Урок русского языка в 6-м классе "Русский язык - один из богатейших языков мира"

Разделы: Русский язык


Класс: 6

Автор УМК: Бабайцева В.В.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологии: здоровьесбережения,формирования творческих способностей учащихся, личностно ориентированного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему, составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Метапредметные УУД

  • Коммуникативные: слушать и слышать друг друга,  с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что учебный год принесёт вам радость открытия новых знаний.

II. Целеполагание. Мотивация.

Послушайте высказывание Куприна А.И., где пропущено словосочетание: «… в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Русский язык – один из богатейших языков мира).
Какова цель нашего урока? (Закрепление  полученных ранее представлений о языке как средстве общения, осознание богатства, красоты, выразительности русского языка).

Для чего нам это нужно? (Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли).

III. Новый материал.

Выступления школьников на тему «Русский язык – один из богатейших языков мира» (во время выступлений  обучающиеся должны записывать основные положения, работа в парах).

1 выступающий.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
В этом нам помогают синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли. Ими пользуются также для того, чтобы не повторять одно и то же слово. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. А вот синонимы слова сказать: произнести, проговорить, выговорить, молвить, изречь, бросить, проронить, буркнуть, вставить, ввернуть, выпалить, отпустить, сказануть, выдать и другие.

Выбирайте такое слово, которое больше всего подходит к стилю вашей речи, выступления.

2 выступающий.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Что написано пером, того не вырубишь топором. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Доброе братство лучше богатства. Хорошая книга, да чтец плох.  Всякая птица своё гнездо любит. За правое дело стой смело. Поспешишь – людей насмешишь. Хвататься за соломинку. Уместное употребление пословиц и поговорок  оживляет речь, делает её яркой и образной.

3  выступающий.

Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: дочь – дочка, доченька; друг – дружок, дружище, белый – белизна, белеть, беловатый, беленький, бело; ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить; смелый – несмелый;  автор – соавтор.

4 выступающий.

Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, и обнажилась парящая земля. Когда с полей сошёл снег, обнажилась парящая земля.
(Возможные записи в тетради учащихся

Русский язык – один из богатейших языков мира.

1. Синонимы: смелый и храбрый; враг, неприятель, противник.

2. Русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. 

  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

3. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: дочь – дочка, доченька; автор – соавтор.

4. Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, и обнажилась парящая земля.)

IV. Закрепление.

1. Упр. 2

2. Упр. 6

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

3. Соберите «лесные» слова (работа в парах). Но сначала послушайте, как собирал «лесные» слова писатель К.Г.Паустовский.

Выразительное чтение обучающимся отрывка из книги К. Паустовского «Золотая роза».

«Первое лесное слово, которое меня совершенно заворожило, было – глухомань. Правда, оно относится не только к лесу, но я впервые услышал его (как и слово глушняк) от лесников. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары (сухие лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка… и много других простых слов, наполненных живописным содержанием».

Какие «лесные»  слова добавите вы? Запишите их и подберите синонимы.

4. Работа в группах: напишите сочинение-миниатюру  (на выбор): «Шёпот лесного ручейка», «Летний день в лесу», «Сбор лесных ягод».

V. Культура нашей речи.

Агитбригада «Язык мой – друг мой»

1.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

2. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен.

3. И слово, язык – наш друг.

4. Благодаря языку люди общаются,-

5. Получают информацию о прошлом и настоящем, -

6. Совершают поступки, -  Плакаты

7. Создают культуру. -

8. Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью.

1. Она подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению.

2. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями.

3.

Слово – мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовнёй -
Это слово сделалось плохим.

4.

Это слово пагубно стихам,
Это слово – дом, который сгнил.
Лучше бы его я не слыхал,
Не читал, не знал, не говорил.

5. Сквернословие незаметно становится болезнью.

6. Болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия.

7. Особенно неприятно, когда произносит плохие слова ребёнок, услышав их от взрослых.

Так начинается разрушение, разложение нравственного мира маленького человека.

8. Стрела, запущенная злой силой через уста человеческие, поражает и того, кто её выпустил, и того, в кого она попала.

1. Любое «нечистое» слово оставляет чёрное пятно в нашем сердце.

2. Не зря говорят: «Доброе слово лечит, а злое – калечит».

3. Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой.

4. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами.

Сценка №1.

- Привет!
- Привет!
- Всё? Отстрелялся?
- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
- А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клёво получить «4». Она говорит: иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.
- Ну, похиляли. Кранты.

5. И речисто, да не чисто. Вот как надо.

Сценка №2.

- Здравствуй, Коля!
- Здравствуй, Антон!
- Экзамен сдал?
- Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил «5». А как ты сдал?
- Я получил «4». Но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идешь?
- Домой.
- Нам по пути. Пошли вместе.

6. Запомните слова Алексея Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

7. Проблема чистоты языка – это и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе не понятны большинству людей.

8. И пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.

1. Употребление людьми иностранных слов часто используется как дань моде или для того, чтобы затемнить смысл сказанного.

2. Прежде чем употребить новомодное слово – убедитесь, что точно знаете его значение.

3. А то может получиться так же, как в следующей истории-были.

4. Однажды В.И.Даль угостил сына писателя Мельникова-Печёрского Андрея домашним квасом.

Сценка №3

- Что, хорош квас?
- Хорош, Владимир Иванович.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом
- С чем?
Юный Мельников смутился, не зная, как перевести эрфикс на русский язык.

- Эрфикс (фр. слово) – игристый.

5. А главное – подумайте: нужно ли иностранное слово в данном случае?

6. Ещё М.В.Ломоносов отмечал: «Русский язык богаче всех, ибо в нём есть живость французского, твёрдость немецкого, нежность итальянского  и возвышенность испанского».

7. Жили и продолжают жить диалектизмы.

8. Но употреблять везде диалектные слова – значит быть непонятым.

Диалог.

- Неправда, я очень умная, смогу объяснить и понять любое слово
- Попробуй. Что это? Вытопок, стега, обходница, межинка.
- Не знаю.
- Пешеходная тропинка.
- А ещё.
- Сипуча, гиба, засипух, кутиха.
- Сдаюсь.
- Снегопад.

1. Ребята, не злоупотребляйте диалектными словами в своей речи.

2. Засоряют нашу речь и слова-паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся примерно так: «Вот, так сказать, прихожу я в класс. Сажусь, так сказать, на своё место. А учитель, значит, говорит, так сказать: иди к доске, говорит - выполни, значит, упражнение, так сказать. А я, так сказать, был не готов. Вот, значит, я, так сказать, и получил «двойку».

3. Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

4. А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

На собрании
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.

Потом встал опять,
Что-то хотел сказать.
Но решил промолчать
И не сказал ни слова
Потом встал,
Потом сел.

Сел-встал,
Сел-встал
И сел снова.
Устал и упал
Так и не взял слова.

5. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.

6. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

7. Если вы хотите, чтобы язык стал настоящим другом, прислушайтесь к нашим советам:

8. Больше читайте. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал». 

1. Пользуйтесь словарями.   -    Плакаты

2. Не давайте слову опережать мысли.   -

Вместе. Берегите наш прекрасный русский язык.

VI. Вывод.

1. Какую роль играет речь в нашей жизни? (С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли, чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания)

2. Среди данных  высказываний писателей о русском языке (раздаточный материал) выберите то, которое наиболее полно отражает тему и основную мысль нашего урока. Докажите своё мнение.

1) Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Н.Толстой)

2) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Паустовский)

3) Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский)

VII. Домашнее задание.

1. Для всех: Т. стр. 9-10 (пересказ).

2. По выбору учащихся:

1) выразительное чтение высказываний о русском языке, наизусть 1 высказывание (смотри раздаточный материал урока);

2) собрать «школьные» слова, написать сочинение-миниатюру о школе (тему выбрать самостоятельно);

3) упр. 4 (устно).

VIII. Рефлексия.

Допишите одно из высказываний.

- Главная мысль, которую я уношу с урока, - это …

- Урок заставил меня задуматься над тем, что …