Основы сказкотерапии для малышей, школьников и их родителей

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Сказкотерапия — направление в психологии, которое используется для формирования у детей с младенческого возраста полезных навыков, привычек и знаний. Благодаря сказкам и придуманным историям достигается терапевтический эффект. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии.

Существует несколько видов сказкотерапии:

  • Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.
  • Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  • Сказкотерапия как повествование. Слушая и воспринимая сказки, ребенок встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  • Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Сказкотерапевт создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности ребенка, в-третьих, ребенок наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет ребенок, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому вопросу уделять на занятиях внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать ребенку работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание и сочинение сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
  • арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют авторские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, автор книг по гендерному сказкотерапевтическому практикуму, рекомендует проводить занятия по написанию авторской сказки в три этапа:

  • Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе ребенку можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптура, сделать аппликацию  или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т.д.
  • Написание сказки. Ребенку предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу используя, материал первого этапа.
  • Прочтение сказки, завершение. Важным событием этого занятия будет момент, когда ребенок прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для ребенка, так и для терапевта, потому что ребенок будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней индивидуальностью ребенка. Терапевту, после того как ребенок прочел сказку, важно спросить, о чем ребенок сочинил эту сказку, понравилась она ему или нет.

Авторская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психологические, психокоррекционные и прогностические.

Сказкотерапия,  по сути, является метапредметным способом лечебного или терапевтического воздействия на эмоциональное, физическое и душевное состояние человека. Она позволяет через игру, проигрывание каких-либо ситуаций, не только выработать сценарий определенных действий, но и научиться совладать с теми трудностями, которые могут ожидать ребенка. Так, например, в книге Т.Зинкевич-Евстигнеевой  «Женские сказки», автор четко дает понять, что для каждого возраста и пола должна существовать своя сказка и на определенном этапе взросления именно эта сказка будет восприниматься сознанием и усваиваться, извлекая из нее урок.

Литература.

  1. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тайный шифр женских сказок»
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007.