Занавес закрыт. На сцену выходит ученик и читает стихотворение.
Кто сказал, что физик не поэт?
Может он стихи писать, как бог.
Кто сказал, что скучен белый свет?
Он расцвечен спектрами дорог.Любят слушать звёздные хоры
Физики - смешные человеки.
Микро-, макро - новые миры
Поселились в душах их навеки.В ураганах квантов и полей
Слышится дыхание Вселенной.
Физики счастливей всех людей,
С ними даже Время откровенно.Им видны и смысл, и красота
В дебрях самых сложных уравнений,
А ещё им снится иногда
Звёзд далёких бурное рождение.
Занавес открывается (на экране слайд 1). На сцене живая картина: Архимед, Ломоносов, Лодыгин и Эдисон, Ньютон, представитель Пещерных времен. На сцену по лестнице поднимаются экскурсовод и группа школьников с учительницей.
Сцена № 1 «Экскурсия в музей»
Экскурсовод |
В этом зале вы увидите портреты ученых разных эпох. Кого-то вы знаете… |
Ученик |
Это Ломоносов. |
Ученица |
А вот Ньютон. |
Экскурсовод |
Да, вы правы! А вот неизвестные никому по имени первооткрыватели огня из Пещерных времен. А вот и Русский ученый Александр Николаевич Лодыгин спорит с Томасом Эдисоном о лампе накаливания. |
Ученик |
Ух, ты! |
Экскурсовод |
Есть в этом зале и другие портреты и изобретения. Но если мы пройдем в соседний зал, то я вам покажу прототип самолета – ковер-самолет. |
Все, толкаясь, спускаются со сцены. Последними идут Коля и Дима. Они останавливаются у столика, на котором стоит коробочка и табличка «Не работает». |
|
Коля (читает) |
Модель машины времени. |
Дима (берет ее в руки, озираясь) |
Такая простая… только три кнопки… а как дату устанавливать. |
Коля |
Видишь не работает, значит не работает! Пошли догонять! |
Дима |
Подожди, тут еще нацарапано (медленно читает): Не надо! Что не надо? |
Коля |
Включать Это специально написано для таких любопытных как ты! |
Дима |
На твой почерк походит |
Коля (пытаясь отобрать коробочку) |
Где? |
Шум, грохот, мерцание света и голос Коли |
|
Коля |
Ты зачем нажал? |
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 2. |
Сцена № 2 «Добывание огня»
Включается свет. На экране слайд 3.
Голос за сценой: В Древнее время люди пользовались законами физики, даже не подозревая об их существовании.
(слайд 4) На поляну выходит Пещерный учитель, бьет дубинкой об пол и на сцену выбегают пещерные ученики и ученицы. Коля и Дима прячутся за кустом и смотрят, не понимая, что происходит. |
|
Ученики на бегу |
Ой, ты слышал, кажется урок начался! |
Учитель |
Класс тихо! Сегодня у вас практическая работа. |
Ученики |
Уууу |
Ученица |
Вот это здорово! |
Учитель |
Я сказал тихо! Тема: «Добывания огня». |
Ученик |
А кто быстрее огонь добудет, тому что будет – пять? |
Учитель |
Тому тепло будет. Итак, у вас есть дерево, камень, мох, тряпки. Возьмите приборы и за работу! |
Два ученика берут палочку и дощечку и подходят к учителю. (слайд 5) |
|
Учитель |
Вы выбрали деревянную палочку и дощечку. Хорошо, показывайте. |
Ученица 1 |
Можно сделать так. Берем деревянную палочку и водим ее по нижней дощечке, при этом сильно нажимая. |
Ученица 2 |
(слайд 6) Можно также вращать палочку обеими руками, нажимая на нее. |
Ученица 1 |
В результате получатся тонкие стружки |
Ученица 2 |
Или древесный порошок. |
Ученица 1 |
Стружка или порошок нагреваются, подносим мох и вот есть огонь. |
Учитель |
Молодцы. |
Подходит 3 ученик |
|
Учитель |
Так, а что у тебя? |
Ученик |
(слайд 7) Можно ударять камнем о камень, в результате получатся искры, которые падая на мох воспламенят его. |
Коля за кустом чихает. |
|
Учитель |
Вы кто? (хватает их за шиворот, вытаскивает на середину сцены. Все обступают их с любопытством) |
Дима |
Мы это… ну тоже… |
Учитель |
Что? |
Коля |
В школе учимся…вот. |
Ученица 1 |
А-ааа, так вы по обмену из соседней долины. |
Ученик |
Какие-то вы странные. |
Ученица 2 |
И одеты глупо. |
Ученик |
Ну и как у вас, в долине, огонь добывают? (слайд 8) |
Коля |
Спичками или зажигалками. |
Ученик |
Чем?! |
Дима |
Такая маленькая палочка, чирк и готово. |
Учитель назидательно |
Ну вот я вам говорил, что везде нужно приложить усилие для добычи огня. |
(слайд 9) Звучит музыка, все танцуют и в танце уходят со сцены |
|
Дима |
Куда мы попали? |
Коля |
В пещерное время. |
Дима |
Как? |
Оба |
Машина времени!!! Работает! |
Коля |
Как же нам домой вернуться? Тут только три кнопки. |
Дима |
Это же 9 вариантов нажатий |
Коля |
Ты куда нажал? |
Дима |
На эту. |
Коля |
Ну теперь попробуем на вот эту… |
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 10. |
Сцена № 3 «Лампа Накаливания»
Включается свет. На экране слайд 11.
Голос за сценой: В основном открытия в науке делались не одним человеком, а целой группой ученых.
(слайд 12) В центре сцены стол. На столе стоят разные лампы. Все одновременно включаются. На сцену выходят Лодыгин и Эдисон. (слайд 13) Спорят. Мальчики их удивленно слушают. |
|
Лодыгин |
Нет, уважаемый, я с вами совершенно не согласен. |
Эдисон |
Это почему же? |
Лодыгин |
Лампу накаливания вы не изобрели, а лишь усовершенствовали! |
Эдисон |
Весь мир все равно назовет ее «лампой Эдисона» |
Лодыгин |
Да хоть «лампой Аладдина»! (слайд 14) Автор лампы накаливания не Вы, и даже не я, а целая плеяда ученых (показывает на слайд и перечисляет): в 1809 году англичанин Деларю строит первую лампу накаливания с платиновой спиралью. Потом были бельгиец Жобар, немец Гёбель, английский химик и физик Джозеф Суон, после моего угольного стержня в вакууме были Дидрихсон, русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков, Вальтер Нернст, и только в конце 1870-х годов - Вы.
(слайд 15) А впервые электрический свет увидел русский ученый Василий Владимирович Петров в 1803 году. Так то! |
Эдисон |
(слайд 16) Во многом вы правы, но весь мир пользуется именно моей лампой, с цоколем и выключателем, которые Я придумал. |
Лодыгин |
Но ваша платиновая нить слишком дорога! Поэтому в лампах стали использовать мой вольфрам и молибден и закручивать нить в спираль! |
Дима и Коля выходят к ученым |
|
Коля |
Прошу прощения, а какой сейчас год? |
Эдисон (удивленно) |
1890-й |
Дима в сторону |
Уже лучше, но не долет! |
Лодыгин |
А вы юноши, собственно кто такие? |
Дима (бойко) |
А мы гимназисты, интересуемся вашими открытиями! (Мальчики подходят к столу, на котором лежит лампочка накаливания, разобранная на детали). Не могли бы вы рассказать об электрической лампочке! |
Эдисон |
Лампочка! Хорошее словечко, надо запомнить! |
(слайд 17) Лодыгин и Эдисон по очереди рассказывают принцип работы лампы накаливания. |
|
Лодыгин |
Прошу Вас, коллега, начинайте. |
Эдисон |
Это цоколь. Он сделан из металла и хорошо проводит электричество. Цоколь нужен, чтобы лампочку закручивать в патрон. |
Лодыгин |
А это, собственно, стеклянная колба. В нее закачивается газ, чтобы спираль горела дольше. |
Эдисон |
А это вольфрамовая нить. Когда через нее проходит ток, она накаляется и светится. |
Мальчики собирают лампочку. (слайд 18) |
|
Коля |
Благодарим вас эээ, господа ученые, но нам пора идти |
Мальчики отходят к карюю сцены |
|
Дима |
Ну, на какую жмем? |
Коля |
Давай на эти две! |
Дима |
Домой! |
Гаснетсвет. Звучит музыка. На экране слайд 19. |
Сцена № 4 «Вкусное яблоко»
Включается свет. На экране слайд 20.
Голос за сценой: Основателем классической механики является сэр Исаак Ньютон, живший в 18 веке.
(слайд 21) На сцене в центре стоит дерево, на нем висит яблоко. Под деревом спит Ньютон. Мальчики выходят на сцену. |
|
Дима |
Слушай, сил моих больше нет! Это опять не наше время. А я умираю от голода. |
Коля |
Вон яблоко висит, иди сорви. |
Дима |
Слушай, тут кто-то спит. |
Коля |
И тогда были бедняги бомжи. |
Дима |
Может он яблоко караулит, пока дозреет? |
Яблоко падает на голову Ньютону. Он просыпается, потирает шишку. |
|
Ньютон |
(слайд 22) Ну почему яблоки все время падают вниз? Почему, если кухарка выливает грязную воду, то она обязательно прольется мне на голову? Почему бы им не лететь вверх? |
Коля |
Тогда бы мы тоже не ходили по земле, а все время улетали к облакам. |
Ньютон |
О да! ….. вы очень умный юноша! Такой молодой, а уже одаренный! Как вас зовут? |
Степа |
Коля. |
Дима |
А меня Дима, и я тоже молодой и одаренный! |
Ньютон |
(слайд 23) А меня Исаак Ньютон, математик, физик и астроном. |
Дима |
Мы вообще-то мимо шли, проголодались, а тут видим яблоко висит… |
Ньютон |
И оно так ловко вам упало в руки, вернее так больно мне по голове. Ну почему же … Постойте я понял! Потому что! (слайд 24) |
Ньютон, не замечая никого, бормочет и уходит. Все это время ребята жуют яблоко. |
|
Дима |
Ты что-нибудь понял? |
Коля |
Конечно. Ты разве не слышал, что Ньютон открыл главные законы механики. (слайд 25) |
2 ученицы поднимаются на сцену и читают законы Ньютона. |
|
Ученица 1 |
Первый закон (слайд 26) |
Ученица 2 |
Второй закон (слайд 28)
|
Ученица 1 |
Третий закон (слайд 29) |
Ученица 2 |
Закон всемирного тяготения (слайд 30) |
Дима |
Да, с половины яблока не наешься. Домой охота! |
Коля |
Ну давай все три нажмем. |
Дима |
Давай. |
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 31. |
Сцена № 5 «Греческий театр»
Включается свет. На экране слайд 32.
Голос за сценой: Иногда эксперименты бывают очень опасны для исследователей и сложны. (слайд 33)Но этот ученый сумел открыть закон, нежась в ванне.
(слайд 34) На сцену выходят ученик и ученица, которые медленно читают текст. А на сцене ученики разыгрывают пантомиму. |
|
Ученица |
Жил в Сиракузах мудрец Архимед, |
Ученик |
Захотелось Гиерону |
Ученица |
Через месяц Гиерону |
Ученик |
Вот корона, Архимед, |
Ученица |
Чистым золотом сверкает, |
Ученик |
Но ты знаешь, все бывает! |
Ученица |
И задумался ученый, |
Ученик |
Эврика! Нашел решенье! |
Ученица |
Все понятно! |
Ученик |
Нет, постой! |
Ученица |
А корону? |
Ученик |
Вынимаю. |
Ученица |
В воду золото? Допустим… |
Ученик |
Поднялась опять вода |
Ученица |
Куда? |
Ученик |
Ну конечно же по краю. |
Ученица |
Ничего не понимаю. |
Ученик |
Равный вес. |
Ученица |
Постой! |
Коля |
Все опять перевернулось с ног на голову. Это опять не наше время. Что будем дальше делать? |
Дима |
А давай все три нажмем сразу. |
Коля |
Давай. |
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 36. |
Сцена № 6 «Атмосфера на Венере»
Включается свет. На экране слайд 37.
Голос за кадром: С отцом русской науки, человеком разносторонних талантов, целеустремленным и поистине великим, вас не надо знакомить. Ведь это Михаил Васильевич Ломоносов.
(слайд 38) На сцене стоит телескоп, в который смотрит Ломоносов. Стоит кресло. В нем сидит Елизавета Христиновна и вяжет. На сцену выходят, отряхиваясь, мальчики. |
|
Елизавета |
Доброго вам дня отроки. С чем пожаловали? |
Коля |
Да мы тут мимо проходили… |
Дима |
Пролетали… |
Коля |
Пробегали… |
Елизавета |
Слышал Миша, они пролетали. |
Ломоносов |
Да, молодежь действительно не умеет ходить, все больше летает. |
Коля |
А вы действительно Ломоносов?! Я про Вас много слышал. |
Ломоносов |
И что именно? |
Ребята наперебой: |
Вы издали первый учебник физики на русском языке. |
Коля |
(слайд 39) Вы один из первых дали объяснению волновой природы света. |
Дима |
Вы предсказали существование самой низкой температуры. |
Ломоносов |
Ну и ну! А сегодня я еще и астроном! |
Елизавета |
Да, целый день смотрит в эту трубу. А что там такое объяснить не хочешь? |
Ломоносов |
Конечно, хочу? Вот послушай. И вьюношам это будет интересно. |
|
(слайд 40) Сегодня, 26 мая 1761 года, должно произойти необыкновенное событие – прохождение Венеры по солнечному диску. И я предполагаю, что как Земля наша окружена воздухом так и Венера может быть окружена атмосферой. ( слайды прохождение Венеры и строение телескопа – отражение луча и прохождение его через линзы) |
Ломоносов |
Что, Лизанька, понятно теперь тебе? |
Елизавета |
Да, майн либен, все очень понятно! Только будь аккуратен и не смотри долго на солнце, умоляю тебя! |
Ломоносов |
Ох уж эти женщины! А вы поняли! |
Дима |
Круто! |
Коля |
Вернее: отлично. Мы пойдем ребятам расскажем. |
Ломоносов |
(слайд 41) Открылась бездна, |
Елизавета Христиновна исполняет «К Элизе». На экране слайды, посвященные деятельности М.В.Ломоносова.(слайды 42-52) |
|
Дима |
В тот раз мы нажали на это три. |
Коля |
Давай теперь попробуем такую комбинацию |
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране слайд 53. |
Сцена № 7 «Ура!»
Включается свет. На экране слайд 60.
Мальчик оказываются посередине сцены. Они, прислонившись друг к другу, дремлят на банкетке. На сцене «портреты». Это музей. На сцену выходят ученики, учитель и экскурсовод и встают вокруг спящих ребят. |
|
Учительница (будит их) |
Ребята, просыпайтесь! |
Все |
Вы где пропадали? Мы вас обыскались! Милицию хотели вызывать! |
Дима |
Мы тут задумались… |
Коля |
Да об открытиях… |
Дима |
О силе трения… |
Коля |
О лампочках. |
Дима |
О Венере… |
Коля |
И почему яблоки падают вниз…И |
Минутное замешательство. Первой опомнилась Учительница. |
|
Учительница |
Слава богу все живы! Давайте поблагодарим нашего экскурсовода за интересную экскурсию и поедем домой. |
Все |
Спасибо! Было очень интересно! Домой!! |
Все потихоньку спускаются вниз. Коля замедляется, достает гвоздь, подходит к коробочке и что-то там пишет. На сцену возвращается Дима. |
|
Дима |
Ты чего? Елена Николаевна грозится тебя и меня теперь не брать на экскурсии. |
Коля |
Да я тут кое-что нацарапал для любопытных. |
Дима (читает медленно) |
Не надо. |
(слайд 61) Исполняется песня: «Что такое физика?» - вы спросите, друзья. На сцену поднимаются все участники спектакля. |