1. Читательский дневник – важное средство формирования ребенка-читателя.
Основные цели читательского дневника
- содействие формированию читательских интересов и умений младших школьников;
- помощь в организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;
- отражение динамики развития техники чтения и создание мотива к ее совершенствованию;
- развитие письменной речи, мышления и воображения;
- формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
2. Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.
Системно-деятельностный подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.
Читательская деятельность имеет три компонента:
- технический;
- смысловой;
- читательская самостоятельность.
Поэтому эти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника.
Читательский дневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательской деятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.
Основные компоненты читательской деятельности должны найти отражение в содержании дневника юного читателя. В него должны войти следующие разделы:
- Читательский ежедневник (сведения о прочитанном)
- Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
- Рекомендательные списки для чтения
- Памятки -алгоритмы читательской деятельности
- Техника чтения (замеры личных достижений)
3. Структура читательского ежедневника
Дата |
Название произведения, ФИО автора полностью |
Жанр |
Тема |
Имена главных героев |
Основная мысль (идея) |
Сюжетная линия( что произошло с главными героями) |
Позиция автора |
Почему запомнилось произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура читательского ежедневника меняется от класса к классу. Проследим динамику разделов читательского ежедневника.
Читательский ежедневник первоклассника
Первоклассники еще не владеют письменной речью, поэтому учитель предлагает каждому учащемуся рекомендательный список для чтения, в котором уже внесены названия книги и фамилия автора. Ребенок с помощью родителей вносит в данный список отметку о дате прочтения. А впечатления от прочитанного помещает на отельных страницах дневника в виде рисунков.
Читательский ежедневник. 1 класс
Автор и название книги | Дата прочтения |
Аким Я. |
|
Отзыв о прочитанном имеет устный вариант.
Во втором классе читатель, основываясь на рекомендательном списке учителя, уже сам вносит в свой читательский ежедневник название книги, фамилию автора. Впечатления от прочитанного представляются в виде иллюстрации (по желанию учащегося) и небольшого отзыва, состоящего из 2-3 предложений о том, чем понравилась книга. Отзыв дети учатся составлять письменно.
Дата прочтения | Автор, название книги |
Почему запомнилось произведение |
|
|
|
В третьем и четвертом классах рекомендательный список по чтению носит тематический характер. Впечатления от прочитанного составляется в виде отзыва, в который включаются новые умения:
- описания жанра, темы, главных героев, сюжетной линии и главной мысли.
Дата |
Название произведения, ФИО автора полностью |
Жанр |
Тема |
Имена главных героев |
Основная мысль (идея) |
Сюжетная линия (что произошло с главными героями |
Почему запомнилось произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
В 4 классе впечатления от прочитанного составляется в виде аннотации .
4. Читательский дневник – помощник в организации самостоятельной читательской деятельности, поэтому он должен содержать памятки – алгоритмы читательской деятельности. Вот некоторые из них.
Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО”
1-й класс
- Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чём читаешь.
- Читай ежедневно
Просьба книги: научись меня читать
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
3-4-е классы
Как написать аннотацию на прочитанную книгу?
Аннотация - краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.
Порядок работы над аннотацией
- Кратко опиши произведение: фамилия, имя, отчество автора, тема, основная идея и жанр произведения, имена главных героев, сюжетная линия, собственное отношение (заполни таблицу).
- Сформулируй и запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору или другим читателям?
- Как автор относится к героям?
- Опиши самые интересные события (эпизоды) из книги, поступки героев.
- Почему запомнилось произведение?
Отзыв
Отзыв – это высказывание о произведении, выражающее оценочное отношение к прочитанному.
В отзыве можно рассказать:
- о впечатлениях, о том, как читалась книга – с удовольствием или через силу;
- какими чувствами, мыслями хотел поделиться автор с читателями;
- о персонажах; каковы их характеры, поступки, какое отношение они вызывают;
- о событиях, которые произвели наибольшее впечатление;
- интересные сведения об авторе и о времени, в которое он жил, если это имеет отношение к содержанию данной книги.
В помощь при написании отзывов и аннотаций можно предложить «Копилку слов», называющую настроения, состояния и качества героев, составленную автором учебника по литературному чтению УМК «Гармония» О.В.Кубасовой.
Копилка слов
Настроения, состояния:
веселье | печаль |
возмущение |
спокойствие |
грусть |
тревога |
гнев |
удивление |
испуг |
обида |
огорчение печаль |
ярость |
Качества персонажей
верный |
непослушный |
глупый |
озорной |
гневный |
отзывчивый |
гордый |
пугливый |
грозный |
равнодушный |
грубый |
серьезный |
добрый |
смелый |
догадливый |
смешной |
жалостливый |
спокойный |
забавный |
суетливый |
заботливый |
трудолюбивый |
капризный |
упрямый |
ласковый |
участливый |
ловкий |
хвастливый |
мудрый |
храбрый |
насмешливый |
чуткий |
невоспитанный |
щедрый |
Справочный аппарат дневника должен содержать требования к технике чтения.
Нормы чтения в начальной школе:
- 1 класс – 25-30 слов в минуту (в конце года)
- 2 класс – 40-50 слов в минуту (в конце года)
- 3 класс – 65-75 слов в минуту (в конце года)
- 4 класс – 85-95 слов в минуту (в конце года).
Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту).
В дневнике чтения должна быть отражена динамика техники чтения ученика
5. В настоящее время существует множество печатных вариантов читательских дневников. Особого внимания заслуживают дневники, разработанные в соответствии с ФГОС и имеющие разделение по классам.
Преимущества печатных дневников в том, что они красочно оформлены и содержат разного рода игровые задания, вызывающие интерес ребенка к работе с книгой. Это актуально в начальной школе, т.к. игра – остается одной из ведущих форм развивающей деятельности ребенка.