Цели и задачи классного часа:
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать в учащихся этические нормы поведения в обществе, общения друг с другом;
- формирование правильных поведенческих норм;
- выработка морально-психологической устойчивости в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- умение принимать безопасные решения в быту.
Оформление занятия: маски, аппликации туч, солнышко, радуга, молнии, рисунки детей, карточки с пословицами, плакат на доске со стихами Юнны Мориц.
Тот храбрее, кто мудрее.
Тот сильнее, кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками.
Ход занятия
Игровая ситуация «Сказки творят добро».
Учитель. Сегодняшнее занятие у нас не простое, а волшебное. И знаете, почему?
Потому, что мы сегодня попробуем стать волшебниками.
Как вы думаете, что для этого надо сделать?
Дети. Надо попробовать попасть в сказку и понаблюдать за волшебниками.
Учитель. В какую сказку вы хотите попасть?
Дети называют сказки: «Золушка», «Морозко», «Волшебник Изумрудного города» и другие.
Учитель. Что же волшебного там происходит? (Ответы детей)
Учитель. Так что же делают в сказках волшебники? (Ответы детей)
Да, они творят добро. В чём это выражается?
(Помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)
А вы можете помочь доброму человеку? Как?
А помешать злому? Как?
Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главнее волшебство — это доброта.
Не случайно народная мудрость гласит: доброта что солнце.
Как вы понимаете это выражение?
Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?
Учитель рисует на доске солнышко и на его лучиках записывает слова: теплота, внимание, заботливость.
Итак, каждый лучик солнышка дарит людям: теплоту, заботливость, внимание, верно?
Получается, что лучик — волшебный. Давайте проверим.
Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею — и... лучик летит к (называет имя).
Он делает тебя внимательным и заботливым.
- К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу?
- Что бы ты сделал? Почему?
- Кто еще хочет взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный лучик?
В этой игровой ситуации учитель дает возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать солнечный луч доброты близким, сверстникам.
Ситуация для обсуждения: «Что легче — ссориться иди мириться?»
Учитель: Дети, мы с вами читали стихотворение А.К.Дитрих «Говорила туча туче…»
- О каком событии рассказывается в стихотворении?
- В чём была причина ссоры? Чем закончилась ссора двух туч?
- Чем опасны драки для окружающих?
- Какие черты характера у героев этого произведения?
- Как показать этих героев? (Использовать интонацию, мимику, жесты)
Давайте послушаем инсценировку стихотворения.
Дети показывают инсценировку.
Стихотворение А.К.Дитрих «Говорила туча туче…»
Говорила туча туче:
– Прочь с дороги, пар летучий!
Ты не видишь – я спешу.
Налечу и сокрушу!Отвечала туча туче:
– Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдёшь с дороги прочь –
Разнесу тебя я в клочья!Раскатился смех в ответ:
– Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой –
И простишься с головой!– Не пугай, на этот случай
У меня снаряд гремучий,
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.…Почернели обе тучи,
Лбы, что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.Вмиг вокруг всё потемнело,
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.Покатил по небу гром,
Сотрясая всё кругом,
Тут сверкает, блещет там –
Трах! И небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля!
Учитель: Какое у вас было задание? Придумать способ, как помирить драчунов.
Какой персонаж мог бы это сделать?
Дети показывают, какие способы они придумали, как помирить тучи. Для этого используют рисунки, письменные рассказы, стихи. В ходе обсуждения можно отредактировать работы.
Сейчас мы послушаем, какие стихи придумали дети из 3 класса. Для инсценирования дети с помощью родителей приготовили костюмы: маски, аппликации туч, солнышка, радуги, молний.
Как нужно мириться?
Автор ученик Петрунин Ваня
Тучи долго воевали
И все силы растеряли,
Опустили стрелы вниз
И немного разошлись.
Появилось там оконце.
Выглянул тут лучик солнца,
Посмотрел по сторонам
И сказал он драчунам:
«Не сердитесь, не деритесь,
а возьмите – помиритесь!
Ждут дождя леса, поля.
Добрых дел ждёт вся земля».
Тучи за руки взялись,
Капли стали падать вниз.
Дождик землю напоил.
Лучик их благодарил.
Автор ученик Корнеенков Вадим
Чтобы спор остановить,
Стали дети их мирить:
«Вы друзьями с солнцем были,
облачками в небе плыли.
А теперь нам всем обидно,
В небе солнышка не видно.
Надо тучам в мире жить
И друзьями дорожить».
Стали тучи слёзы лить,
Ведь нельзя без солнца жить.
И от этих слёз горючих
Облачками стали тучи.
Солнце в капельках светилось.
В небе радуга явилась.
Обрадовалась детвора,
Закричали все: «Ура!».
Автор ученица Евсикова Аня
Тучи спорили полдня,
Грозно саблями гремя.
Как же ссору прекратить?
Кто их сможет помирить?
Ветерок подул слегка
И раздвинул облака.Чтобы драку остудить,
Надо их водой полить.
«Дождик, дождик, поскорей
наших драчунов полей!»
и вот чудо – дождь пошёл –
и затих тот страшный спор.
- Как вы поступили в такой ситуации?
- Как можно избежать драки?
- Когда драка или сражение может быть оправдана? (Защита Родины, мамы, сестрёнки, малыша от обидчика)
- Чем отличается ссора друзей от битвы с врагом?
Ситуация для обсуждения:
Учитель: Ты принес в школу модель из ЛЕГО, чтобы показать ребятам. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидел модель, взял её, она сломалась. Как ты поступишь?
Попробуй уладить ситуацию мирным путем.
(Разыграть ситуацию: двое ребят играют роли: первая — хозяин модели (пострадавший), вторая — обидчик).
Возможное начало ситуации:
— Ты сломал модель, теперь делай, а то стукну!
— Я не умею!
— Делай, а то хуже будет...
— Не буду!
Информация для учителя:
Инцидент, как правило, заканчивался погоней друг за другом или физической расправой.
Правда, было несколько предложений, содержащих элементы вежливости: «Сделай, пожалуйста, модель». Но обидчик не соглашается. Вносилось уточнение, что в конфликтной ситуации часто на слово «пожалуйста» товарищ не обращает внимания.
Детям предлагается подумать и обратиться к обидчику с такими словами, на которые он может ответить только словом «да». Таких предложений, содержащих положительный ответ, должно быть не меньше двух-трех — чем больше, тем лучше. Начался поиск. Вначале предложения ребят были довольно робкими, но с помощью наводящих вопросов дети начали думать. Любое высказывание поощрялось: молодец, хорошо. А кто еще лучше? Смысл занятия стал понятен, вступила в силу конкуренция. Какие же решения предлагались?
— Тебе нравится моя модель? Да?
— Ты хотел бы, чтобы я научил тебя конструировать такие модели?
— Хочешь, мы вместе будем строить, и ты поможешь мне исправить эту модель?
— Хочешь, я подарю тебе набор деталей, которых у меня два?
По мере получения эффекта готовности к сотрудничеству, хороших предложений поступало все больше и больше. Задача сводилась к тому, чтобы показать детям: окончательный успех в решении предложенной проблемы будет зависеть оттого, позволит ли «потерпевший» принять окончательное решение от «обидчика».
Такие предложения - варианты, как «Сколько времени тебе надо, чтобы рассмотреть модель?», «Когда ты сможешь мне её вернуть?» и другие, обеспечивают мирный договор.
Дети получили большое удовольствие от такой игры, во время которой всем хотелось высказаться.
Учитель: Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидел альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Как ты поступишь?
Попробуй получить альбом мирным путем.
(Разыграть ситуацию: двое ребят играют роли: первая—хозяин альбома (пострадавший), вторая — обидчик).
— Тебе нравится мой альбом? Да?
— Ты хотел бы, чтобы я рассказал тебе о самых интересных марках?
— Хочешь, мы вместе рассмотрим марки, и ты покажешь, какие тебе нравятся?
— Хочешь, я подарю тебе марку?
Чтение стихотворения Л.Кузнецовой.
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, как могут помириться поссорившиеся подруги. Учитель читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала.
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Учитель. Чем закончилась эта история? Правильно, автор так не закончил эту историю.
(учитель читает 2-ю часть стихотворения)
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Значит, есть еще вежливые слова. Какие?
(Извини (те), прости (те); простите, пожалуйста; извините, пожалуйста).
Когда мы пользуемся этими словами?
Работа в группах. Задание соединить пословицу из двух частей.
Пословицы и поговорки о дружбе.
Дружба как стекло, | разобьёшь – не сложишь. |
Старый друг |
лучше новых двух. |
Скажи, кто твой друг, |
и я скажу, кто ты. |
Друг познаётся |
в беде. |
Нет друга – ищи, |
а нашёл – береги. |
Вместе – тесно, |
а врозь – скучно. |
Не имей сто рублей, |
а имей сто друзей. |
Не мил и свет, |
когда друга нет. |
Хороший друг – |
отрада для души. |
Приятелей много, |
да друга нет. |
Будь с другом и в горе, |
и в радости. |
Подведение итогов занятия.
Учитель акцентирует внимание детей на том, какие ситуации были рассмотрены во время проведения занятия, и вместе с ребятами подводит итог.
Как нужно поступать в спорной ситуации? Найти способ мирного решения проблемы.
Учитель. Теперь пусть каждый совершит свое волшебство. Приготовились, взмахнули палочкой...
Да свершится чудо! Какое? Которое каждый из вас захочет! Для этого он запишет своё желание на волшебном свитке. И оно обязательно исполнится.
Используется прием свитка. На каждую первую парту ряда кладут лист бумаги. Дети записывают свое желание и заворачивают край листа, чтобы последующий не видел сделанной записи, и передают другому. В итоге получаются свитки желаний, которые учитель, разворачивая, читает вслух. Перед учителем и детьми возникает целая палитра желаний. В итоге это и своеобразный срез, методика изучения детских проявлений.
Занятие завершается песней «Как положено друзьям, всё мы делим пополам».