Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Откройте тетради, запишем число.
Читаем. Какие орфограммы нам встретились в данных записях?
Как называются эти орфограммы?
2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
- Какие буквы спрятались в записи на доске? Прочитайте их. (я ю и е ё)
- Как называются эти буквы? (Гласные)
- Что общего у этих букв?
- Какая буква лишняя? Почему?
Запишите в тетрадь.
3. Словарная работа.
Сейчас будем отгадывать загадки, записывать отгадки, поставим ударение в словах и обозначим орфограммы.
СЛАЙД 2
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Месяц кончится и вот -
Мы встречаем Новый Год». (Декабрь)
- Что вы знаете об этом месяце?
СЛАЙД 3
Он дает нам знания,
Отметки выставляет,
От нас в ответ признание
Все время получает.
Наставник, предводитель,
Любимый наш... (учитель)
СЛАЙД 4
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
СЛАЙД 5
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
СЛАЙД 6
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (тетрадь)
СЛАЙД 7
Бабушка из сладких ягод
Наварила что-то.
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (варенье)
4. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите на написание этих слов.
- Найдите среди этих слов лишнее и объясните, почему?
- Что объединяет эти слова?
- Какой мягкий знак? Где он стоит? (На конце слова и в середине слова).
- Какой ещё бывает мягкий знак?
- Для чего служит мягкий знак?
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику, с. 124. Упр.202.
Прочитайте задание. Объясните смысл пословиц.
- Скромность – всякому к лицу. (Скромность украшает человека)
А есть у нас в классе скромные ребята?
Ребята, скромный человек никогда не скажет – я скромный, я. Люди вокруг сами всё видят и понимают.
- Как люди это определяют? (по поступкам и поведению человека).
- Бережливость – не скупость.
- Что такое скупость?
- Прочитайте, каково лексическое значение этого слова в словаре С.И. Ожегова. СЛАЙД 8
- А в каком словаре можем найти лексическое значение слова?
Скупость – чрезмерная бережливость
Карандаш? Мы должны его беречь? Да! Не теряем, не ломаем. А если в классе попросит одноклассник, вы дадите ему карандаш?
Скупость, а антоним? – щедрость.
- Совесть – верный советчик. Когда человек что-то делает, он должен подумать обязательно, плохой или хороший поступок он совершает.
Есть такие выражения: совесть грызёт, совесть замучила. Значит человеку стыдно за какой-то поступок.
- Какие хорошие, положительные качества вы хотели бы развить в себе?
- В каких словах есть буква ь? Почему её надо написать?
- Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других?
Запомните. Повторите.
Закройте учебники и запишите пословицу по памяти.
САМОПРОВЕРКА ПО УЧЕБНИКУ.
- Откройте снова учебник на с.124. Проверьте себя сами, исправьте допущенные ошибки.
- Поднимите руку те ребята, кто не допустил ни одной ошибки.
- У кого 1-2 ошибки? У кого три ошибки?
- Есть те ребята, кто допустил 4 ошибки и более?
- Подчеркните букву, которая не обозначает звука.
Правило с.124.
- Для чего нужен Ь, он же не обозначает звука?
6. Физминутка.
- Я буду называть разные качества, характерные для человека. Если вы услышите положительные качества, хлопаете в ладоши 2 раза.
Отрицательные – топаете 2 раза.
Смелость, трусость, верность, вежливость, жадность, плаксивость, щедрость, злость, доброта, честность.
Все справились, молодцы.
7. Закрепление опорных знаний. СЛАЙД 9
- Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Выпишем данные слова и подчеркнём мягкий знак (выходят к доске по очереди).
- Давайте придумаем с последним словом предложение.
- Запишите предложение, подчеркните орфограммы, найдите грамматическую основу. Запишите характеристику предложения.
Настали зимние х.лодные д.н.ки.
- Выпишите любое словосочетание, обозначьте главное и зависимое слово, поставьте вопрос.
- Выпишите подлежащее, подберите к нему однокоренные слова. Выделите во всех словах корень.
8. Рефлексия.
- Ребята, с какой темой урока мы сегодня познакомились?
- Для чего служит буква ь?
- Где в слове может встретиться ь – показатель мягкости?
- Придумайте и запишите два слова со смягчающим мягким знаком, которые мы сегодня ещё не называли.
- Какие слова записали?
(ответы учащихся)
9. Итог урока.
Попробуем оценить свою работу.
- Поднимите руку те ребята, кому всё понятно и не возникло сложностей на уроке.
- Поднимите руку, у кого возникали трудности. В чём?
Поднимите карандаш:
- Зелёный - всё понятно.
- Красный – непонятно, трудно
- Жёлтый – некоторые моменты вызывают сомнения.
10. Домашнее задание. СЛАЙД 10
С. 125 упр. 204.