Игровые технологии как одна из форм работы учителя-дефектолога. Презентация к уроку "В стране Лингвистика"

Разделы: Внеклассная работа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


 «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей».
М.Горький

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский

Вся работа учителя - дефектолога направлена на восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку. В этом учителю помогает такая форма урока, как «урок-игра». Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное и нравственное развитие школьника.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом в доступной форме.

В рамках «Недели дефектолога» в школе был проведен открытый урок-игра «В стране Лингвистики» среди учащихся 6-х классов. Целью данного мероприятия было: обобщить и систематизировать знания по русскому языку (орфография, орфоэпия, культура речи, лексика, фразеология и др.), познакомить с явлениями синонимии, антонимии и фразеологии; развивать устную и письменную речь; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения; повысить интерес к родному языку. развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, воспитывать интерес к изучению русского языка и бережное отношение к нему. На уроке использованы информационно-коммуникационные и игровые технологии. Были использованы ребусы, иллюстрации, тестовые здания, индивидуальные карточки: «Оцени себя и свою работу».

Приложение 1

Приложение 2

ВСТУПЛЕНИЕ.

Добрый день! Мы начинаем игру, в которой принимают участие учащиеся 6-х классов.

─ Команда 6а класса…

─ Команда 6б класса…

─ Мы представляем вам жюри. В его составе:

- ……

Сегодня у нас присутствует один сказочный герой.

Я - дед буквоед. Назвали меня так, потому, что я хочу обо всём знать, что касается любой темы русского языка: от звуков и букв до того, как правильно написать сочинение, заполнить бланк на получение посылки (я очень люблю получать посылки от друзей), подписать праздничную открытку, написать правильно заявление, объявление.

─ Капитаны, представьте, пожалуйста, название ваших команд…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогие ребята, сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну, которой нет на глобусе; не упоминается она ни в одном туристическом справочнике. И, тем не менее, она не только находится рядом с нами, но и мы находимся в ней. Эта страна имеет свою историю, она живёт и развивается по своим законам. В ней рождаются, живут, с возрастом изменяются и умирают её жители, среди которых многим сотни и даже тысячи лет. Эта страна носит гордое и звучное имя – Лингвистика.

Вы, наверняка, уже слышали это слово и знаете, что произошло оно от латинского слова «лингва», что значит «язык». В этой удивительной стране живут слова, молодые и старые, коротенькие и длинные, простые и мудрёные.

Страна эта очень большая, и мы, конечно, не сможем увидеть её всю.

Конкурс «Орфоэпия». Начнём наше путешествие в столице страны – городе Орфоэпии. А вы знаете, как переводится название столицы?
Слово «орфоэпия» произошло от греческих слов «орфос» - «правильный» и «эпос» - «речь». Значит, Орфоэпия – столица образцового литературного произношения.

Итак, мы начинаем путешествие в городе Орфоэпии. Первый вопрос команде –

6а класс

 Найдите слова, в которых ударение поставлено неправильно:

  1. обеспечение,
  2. углубленный,
  3. штанга,
  4. красивее,
  5. оптовый,
  6. каталог.

 6б класс

 Найдите слова, в которых ударение поставлено неправильно:

  1. жалюзи,
  2. кухонный,
  3. балованный,
  4. позвонит,
  5. дефис,
  6. назвала.

 ЗРИТЕЛЯМ

 Найдите слова, в которых ударение поставлено неправильно:

  1. девчонка,
  2. красивый,
  3. телефон,
  4. блюдо,
  5. шофёр,
  6. звёзда.

Уважаемое жюри, оцените команды по пятибалльной шкале.

Конкурс «Фонетика».

А сейчас мы отправляемся в город под названием Фонетика. Как переводится название этого города? Что означает слово Фонетика? Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Итак, первой отвечает команда … класса на следующий вопрос.

6а класс

 В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

  1. безмятежность, утешение, комментарий
  2. бюллетень, часики, десятилетие
  3. съешьте, по-щучьему, отличаешься
  4. режьте, серебряный, прищемит

6б класс

В каком ряду все слова состоят из 7 звуков:

  1. воробьи, перешьют, поставь
  2. маячить, разрежьте, бурьян
  3. увлечься, мальчонка, съешьте
  4. объедки, уязвить, обжечься

ЗРИТЕЛЯМ

В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости - звонкости?

  1. [б], [ф], [ш], [м]
  2. [в], [н], [з], [л]
  3. [п], [к], [д], [в]
  4. [ж], [р], [с], [т]

Жюри, ваши оценки.

Конкурс «Знатоки фразеологизмов».

Сейчас мы проведём конкурс знатоков фразеологизмов. Зрителям: Что такое фразеологизм? Какие фразеологизмы вы знаете?

Ведущий приглашает по одному художнику от каждой команды, выдаёт ребятам листы бумаги, маркеры и карточки с написанными фразеологическими оборотами.

Художники должны изобразить фразеологизм, не используя ни цифр, ни букв, ни слов. А зрители должны угадать фразеологизм. Жюри будет оценивать эти «произведения искусства».

Фразеологизмы:

  • повесить нос,
  • глаза разбежались.

«Игра со зрителями» - ребусы.

Уважаемы зрители, пока наши художники заняты, мы предлагаем совершить прогулку по городу Криптобаду. Название этого города составлено из греческого слова «крипто», что значит «тайна» и иранского слова «бад», что значит «город около термального источника». Жители этого города – большие выдумщики по части шифров. Но мы с вами всё же попробуем разгадать их тайные знаки и прочесть зашифрованные слова.

 

Теперь вернёмся к фразеологизмам. Что же у нас получилось? Команда … класса представьте нам свой рисунок. …..

Жюри, оцените художников.

Конкурс «Знатоки русского языка».

Мы продолжаем путешествие, и впереди виднеются стены города Лингваполис. «Лингва» по-латински – «язык», «полис» по-гречески – «город». Для того, чтобы войти в этот город, нам нужен ключ. А ключом является предмет, который находится в этом таинственном ящике (игра со зрителями). Кто угадает, тот получает этот предмет.

У него два корня, и все из тюркских языков: кара – означает «чёрный», таш – «камень».

 Что лежит в этом ящике? КАРАНДАШ.

 Итак, мы попали в город. В Лингваполисе отличная библиотека, в которой хранятся тысячи словарей. Эти словари – своеобразные архивы с биографиями жителей города. Но в одном словаре автор допустил ошибки, и вам надо определить, в каком примере дано неправильное толкование слова.

6а класс:

В каком примере дано неправильное толкование слова?

1. Кампания - деятельность.
2. Ассорти – специально подобранная смесь чего-либо.
3. Бал – единица оценки.
4. Досуг – свободное от работы время.

6б класс:

В каком примере дано неправильное толкование слова?

1. Банальный – лишённый оригинальности.
2. Иск – заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора.
3. Брасс – двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением на обеих мачтах.
4. Рейтинг – уровень популярности.

ЗРИТЕЛЯМ

В каком примере дано неправильное толкование слова?

1. Абитуриент – человек, поступающий в высшее или специальное учебное заведение.
2. Адаптация – приспособление к условиям.
3. Маринист – специалист по маринованию пищевых продуктов.
4. Рейтинг – уровень популярности.

Жюри оценивает работу команд.

Конкурс «Пантомима».

Ведущий приглашает капитанов команд, выдаёт карточки с пословицами. Капитаны набирают необходимое число актёров из ребят своей команды. Задача – показать пословицу пантомимой.

Пословицы:

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

«Знаете ли вы?»

Пока ребята готовятся, обратимся к истории некоторых слов. Знаете ли вы?

… что обозначает слово КАНИКУЛЫ? В Древнем Риме каникулами называли тот период года, когда солнце находится в созвездии Большого Пса (с 22 июля по 23 августа), - от латинского слова canikulares – период наиболее жарких дней в году. Постепенно слово КАНИКУЛЫ стало обозначать летний перерыв в учебных занятиях, а потом и другие перерывы в учёбе, например, зимние каникулы. В Америке, Англии и других странах каникулами называют также перерывы в работе парламентов.

Слово «лодырь» обязано своим происхождением … минеральной воде. Так простой народ именовал важных господ, которые, прогуливаясь, попивали минеральную воду в саду лечебного заведения, основанного профессором Московского университета Христианом Лодером. По фамилии владельца заведения стали называть и всех его посетителей, состоятельность которых позволяла им пить минеральную воду, а по мнению простого народа – бездельничать.

Что у нас получилось? Первой выступает команда … класса. А вам, зрители, нужно угадать, что за пословицу ребята изобразили.
Жюри, оцените актёров.

Внимание, видео-вопрос!

Вопрос команде 6а класса:

Как назывался поединок между двумя противниками с целью
восстановления оскорблённой чести? (ДУЭЛЬ)

Вопрос команде 6б класса:

Как назывались свидетели дуэлянтов? (СЕКУНДАНТЫ)

Вопрос ЗРИТЕЛЯМ: (стихотворение)

Чтоб в громе пушечных ударов
В Неву входили корабли,
Поставил Адриан Захаров
Маяк отеческой земли.
(Вс.Рождественский)

Что это за «маяк»?

Жюри, поставьте свои оценки.

Морфологические шарады.

Лев Николаевич Толстой призывал: «Старайся дать уму как можно больше пищи». А Рене Декарт утверждает: «… для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Стендаль напоминает: «Гибкость ума может заменить красоту». Одним из способов отточить и потренировать свой ум являются игры со словами. Вот в них-то мы сейчас сыграем.

Морфологические шарады. Что такое морфология? Это раздел русского языка, который изучает состав слова.

6а класс

- Корень тот же, что и в слове «отдавать»,
Приставки взяты из слов «преграда» и «посылка»,
Суффикс и окончание взяты из слова «знание».

ПРЕПОДАВАНИЕ

6б класс

- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание из слова «исключительный».

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

ЗРИТЕЛЯМ

- Корень тот же, что и в слове «сказка»,
Суффикс тот же, что и в слове «извозчик»;
Приставка та же, что и в слове «расход».

РАССКАЗЧИК

Жюри, ваши оценки.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы очень надеемся, что все вы будете очень бережно относиться к родному языку и не допустите таких грубых ошибок, какие сделали безграмотные люди, написавшие следующие объявления, заявления, сочинения и милицейские протоколы:

  • Подозреваемый вошёл в лифт и скрылся в неизвестном направлении.
  • Девочки шли по снегу и дружно хрустели ногами.
  • Преследуя хулигана, старшина Иванов выстрелил в воздух, но не попал.
  • Глаза красивые, умные, вдумчивые. Одного не хватает.
  • Человек был одет в тулуп, обросший бородой.

РЕФЛЕКСИЯ.

Уважаемое жюри, подведите итоги сегодняшней игры.

Какая команда победила? ……

Итак, выиграла команда ... класса.

Награждение победителей.