Сказание о Рождестве Христовом

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (63 МБ)


Основные темы презентации:

  1. Рождественский тропарь
  2. Тайны Рождества
  3. Старинные секреты украшения рождественского стола
  4. Колядки
  5. Старинные и современные рождественские открытки
  6. Рождественская ёлочка
  7. Викторина

Цель: воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Материально-техническое оснащение: стенд с старинными и современными открытками о Рождестве Христове, выставка литературы о Рождестве Христове, мультимедийный проектор, предметы для украшения рождественского стола.

Задачи:

Образовательные:

  • Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры.
  • Обогащать словарный запас детей к изучению истории православной культуры.

Развивающие:

  •  развивать у учащихся навык критического слушания;
  •  развивать умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия и интернет ресурсами.
  • Развитие универсальных учебных действий: развитие навыка смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.
  • воспитывать широкий спектр познавательных интересов ключевых компетентных интересов ключевых компетенций обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
  • осуществлять рефлексию в творческой работе;

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
  • Предметные: воспроизводить даты событий, имена исторических личностей; рассказывать о событиях; анализировать, оценивать информацию в различных источниках
  • Метапредметные
    • Познавательные УУД: находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
    • Регулятивные УУД: принимать и сохранять, формулировать задачи урока; осуществлять рефлексию в творческой работе;
    • Коммуникативные УУД: формулировать собственные мысли, высказывания; обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: беседа, частично-поисковый, исследовательский, вербальный, наглядный, аналитический.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование:  мультимедиа, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент

(Слайд 1) Добрый день, уважаемые гости!

Добрый день, ребята! Мы снова вместе. Я очень рады видеть вас!

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими помощниками.

II. Основной этап

1. Вступительное слово учителя.

(Слайд 2) Наш урок  будет необычным. В нем присутствует много волшебства. А тема нашего урока: «Сказание о Рождестве Христовом».
В рождественскую ночь в православном  храме поют тропарь.

Текст тропаря Рождества Христова напоминает событие, которое стоит на первом месте не только в календарном году, но и среди двунадесятых  праздников. Рождество Спасителя предсказанное пророками за несколько тысячелетий  ознаменовало  переход  человечества от ветхого закостенелого мышления к новому, более прогрессивному. Итак, послушаем рождественский тропарь. (Звучит рождественский тропарь)

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира. Я думаю, что вам будет интересно узнать историю о тайне рождения Иисуса Христа. Я приглашаю экскурсовода к доске   совершить мини-экскурсию в прошлое на 2.000 лет назад.

(Выступление экскурсовода)

(Слайд 3) Тайну рождения Иисуса Христа первыми почувствовали не люди и даже не животные, а растения. Из древних повествований я  узнала, что в суровую зимнюю пору, насколько она может быть суровой в Палестине, вдруг появились на винограднике Вифлеемские свежие листочки, вопреки законам природы. Таким образом иудейский языческий мир получил предуведомление о том, что ночью явится в мир долгожданный искупитель.

Скоро там, за окном совершится главное таинство и чудо. Если вам  повезёт, вы  выйдете на крылечко, то увидите звёзды, которые как будто бы подсказывают нам, что этой ночью свершится удивительное чудо и поневоле, если у вас есть сколько то жизненного опыта,а главное сердце не разучилось мыслить, страдать и чувствовать вы начнёте искать  глазами саму Вифлеемскую звезду, которая двигалась против хоровода звёзд.

И, напрасно, кто-нибудь из просвещённых компьютерными новостями детей скажет – это неопознанный летающий объект. Опознанный. Это был бесплотный ангел, который источал во все стороны светлые лучи, веселившие волхвов. Они, как малые дети, руководимые звездой шли, преодолевая  многие трудности, опасности в холод, стужу. Всё  они  преодолели  и наконец пришли к той пещере (вертепу по-церковнославянски.) Что же открылось изумлённому взору этих  мужественных, мудрых,близких нам по духу людей? Представьте себе, как склоняется над яслями, устланными  свежим сеном пречистая Дева Мария. В её взоре нежность, теплота, любовь.

Посмотрите, как Спаситель перепилён белыми льняными пеленами. Пелены Христа – это чистые мысли, которые сегодня не купить не за какие деньги и не продать.

Спасибо за внимание!

Спасибо за интересный и познавательный рассказ.

А  ещё, в старину, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо открывается и силы небесные исполняют всё задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми.

Многие старые традиции празднования Рождества постепенно забываются, но вы обязательно узнаете в них обычаи, которые до сих пор  живут в некоторых семьях.

Сейчас нас ждёт сюрприз. Мы приглашаем очаровательную хозяюшку Агату и её помощника Алексея к доске. Они нам откроют старинные секреты украшения рождественского стола. Милости  просим! (Слайд 4)

2. Новая тема.

- Хотите, я вам расскажу, как накрывали стол наши бабушки и дедушки в лучших русских традициях.

- Ты, наверное, шутишь? Разве сейчас это кто-то знает?

- Представьте себе, я знаю!

Потому что так накрывали до революции.  И  не только для того, чтобы  вкусно поесть и накрыть сытный стол. Кстати, на столе должно быть 12 блюд – по числу апостолов. Это было обязательное, непременное условие! Но ещё и накрывали определённым образом. И всё имело большое значение. Хотите покажу?

Прежде чем накрывать стол, наши бабушки клали сено под образа  на полочку и ставили туда сочиво. А дальше, они брали сено и клали его на стол. Посмотрите, какой замечательный сразу запах: смесь ёлки и душистого сена. Этот запах – он такой приятный, но кроме всего прочего, есть смысл тех самых яслей, в которых лежал Христос.

- А дальше они брали белоснежную скатерть. Но прежде чем положить на стол скатерть …..

- Знает, что они делали?

- У вас есть монетки?

- Положите на стол.

- А сверху накрывали скатертью. И это было символом того, что год будет безбедным в семье.

- Дальше можно положить на стол вот такие еловые ветки. Потом у меня есть блюдо. Дальше, чтобы год был ещё и сытный брали яблоки и делали такую красоту. Выкладываем необычную композицию. Свечи нужны на столе, и именно белые.

- Мне кажется, что наш вечер стоит свеч!

У нас получился такой красивый подсвечник. Я думаю, что достаточно 3-х свеч.

Ещё они клали чеснок. Для чего? Чтобы он отпугивал всё дурное от дома. Ещё я взяла крепкие грецкие орешки и покрыла золотой краской. И золотые шишки мы  положим, чтобы у нас было красиво.

- Если скорлупки золотые, то каковы же у них ядра? (Ядра чистый изумруд!)

- Наверное честь зажечь свечи принадлежит мне?

Но самое интересное, у нас остался таз. И он не случайно остался. Потому что под стол обязательно ставим обязательно таз. И сидели под столом наши дедушки и бабушки, и нет-нет ногой дотронуться до него, чтобы было крепкое здоровье в течении всего года.

(Зажигают свечи)

– Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Стук в дверь)

3. Пение колядок.

(Слайд 5)

Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
Не подашь пирогов-
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых!

(Поют колядки)

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей.

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.

Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество!

Давайте мы с вами их усыпим золотым дождём. Кто не поймает - я не виновата! А теперь, дорогие друзья, из нашего сказочного класса мы будем утекать  ручейком. Я делаю ручеёк, а вы потихоньку выходите.

Итак, мы с вами прослушали рождественскую колядку.

Колядки это святочные песни. Их поют верующие на рождество, прославляя Христа и желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. За это их благодарят обрядовыми угощениями (конфеты, пироги, мелкие деньги).

4. Физкультминутка.

(Слайд 6) Сейчас я предлагаю послушать отрывок из песни «Рождественская сказка», стихи и музыка П.Синявского.

Закройте глаза и представьте себе своего ангела-хранителя, как будто он проводит вам по лицу своими лёгкими крыльями. При этом вслушивайтесь в слова песни. (Звучит песня)

Прекрасная песенка, не правда ли?

(Слайд 7) Хотелось несколько слов сказать о делах милосердия. Мы знаем, что милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. В древней Руси люди старались ознаменовать наступление Праздника Рождества добрыми делами . щедрой милостыней, помощью больным. В Сочельник Царь Алексей Михайлович, переодевшись в простую одежду, тайно одаривал нищих, обходил тюрьмы, подавая милостыню заключённым.

(Слайд 8) А сейчас вашему вниманию я предлагаю рассказы наших художников.

Приглашаем их к стендам: «Старинные и современные  открытки о Рождестве Христовом.»

Старинные рождественские открытки. (Рассказ 1 художника)

Перед вами стенд со старинными открытками.

Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Художник, нарисовавший ее, увековечил свое имя в веках. Англичанин Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж. Другу это понравилось, и на следующий год вдохновленный успехом Добсон отлитографировал несколько дюжин подобных карточек и разослал их всем своим знакомым в виде рождественского подарка. Собственно с этого события и началось хождение открытки в народ. К сожалению, самые первые рождественские и новогодние открытки не уцелели. Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках.

Во второй половине XIX века поздравительные открытки появились и в России. Предприимчивые купцы покупали и привозили только такие, где был один рисунок без надписи, а потом уже сами писали на русском. На рождественских открытках снег был совсем как настоящий, его делали из борной кислоты. Иногда на открытках был один только контур рисунка, остальное закрашивалось самостоятельно. Так как это было довольно хлопотное занятие, то и стоили открытки недешево. Но это нисколько не мешало их популярности! Ими украшали интерьер, вставляли в специальные альбомы или наклеивали на шкатулки с украшениями. Однако все это вовсе не означало, что до привоза в Россию открыток русские люди вообще обходились без поздравлений. Просто для этих нужд существовали специальные карточки, вроде визиток, с цветочным орнаментом и единственной надписью: «Поздравляю!» на все случаи жизни.

Чуть более 100 лет назад в России появились свои почтовые иллюстрированные карточки. В нашей стране их производство было налажено в 1898 году; первые отечественные открытые письма были посвящены Рождеству и Пасхе. Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева — символ Рождества, вечно обновляющейся жизни. Дореволюционные открытки отражали обычай прославления Христа в день Его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась со звездой Вифлеемской.

Стенд с современными открытками. (Рассказывает 2 художник)

Предлагаю вашему вниманию стенд с современными открытками.

Благодаря многообразию стилей и направлений, представленных иллюстраторами, мы сегодня имеем огромный выбор прекрасных современных рождественских открыток. Среди этой художественной праздничной палитры нетрудно подобрать адресный рисунок, который придется по душе вашим знакомым и близким, подарит им приятные эмоции в канун самого долгожданного и волшебного праздника!
Милые, трогательные на зимнюю и  рождественскую  тематику,  они  дарят знакомым, близким, друзьям положительные эмоции, частичку тепла. Одна из заслуг в радостных ощущениях, получаемых от нарядного художественного послания, принадлежит, конечно же, иллюстраторам, благодаря работам которых праздник приходит намного раньше календарных дат!

Мы с вами познакомились с историей открытки и видели, как изменения в жизни людей и развитие технологий влияют на оформление открыток.

(Слайд 9)

Рассказ об обычае наряжать ёлку.

Обратите внимание на нашу ёлочку. Очень яркая, нарядная! На макушке сияет Вифлеемская звезда. Обычай наряжать ёлку пришёл в Россию из Германии не так давно – всего 150 лет назад. Ёлку наряжали яблоками, пряниками, конфетами,игрушками из бумаги, ткани и папье-маше. Наряженная ёлка была тогда большим сюрпризом для детей. Иногда дети до самого Сочельника не  знали, будет ли у них долгожданная ёлка. Ведь позволить себе ёлку могла далеко не каждая семья.

III. Подведение итогов.

(Слайд 10) Я предлагаю провести небольшую викторину.

1. Викторина.

1. Она указывала путь мудрецам. (Вифлеемская звезда)

2. Город Рождества Иисуса Христа. (Вифлеем)

3. Они первыми узнали о рождении Христа. (Волхвы)

4. Место, где родился Иисус Христос. (Ясли)

5. Архангел, который сообщил Деве Марии о рождении Сына. (Архангел Гавриил)

2. Рефлексия.

- Молодцы, ребята! Я очень довольна тем, как мы сегодня с вами поработали. Скажите, а что вам понравилось и запомнилось больше всего?
А за что вы можете поблагодарить своих одноклассников на этом уроке?

3. Домашнее задание.

(Слайд 11) Предлагаю расшифровать шифрограмму «Рождественская звезда».

Шифрограмма – это шифрованная телеграмма.

Итак, слушаем задание. Сегодня на месте Рождества Христова находится базилика, алтарь которой расположен над Пещерой Рождества, а само место рождения Христа обозначено Серебряной Звездой, вокруг  которой нанесена надпись. Что именно там написано – прочитайте дома.

IV. Заключительная часть.

Я благодарю вас за внимание! Давайте попрощаемся улыбкой.

Пустим улыбку по кругу, подарим улыбку друг другу, а я вам на память раздам небольшие сувениры.

Прочтите, что на них написано?

Для хорошего человечка.

Пусть будет как можно больше хороших, добрых людей.

И пусть во всём мире торжествует ДОБРО!

Спасибо за ваше усердие и внимание, проявленные на этом уроке!

(Слайд 12) Гостям нашего урока мы дарим старинные  рецепты рождественского пряника:  «Казули». Почитая силы природы и взывая к ним, прося о помощи и защите наши предки выпекали фигурные изделия из теста – козули, рецептом которых мы охотно делимся. Выпекать такие пряники можно всей семьёй. Это объединяет и поднимает настроение. Со временем это может стать доброй рождественской традицией!

(Слайд 13) Вашему вниманию я предлагаю посмотреть видеоролик о рождественском Богослужении в храме.

(Видеозапись: «Богослужение в храме»)

Список используемой литературы.

  1. Рождественский подарок для детей. – М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров»;
  2. «О чём рассказывают икона и Библия». Бородина А.В. Москва

Предвестники новогодних праздников вот уже несколько столетий – открытки. Милые, трогательные на зимнюю и рождественскую тематику, они дарят знакомым, близким, друзьям положительные эмоции, частичку тепла. Одна из заслуг в радостных ощущениях, получаемых от нарядного художественного послания, принадлежит, конечно же, иллюстраторам, благодаря работам которых праздник приходит намного раньше календарных дат!

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.

А за что вы можете поблагодарить своих одноклассников?

  • что порадовало?
  • что вы нового узнали на уроке?

8. Домашнее задание.

Предлагаю расшифровать шифрограмму «Рождественская звезда».

Шифрограмма – это шифрованная телеграмма.

Итак, слушаем задание. Сегодня на месте Рождества Христова находится базилика, алтарь которой расположен над Пещерой Рождества, а само место рождения Христа обозначено Серебряной Звездой, вокруг которой нанесена надпись. Что именно там написано – прочитайте.

А

И

С

Б

Й

Т

В

Л

У

Д

М

Х

Е

Н

Ы

Ё

О

 

Ж

Р