциях имеется материал, позволяющий ученику провести контроль и самоконтроль выполненного им задания.
- Задания на всех станциях должны быть различными как по их социальным формам, так и по обращению с учебным материалом.
- Работа на станциях всегда посвящена какой-либо одной теме.
- «Обучение по станциям» предполагает различные возможности участия школьников в планировании и организации урока.
На данном уроке систематизируются, активируются и контролируются лексические и грамматические навыки по теме. Также осуществляется контроль навыков монологической и диалогической речи. Основным положительным моментом данной методики является тот факт, что учащиеся на уроке действуют либо слаженной, хорошо организованной командой, либо работают индивидуально. Но в любом случае, ученики сами решают, в какой последовательности и какие упражнения они выполняют, определяют для себя уровень сложности задания. Учитель в данной ситуации выполняет роль организатора и координатора.
В основе урока лежит работа с аутентичным текстом. Условно урок можно разделить на три этапа: предтекстовое задание, текстовое задание и послетекстовое задание. Затем учащимся предлагается «путешествие» по станциям: говорение, понимание текста, работа с лексикой, письмо.
В блоке «Говорение» предлагаются задания: выразить свое мнение по теме, провести опрос среди одноклассников и представить результаты, составить диалог. В блоке «Понимание текста» предлагаются задания: ответить на вопросы по тексту, подобрать подходящие заголовки к тексту. В блоке «Лексика» предлагаются задания: работа с определениями выражений, работа с устойчивыми оборотами. В блоке «Письмо» предлагаются задания: написать письмо или сочинение или приглашение.
Die genaue Unterrichtsskizze
Zirkel |
Ziele |
Aktivität der Lehrkraft |
Aktivität der Schüler |
Sozialform |
Material |
I. Vor-dem-Lesen-Phase |
|||||
1 |
Развитие навыков неподготовленной речи, развитие навыков прогнозирования содержания, обоснования своего мнения |
1. Предлагает учащимся фотографии известных писателей и поэтов и информацию, подходящую к одному из фото. |
- Читают информацию, предполагают, к какой фотографиии она относится, дискутируют. |
Групповая |
- Есть интерактивность |
2 |
Развитие навыков анализа |
2. - Предлагает учащимся провести в своей группе опрос, касающийся значению книги в жизни человека. |
- Отвечают на вопросы своего партнера
- Обобщают услышанное, готовят (совместно) краткое высказывание |
Групповая+ фронталь- |
|
3 |
Развитие навыков диалогической речи |
3. – Предлагает учащимся составить диалог по теме: «Unsere Schulbibliothek». |
- Составляют диалог по заданной теме. |
Парная |
|
II. Während-des-Lesens-Phase |
|||||
1 |
Развитие навыков прогнозирования содержания текста |
- Предлагает учащимся вопросы к тексту |
- Читают вопросы, предполагают, о чем может быть текст. |
Индивидуальная, групповая |
-Снижение барьера непонимания |
2 | Развитие навыков чтения и умений извлечения полной фактической и детальной информации, имеющейся в тексте. | - Предлагает текст для прочтения с полным охватом содержания (с использованием слов) | - Читают текст с полным охватом содержания |
Индивидуальная, коллективная | |
- Предлагает ответить на вопросы, предложенные заранее | - Отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Конкретизация информации о прочитанном | ||
- Предлагает учащимся несколько заголовков - Предлагает определить, какой заголовок подходит к какому отрывку текста |
- Определяют, какой заголовок подходит к абзацу из текста | - Делятся на группы/на пары (групповая) Возможно выполнение упражнения на скорость |
- Мотив успеха, стремление побеждать в соревновании - Конкретизация информации о прочитанном |
||
III. «Nach – dem-Lesen-Phase» |
|||||
1 | Развитие лексических и орфографических навыков | 1. Предлагает вставить в предложения подходящие по смыслу слова | Используют выписанные англицизмы, вставляют в предложения подходящие по смыслу слова | Индивидуальная, групповая | Развитие логического мышления |
2. Предлагает список слов и дефиниций к ним. Необходимо к каждому слову подобрать правильное объяснение | Используют контекст, подбирают к словам подходящие объяснения | Индивидуальная, групповая | |||
3. Предлагает существительные и глаголы из текста | Используют текст, подбирают к каждому существительному подходящий по смыслу глагол | Индивидуальная или парная | Конкретизация информации о прочитанном | ||
4. Предлагает игру на память «Memory-Spiel» | Используют существительные и глаголы из предыдущего упражнения | Парная | Закрепление лексики по прочитанному тексту | ||
2
|
Развитие навыков письма
|
1. Предлагает ознакомиться с порядком написания и содержания письма |
Знакомятся с предложениями, переводят |
Индивидуальная, коллективная |
Развитие логического мышления, фантазии |
3. Предлагает разделить все предложения на группы |
Заполняют таблицу, предложенную учителем | Индивидуальная, коллективная | Развитие логического мышления, фантазии; креативность.
|
||
4. Предлагает написать: |
Выбирают понравившееся задание и выполняют его в качестве домашнего. Выполняют письменное задание с использованием предложенных ранее вводных предложений. | индивидуальная
|
|||
А) сочинение на тему «Мой любимый писатель» |
|||||
Б) письмо другу, который не любит читать книги. Постарайся убедить его в том, что читать полезно и интересно. |
|||||
В) Приглашение другу посетить библиотеку на Южном полюсе. |
Der Text: «Bücher für Pinguine?» aus «Juma» № 2/2006.
Der Text ist für die 9. Klasse zum Thema «Deutschsprachige Literatur». Den Text kann man beim Studium von diesem Thema als Hauslektüre wählen.
Bücher für Pinguine?
Eine seltsame Idee: In der Antarktis wird eine Bibliothek eröffnet.
Nein, das ist kein Witz. Eine außergewöhnliche Idee ist wahr geworden. Der Kölner Künstler Lutz Fritsch (50) hat eine Bibliothek in der Antarktis eröffnet. Sie befindet sich in einem grünen Container und ist nur zwölf Quadratmeter groß. In ihrem Inneren gibt es Bücher, ein bequemes Sofa und einen Lesetisch. Darüber ist ein kleines Fenster, aus dem man in die Eislandschaft gucken kann. Eine Heizung ist zum Glück auch da.
Doch wer soll die Bibliothek nutzen? „Die Pinguine“, könnte ein Spaßvogel antworten. Doch die Sache ist ernst gemeint. Die Bibliothek steht zwar alleine in der weißen Eislandschaft. Doch 200 Meter entfernt liegt die Neumayer-Forschungsstation. Dort arbeiten Wissenschaftler und Techniker für das deutsche Alfred-Wegener- Institut für Polar- und Meeresforschung. Für diese Menschen ist die Bibliothek gedacht.
1 000 Bücher will der Künstler Lutz Fritsch in die Bibliothek stellen. Bislang hat er 500 gesammelt und selbst dort hingebracht. Mit einem russischen Eisbrecher ist er im Dezember 2004 in die Antarktis gefahren. Die Sache mit den Büchern ist übrigens gar nicht so einfach. Es sollen ja keine beliebigen Bücher sein. Fritsch hat Künstler, Schriftsteller und Wissenschaftler angeschrieben. Sie sollten selbst ein Buch auswählen und dann stiften. Jedes Buch soll zu den Menschen passen, die in der Antarktis arbeiten. Denn das Leben dort ist schwer, aber auch interessant. Am Südpol gibt es viele Monate lang kein Tageslicht. Es ist extrem kalt. Man sieht nur Eis und sonst nichts. Nicht mal den Horizont. Lutz Fritsch war vor einigen Jahren schon einmal dort. Er hat sich sehr verlassen gefühlt.
Einige prominente Menschen haben Bücher für die Bibliothek im Eis geschickt. Zwei Nobelpreisträger für Literatur sind darunter. Der Deutsche Schriftsteller Günter Grass hat sein Buch „Hundejahre“ ausgewählt, die Österreicherin Elfriede Jelinek ihr Werk namens „Lust“. „Die Forschungsreise“ heißt das Buch, das der Schweizer Urs Widmer geschickt hat. Auch er hat es selbst geschrieben. Der junge Filmemacher Tom Tykwer („Lola rennt“) hat etwas wunderbar Passendes für die langen Winter ohne Tageslicht ausgesucht: „Der Plan von der Abschaffung des Dunkels“ von dem Dänen Peter Hoeg. Es sind aber auch viele unbekannte Buchstifter dabei.
Mit der Bibliothek im Eis will Fritsch auch einen „Raum des Nachdenkens“ schaffen. Für ihn ist sie ein Kunstwerk. Viele Jahre hat er daran gearbeitet. Nun gibt es sie wirklich. In einem Jahr sollen die restlichen 500 Bücher folgen.
Stationenplan
Nr |
Pflichtstationen/ |
Wahlstationen/ |
Sozialform |
Zeit |
Kommentar |
1 Station | Sprechen Aufgabe 1a: Äuβere deine Meinung über das Bild. Begründe deine Meinung |
In der Kleingruppe, dann zusammen mit der Klasse | 3 min | ||
Aufgabe 1b: Eine Umfrage durchführen, Ergebnisse zusammenfassen | allein | 3 min | |||
Aufgabe 1c: Einen Dialog bilden «Unsere Schulbibliothek». | In der Kleingruppe, zu zweit mit dem Partner |
6 min | Diese Aufgabe kannst du nur nach Station 2 machen. | ||
2 Station |
Leseverstehen |
Aufgabe 2a: Die Fragen zum Text beantworten |
Allein oder mit dem Partner |
12 min |
Du kannst hier für Aufgabe 2a oder 2b oder für beide Aufgaben entscheiden. |
3 Station |
Wortschatz |
Aufgabe 3a: Mit Nomen und Verben aus dem Text arbeiten und spielen. |
Allein, mit dem Partner |
7 min |
Du kannst dich hier für Aufgabe 3a oder 3b oder für zwei Aufgaben entscheiden |
Aufgabe 3b: Einzelne Wörter aus dem Text einsprachig erklären |
Allein oder mit dem Partner |
||||
4 Station | Schreiben | Aufgabe 4a: Inhalte eines Leserbriefes festlegen. | In der Kleingruppe oder zu zweit mit dem Partner | 7 min | |
|
Aufgabe 4b: Redemittel für einen Aufsatz auswählen. |
allein
|
30-40
|
Als Hausaufgabe möglich |