Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы театрального искусства»

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» относится к программам художественной направленности.

В настоящее время воспитание школьников средствами театрального искусства особенно актуально. Театр – не только универсальное синтетическое искусство, но и коллективное, позволяющее наиболее комплексно воздействовать на формирующуюся личность. Занятия в школьном театральном объединении развивают общую и эстетическую культуру, художественные способности обучающихся средствами театрального искусства, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения и самореализации обучающихся, развивают коммуникативную и эмоциональную сферу личности школьников, способствует социальной и психологической адаптации.

Программа помогает решить следующие проблемы:

  • раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда удается рассмотреть в учебной деятельности в школе;
  • обеспечение равномерных физических, интеллектуальных и духовных нагрузок, способствующих формированию физического и духовного здоровья;
  • формирование эстетического вкуса, нравственных ценностей, личностных качеств;
  • социальная и психологическая адаптация школьников.

Новизна образовательной программы «Основы театрального искусства» состоит в системном и комплексном подходе к театральному образованию школьников через взаимодействие познавательной, творческой и художественной сфер деятельности, использование методов театральной педагогики и инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного подхода, применением игровых и здоровьесберегающих технологий, новых информационных технологий, проектной и социально-творческой деятельности.

Общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом обучающемся, на выражение его личного «Я» через коллективную творческую деятельность. В процессе обучения сочетаются игровые и диалоговые формы, учитывающие психолого-возрастные особенности обучающихся. Все занятия по программе строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Каждый обучающийся проходит путь от игры, упражнения, этюда к спектаклю.

Данная программа опирается на методические разработки в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В.М.Букатова, А.Б.Никитиной, Е.Р.Ганелина. Теоретической основой программы служит учение К.С.Станиславского. Весь процесс обучения построен на использовании методов театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс театральных игр, специальных упражнений, адаптированных для занятий со школьниками. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.

В программе учтен педагогический опыт реализации авторской образовательной программы «Основы театрального искусства» (2009-2012, 2012-2015), Дополнительной общеразвивающей программы «Школьный театр: от игры к спектаклю» (2015-2018).

Цель программы: Развитие социально активной, творческой, духовно-нравственной личности детей и подростков средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Воспитательные:

  • Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой и национальной культуры
  • Воспитать культуру поведения
  • Сформировать художественно-эстетический вкус
  • Сформировать нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности, активную гражданскую позицию, адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.

Обучающие:

  • Познакомить с историей театрального искусства
  • Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области актерского мастерства.

Развивающие:

  • Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление, наблюдательность
  • Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса
  • Развить пластическую выразительность и мышечную свободу
  • Развить творческие и организаторские способности, активность и инициативность
  • Развить навыки коммуникативной и коллективной деятельности

Для достижения поставленной цели и реализации задач общеразвивающей программы используются следующие методы обучения:
словесный:

  • рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками;

практический:

  • игры, упражнения, тренинги;
  • творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, мини спектакли);

наглядный:

  • просмотр презентаций по конкретным темам программы, спектаклей, видеозаписей спектаклей с обязательным обсуждением увиденного;
  • просмотр творческих работ в различных видах деятельности

репродуктивный:

  • участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня, социально-творческой, благотворительной деятельности

частично-поисковый:

  • совместный с педагогом выбор репертуара, определение темы, жанра пьесы и спектакля;
  • разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций

проблемный:

  • создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи

методы формирования интереса к обучению:

  • создание комфортной эмоциональной атмосферы;
  • создание эмоциональных нравственных ситуаций, ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» адаптирована для реализации в общеобразовательном учреждении и построена с учетом основных принципов педагогики искусства:

  • От постановки творческой задачи до достижения творческого результата
  • Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся
  • Смена типа и ритма работы
  • От простого к сложному
  •  Индивидуальный поход к каждому обучающемуся

Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет. При наборе в группы принимаются все желающие, без специального отбора. Наполняемость группы: 10-15 человек. Формирование групп происходит с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Срок реализации образовательной программы - 3 года. Количество учебных часов в 1,2,3 год обучения - 144. Общее количество часов по программе – 432. Организация деятельности на занятиях: коллективная, групповая, работа по подгруппам, индивидуальная. В течение учебного года возможна корректировка программы, учитывающая психолого-возрастные особенности обучающихся.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, на базе общеобразовательного учреждения, в соответствии с нормами СанПин.

Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, образовательное путешествие, учебный показ, репетиция, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность.

Ожидаемый результат:

Личностные результаты:

  • Владение навыками коллективной деятельности
  • Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности
  • Инициативность, активность в социально-творческой деятельности
  • Нравственное отношение к окружающему миру
  • Владение культурой поведения в обществе

Метапредметные результаты:

  • Развиты внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность
  • Развит художественный вкус и кругозор
  • Умение формулировать и выражать свою мысль
  • Свободно общаться с партнером на сцене
  • Устойчивая мотивация к обучению
  • Умение обсуждать и анализировать свою и работу товарищей
  • Умение самостоятельно работать над сценическим образом и ролью

Предметные результаты:

  • Знание истории театрального искусства
  • Владение элементами актерской техники
  • Управление своим дыханием и голосом
  • Владение приемами пластической выразительности при создании сценического образа

Результативность образовательного процесса в системе: качества воспитания, развития и образования каждого обучающегося позволяет отслеживать педагогический мониторинг. Используемые методы: педагогическое наблюдение, анализ результатов анкетирования и тестирования обучающихся, диагностика личностного роста, активность на открытых занятиях, в социально-творческой деятельности. Используется прием взаимооценок, самооценки, накопление фотоматериалов, ведение портфолио личных достижений обучающихся.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:участие в показе спектаклей, концертов, конкурсно-игровых программах; участие в очных (заочных) творческих конкурсах и фестивалях; проектная и социально-творческая деятельность.

Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы в школьном театральном объединении проводятся самые различные воспитательные мероприятия: конкурсы, игровые программы, культпоходы, огоньки, беседы на этические и нравственные темы. Положительную роль играет взаимосвязь с семьей, родителями, которые не только помогают в изготовлении костюмов, реквизита, но и присутствуют на творческих выступлениях, открытых занятиях.
В результате реализации общеразвивающей программы «Основы театрального искусства» обучающиеся становятся любителями театрального искусства, активными участниками творческих мероприятий различного уровня, осознают ценность своей социально-творческой деятельности для окружающих.

Учебный план по годам обучения (Приложение 1)

Содержание программы по годам обучения (Приложение 2)

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы (Приложение 3)

Общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» включает основные разделы: «Введение», «Актерское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Основы театральной культуры», «Работа над пьесой и спектаклем», «Итоговое занятие». Все основные тематические блоки взаимосвязаны между собой, и сопровождают обучающихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).

Раздел «Введение» направлен на знакомство с коллективом, введение в образовательную программу, освоение правил (этики) поведения на занятиях.

Раздел «Актерское мастерство» направлен наразвитие психофизических свойств личности (внимание, воображение, память) и освоение навыков актерского мастерства, формирование коммуникативных компетенций. От игр и упражнений на развитие внимания, воображения, памяти, обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия. Сначала это упражнения на память физических действий, затем - этюды. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Обучающиеся знакомятся с различными сценическими формами через работу над сценической миниатюрой (1 год), театрализованным представлением (2 год), конкурсно-игровой программой (3 год), получая навык самостоятельной творческой работы.

Раздел «Сценическая речь» направлен на освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановку правильного речевого дыхания, работу над дикцией и выразительностью речи, овладение приемами выстраивания логико-интонационной структуры речи при работе над художественным произведением.

Раздел «Сценическое движение» направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.

Раздел «Основы театральной культуры» направлен на формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; формирование первоначальных знаний о театре как явлении культуры; воспитание активного зрителя.

Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» направлен на практическое применении полученных умений и навыков в создании художественного образа в работе над спектаклем.

Раздел «Итоговое занятие» направлен на подведение итогов обученности, качества воспитания и развития каждого обучающегося по общеразвивающей программе.

Задача первого года обучения заключается в том, чтобы помочь обучающимся направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, познакомить с основным материалом актерского поведения - сценическим действием, подготовить обучающихся для работы в творческом коллективе.

Задача второго года обучения – помочь открыть выразительность и яркость сценического поведения в условиях вымысла как основу выступления актера перед зрителями.

Задача третьего года обучения - познакомить с технологией создания художественного образа в сценической постановке-спектакле через формирование личного творческого пространства.

Большое внимание уделяется литературному и драматургическому материалу, на основе которого проходит учебный и постановочный процесс в объединении. Выбранный материал должен затрагивать нравственные темы, быть понятным и интересным не только для актеров, но и для зрителей.

Рекомендуемый репертуар:

  • Пьесы для детского театра: Кирилл Королев «Да здравствует Кукарямба», И.Токмакова, С.Прокофьева «Подарок для Снегурочки», С.Прокофьева «Звездные мастера», А.Антокольский «Когда в лесу холодно», Григорий Остер «Клочки по закоулочкам», Ксения Степанычева «Розовый бантик», Андрей Зинчук «Вперед, Котенок!», Дюла Рубан «Все мыши любят сыр» и др.
  • Инсценировки по произведениям А.Барто, А.Усачева, И.Пивоваровой, Е.Клюева
  • Миниатюры на школьную тему
  • Авторские сценарии театрализованных, конкурсно-игровых, концертных программ «Путешествие в страну Знаний», «Путешествие по сказкам», «Быть здоровым - это важно» и др.

Планируемые результаты обучения

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности на занятиях
  • Историю возникновения театрального искусства, устройство театра
  • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера», «Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример»
  • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка»
  • Правила зрительского этикета
  •  Наизусть 5-7 скороговорок
  • Наизусть 3-5 произведений русского фольклора, 2-3 стихотворения

обучающиеся должны уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг)
  •  Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира
  • Выполнять простейшие физические действия
  • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах»
  • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах
  • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека
  • Определять замысел, сценическую задачу этюда
  • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
  • Коллективно выполнять задания

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:

  • Виды и жанры театрального искусства
  • Театральные термины и понятия: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий»
  • Наизусть 7-10 скороговорок
  • Наизусть 3-4 стихотворения отечественных и зарубежных авторов

  обучающиеся должны уметь:

  • Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно
  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале
  • Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира
  • Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся
  • Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела
  • Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память
  • Оправдывать установленные мизансцены
  • Точно соблюдать авторский текст
  • Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла

К концу третьего года обучения

обучающиеся должны знать:

  • Историю развития театрального искусства
  • Театральные термины и понятия: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность»
  • Законы логического построения речи
  • Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом
  •  Наизусть 10-15 скороговорок, 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы

обучающиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом
  • Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста
  • Владеть пластическим тренингом
  • Настраивать на работу весь психофизический аппарат
  • Действовать в «предлагаемых обстоятельствах» сценической постановки
  • Различать компоненты актерской выразительности
  • Раскладывать сквозное действие на простые физические действия
  • Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене
  • Выстраивать мизансцены
  • Применять полученные навыки в работе над образом
  • Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале

Формы контроля обученности по программе (Приложение 4)

В процессе реализации общеразвивающей программы «Основы театрального искусства» проводится мониторинг качества воспитания, обучения и развития каждого обучающегося в течение всего образовательного процесса (вводный, текущий, промежуточный, итоговый).

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: руководитель объединения - педагог дополнительного образования, имеющий специализацию режиссера (руководителя) театрального коллектива.

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве сценической выгородки, в соответствии с нормами СанПиН; актовый зал.
  • Элементы театральных декораций (ширмы, кубы, скамейки)
  • Костюмы для театральных постановок, грим.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.

Методическое обеспечение:

  • Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации, фонограммы, карточки для заданий).
  • Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.
  • Видеотека: записи спектаклей.
  • Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)

Средства общения:

  • Участие в творческих мероприятиях различного уровня, детских театральных фестивалях и конкурсах.
  • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.
  • Взаимное общение детей из различных творческих объединений.

Список литературы для педагогов

  • Алянский Ю.Л., Азбука театра, Л., Детская литература. Ленинград, 1986г.
  • Бруссер А. «Сценическая речь», М. серия «Я вхожу в мир искусств» №8, 2008.
  • Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
  • Ганелин Е. Р. Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002. -31с.
  • Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб: Прайм-Еврознак, 2008. -377 с.
  • Ершова А.П,Букатов В.М. «Актерская грамота -подросткам» -М.:Просвещение, 1994.
  • С.Ю. Кидин Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград: Учитель, 2009. -153с.
  • Кох И.Э.Основы сценического движения. М.: Просвещение, 1979. -222с.
  • Никитина А.А. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитиной) М., «Владос», 2001. – 288 с.: ил.
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921с.
  • Петрова А. Н. «Сценическая речь. Техника сценической речи» М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2010. -144с., ил.
  • Развивающие театральные игры по методике З.Я. Корогодского //Я вхожу в мир искусств, 2008. -№1
  • Серия репертуарно-методической библиотечки «Я вхожу в мир искусств», М., ВЦХТ
  • Станиславский К. С.  Собрание сочинений в 8т-т.2, т.3 «Работа актера над собой» М., Искусство,1985, с.151
  • Чурилова Э.Г.  Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.  М., «Владос», 2003.     

Список литературы для детей и родителей:

  • Ю.Л.Алянский Азбука театра.СПб, 1990.
  • Дюпре В.  Как стать актером/ Дюпре В. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
  • Мифы Древней Греции. - М: Белый город, 2008. – 143 с.
  • П.Пави.Словарь театра. М. 1991.
  • Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство/Под ред. Володина В.А. - М: Аванта+, 2001. – с.222-413.

Информационное обеспечение программы (интернет-ресурсы):
http://www.art-education.ru
http://www.vcht.ru
http://www.forum.numi.ru
http://www.tvkultura.ru
http://www.openlesson.ru
http://www.telespektakli.ru
http://www.900igr.net