Читательский дневник младшего школьника

Разделы: Начальная школа


1. Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя.

Основные цели читательского дневника

  • содействие формированию читательских интересов и умений младших школьников;
  • помощь в организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;
  • отражение динамики развития  техники чтения и создание мотива к ее совершенствованию;
  • развитие  письменной речи, мышления и воображения;
  • формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.

2. Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.

Читательская деятельность имеет три компонента:

  • технический;
  • смысловой;
  • читательская самостоятельность.

Поэтому эти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника.

Читательский дневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательской деятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.

Основные компоненты читательской деятельности должны найти отражение в содержании дневника юного читателя.  В него должны войти следующие разделы:

  • Читательский ежедневник (сведения о прочитанном)
  • Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
  • Рекомендательные списки для чтения
  • Памятки -алгоритмы читательской деятельности
  • Техника чтения (замеры личных достижений)

3. Структура читательского ежедневника


Дата

Название произведения, ФИО  автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия( что произошло с главными героями)

Позиция автора

Почему запомнилось произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура читательского ежедневника меняется от класса к классу. Проследим динамику разделов читательского ежедневника.

Читательский ежедневник первоклассника

 Первоклассники еще не владеют письменной речью, поэтому учитель предлагает каждому учащемуся рекомендательный список для чтения, в котором уже внесены названия книги и  фамилия автора. Ребенок с помощью родителей вносит в данный список отметку о дате прочтения. А впечатления от прочитанного помещает на отельных страницах дневника в виде рисунков. 
Читательский ежедневник. 1 класс

Автор и название книги

Дата прочтения

Аким Я.
Стихи

 

Отзыв о прочитанном имеет устный вариант.

Во втором классе читатель, основываясь на рекомендательном списке учителя, уже сам вносит в свой читательский ежедневник название книги, фамилию автора. Впечатления от прочитанного представляются в виде иллюстрации (по желанию учащегося) и небольшого отзыва, состоящего  из 2-3 предложений о том, чем понравилась книга. Отзыв дети учатся составлять письменно.

Дата прочтения

Автор, название книги

Почему запомнилось произведение

 

 

 

В третьем и четвертом классах рекомендательный список по чтению носит тематический характер. Впечатления от прочитанного составляется в виде отзыва, в который включаются новые умения:

- описания жанра, темы, главных героев, сюжетной линии и главной мысли.


Дата

Название произведения, ФИО  автора полностью

Жанр

Тема

Имена главных героев

Основная мысль (идея)

Сюжетная линия (что произошло с главными героями

Почему запомнилось произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

В 4 классе впечатления от прочитанного составляется в виде аннотации .

4. Читательский дневник –  помощник в организации самостоятельной читательской деятельности, поэтому он должен содержать памятки – алгоритмы читательской деятельности. Вот некоторые из них.

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”

1-й класс

  • Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  • Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  • При чтении будь внимателен к каждому слову.
  • Старайся понять, о чём читаешь.
  • Читай ежедневно

Просьба книги: научись меня читать

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.

3-4-е классы

Как написать аннотацию на прочитанную книгу?

Аннотация - краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

Порядок работы над аннотацией

  • Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение (заполни таблицу).
  • Сформулируй и запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору или другим читателям?
  • Как автор относится к героям?
  • Опиши самые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.
  • Почему запомнилось произведение?

Отзыв

Отзыв – это высказывание о произведении, выражающее оценочное отношение к прочитанному.

В отзыве можно рассказать:

  • о впечатлениях, о том, как читалась книга – с удовольствием или через силу;
  • какими чувствами, мыслями хотел поделиться автор с читателями;
  • о персонажах; каковы их характеры, поступки, какое отношение они вызывают;
  • о событиях, которые произвели наибольшее впечатление;
  • интересные сведения об авторе и о времени, в которое он жил, если это имеет отношение к содержанию данной книги.

В помощь при написании отзывов и аннотаций можно предложить «Копилку слов», называющую настроения, состояния и качества героев, составленную автором учебника по литературному чтению  УМК «Гармония» О.В.Кубасовой.

Копилка слов

Настроения, состояния:

веселье

печаль

возмущение

спокойствие

грусть

тревога

гнев

удивление

испуг

обида

огорчение печаль

ярость

 Качества персонажей

верный 

непослушный

глупый 

озорной

гневный

отзывчивый

гордый

пугливый

грозный

равнодушный

грубый

серьезный

добрый

смелый

догадливый

смешной

жалостливый

спокойный

забавный

суетливый

заботливый

трудолюбивый

капризный

упрямый

ласковый

участливый

ловкий

хвастливый

мудрый

храбрый

насмешливый

чуткий

невоспитанный

щедрый

Справочный аппарат дневника должен содержать требования к технике чтения.

Нормы чтения в начальной школе:

  • 1 класс – 25-30 слов в минуту (в конце года)
  • 2 класс – 40-50 слов в минуту (в конце года)
  • 3 класс – 65-75 слов в минуту (в конце года)
  • 4 класс – 85-95 слов в минуту (в конце года).

Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту).

В дневнике чтения должна быть отражена динамика техники чтения ученика

5. В настоящее время существует множество печатных вариантов читательских дневников. Особого внимания заслуживают дневники, разработанные в соответствии с ФГОС и имеющие разделение по классам.

Преимущества печатных дневников в том, что они красочно оформлены и содержат разного рода игровые задания, вызывающие интерес ребенка к работе с книгой. Это актуально в начальной школе, т.к. игра – остается одной из ведущих форм развивающей деятельности ребенка.