Тип урока |
Освоение новых знаний. |
Вид урока |
Урок по проблемно-диалоговой технологии. |
Цель |
Познакомить с глаголами-исключениями. |
Задачи |
Образовательные: Формировать представление о глаголах-исключениях. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, работе в парах и группе. Прививать интерес к русскому языку. Формировать УУД: |
Планируемый результат |
Предметные: |
Основные понятия |
Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение. |
Ресурсы: |
- Учебник «Русский язык» авторы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, работа в парах игруппах, индивидуальная работа. |
Технология проведения |
Деятельность |
Деятельность учителя |
УУД |
||||
I. Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности) Цели: |
|
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - Ребята, послушайте! Сегодняшний урок для вас будет очень полезным. Итак, урок русского языка. |
|
||||
II. Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания по теме глагол
|
Отвечают на вопросы блицтурнира |
Организует деятельность обучающихся. - Сегодня мы должны вспомнить то, что знаем о глаголе и выделить то, над чем нам нужно поработать. Для этого для вас приготовлен Блиц-опрос. Прочитайте вопрос и дайте на него полный ответ. УСЛОВИЕ. Что не знаем – на доску. (Раздаются карточки с вопросами) Блиц-опрос 1. Что обозначает глагол? 2. В каких формах употребляются глаголы? 3. Какая помета указывает на глагол прошедшего времени? 4. О чём рассказывают глагольные окончания? 5. Имена склоняются, а глаголы …? Сколько склонений у имён? Сколько спряжений у глаголов? 6. Глаголы какого времени спрягаются? 7. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 1 спряжения? 8. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 2 спряжения? 9. Назови окончания глаголов 1 спряжения. 10. Назови окончания глаголов 2 спряжения. 11. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно…. 12. На какие вопросы отвечает глагол неопределённой формы? 13. На что обращаем внимание в глаголах н.ф.? 14. Назови глаголы-исключения 2 спряжения на - ать. (не знаем – на доску) 1. Назови глаголы - исключения 2 спряжения на -еть. (не знаем – на доску) 2. Назови глаголы - исключения 1 спряжения на -ить. (не знаем – на доску) |
Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по
|
||||
II. Определение темы и цели урока. Цель: |
|
- Прочитайте вопросы. Чем они объединены? - Какова тема урока? (СЛАЙД 1) - Какова цель урока? Определите задачи для себя. - Тема определена, цель и задачи поставлены. Можно изучать тему? - Нужно ли составлять план урока? Зачем? - Я предлагаю такой план. (на доске план на карточках вперемешку) - Можем ли мы работать по данному плану? - Составьте план работы на уроке.
- Каждый из вас сам себя оценивает, согласно критериям, определённых нами. Оценивать можете как себя, так и своего напарника. Помимо того, что мы определили вопросы для своей работы, будем ещё формировать умения работать в парах. А самое главное – это узнавать новое. |
|
||||
III. Проблемное объяснение нового знания. |
Анализируют полученную информацию, делают выводы и формулируют правило.
Обращаются к толкованию слова
|
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило. 1. Исследуем и наблюдаем. Задачник. Упр. 418. С. 36 - Работаем в паре. Помогаем соседу, оцениваем друг друга. - Сколько нарушений обнаружили? - Что не так? У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить. Что будем делать? (обратимся к учебнику) 2. Открываем новые знания А). Правило с. 42 упр. 419 Б). Толкование слова – ИСКЛЮЧЕНИЕ (учащаяся объясняет значение слова) в словаре Ефремовой ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, ср 1) Процесс действия по знач. глаг.: исключать в словаре Ожегова ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. То, что не подходит под общее правило, отступление от него. |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; |
||||
Рассказывают сказку про царство «Глагол» | В). Давайте вспомним сказку про страну Глаголов. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: Вступление учителя. Я, царь Глагол, повелеваю: - Так и появились глаголы – исключения. (СЛАЙД 2) |
||||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: отдых |
Выполняют движения вместе с учителем. |
Показывает движения глаголов исключения. |
|
||||
IV. Первичное закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. |
Определяют спряжение глаголов-исключений. |
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. 3. Применяем (выполняем задания) 1 Задание. Запишите глаголы – исключения в двух формах: 1 лица и 3 лица мн. числа (2 учащихся – у доски)
1 л. - (мы) смотрим, дышим, видим, слышим - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Оцените себя. 2 Задание. А). Упр. 420. Работа с таблицей. - Какая новая графа появилась в таблице? (искл.) Б). Самостоятельная работа. (СЛАЙД 3) - Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится? (Взаимопроверка) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. 4. Проверяем А). Задание на СЛАЙДЕ 4 (устно) Писать, дышать, бежать, читать Б). Рифмованное стихотворение. (СЛАЙД 5) Глаголы-исключения 2 спряжения Ко второму же спряженью Глаголы-исключения 1 спряжения |
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для |
||||
V. Итог урока. Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы. |
Анализируют полученную информацию, делают выводы. |
Организует деятельность обучающихся |
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») |
||||
Оценка работы обучающихся на уроке. |
|
Оценивание Оценивает работу обучающихся |
|
||||
VI. Домашнее задание. |
|
1. Помоги себе запомнить глаголы-исключения, сделай красивую карточку-подсказку или выучите стихотворения. 2. Упр. 424 с.43 |
|
||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Делают самооценку своей деятельности. |
Организует рефлексию. - Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке: СМС № 1 Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями. №2 Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно. №3 Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями. |
Личностные УУД: способность к самооценке |