Использование средств образовательной среды школьного военно-исторического музея в формировании познавательного интереса первоклассников на уроке

Разделы: Начальная школа


Не секрет, что приходящие сегодня в школу первоклассники испытывают трудности в адаптации к условиям обучения в школе, требующим концентрации силы воли и внимания,  следования требованиям учителя, определенному режиму, соблюдения дисциплины, умению построить дружеские взаимоотношения с одноклассниками и др.  Не справляясь с новыми условиями и выдвигаемыми требованиями, некоторые дети становятся замкнутыми, апатичными, даже агрессивными. Это приводит к снижению учебной мотивации, и как следствие – к низким учебным результатам.

 «Умение преодолевать  жизненные трудности возможно при условии достижения каждым членом общества высокого уровня образования. Особая роль при этом отводится общему и дополнительному образованию школьников, структурным компонентом которого является деятельность школьных музеев» [1, С.181].

Чтобы ускорить процесс адаптации,  сделать обучение для ребенка интересным, привлекательным и эффективным, учитель использует различные средства, технологии, методики, формы обучения. В школе № 1282 г. Москвы особое место занимает использование в практике педагогами образовательных возможностей музейной среды, а именно военно-исторического музея Боевой Славы 5-й Гвардейской Краснознаменной танковой армии (5-й ГКТА), т.к. «для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти» [1, С.182].

Необычным и интересным стал для первоклассников урок технологии «Танковый биатлон», цель которого – активизация познавательного интереса обучающихся к предмету «Технология» с помощью образовательной среды школьного музея Боевой Славы 5-й ГКТА. Форма проведения – урок-соревнование.

Первоклассники и их родители были включены в процесс подготовки к уроку:

- совершили экскурсию по школьному музею Боевой Славы по теме «Музей – «машина времени», ознакомившись с одной из страниц истории Великой Отечественной войны – танковыми войсками: историей и боевым путем 5-й ГКТА с его экспонатами, с историей и устройством главного танка войны - танка Т-34; с жизненным путем и подвигами бойцов и командиров 5-й ГКТА, их личными вещами и другими музейными экспонатами;

- совместно с учителем ребята разбились на «танковые экипажи» (по 4 человека). Роль учителя заключалась в том, чтобы формирование составов «танковых экипажей» проходило на основе паритета сил экипажей – равноценности: уровня учебной мотивации и успешности, особенностей характера, уровня социализации, дружеских отношений. 

Командира экипажа первоклассники выбирали сами. Затруднения у ребят вызвал выбор названий экипажей. Это были и «Тигры», и «Пантеры». Было видно, что у школьников пока еще нет достаточных знаний по истории ВОВ, а выбранные ими названия носили машины фашистской армии. Этот пробел преодолевался в процессе проведения классного часа «Танк-34 – главный танк ВОВ» и через работу с родителями (возможные беседы дома, экскурсии в московские военно-исторические музеи, обращение к семейным реликвиям – вещам и документам родственников – участникам ВОВ). В итоге получились следующие названия экипажей: «Гвардейцы», «Снежный барс» и др.
- родители вместе с детьми подготовили элементы военной формы, эмблемы для каждого члена танкового экипажа. Также вместе готовили «домашнее задание», которое во время проведения урока представлялось на 2-м рубеже «Поиск – разведка». Каждый экипаж был «отправлен в разведку» с целью «добыть разведданные» - провести мини-исследование по информационным источникам (в интернет, в библиотеках): где и когда появился первый танк; кто является конструктором (изобретателем) первого танка; какова была численность экипажа первого танка, какие функции (роли, специальности) выполнял каждый из членов экипажа; какими техническими характеристикам обладал первый танк (вес, материал, скорость, свойства брони, дальность стрельбы); какие танки были на вооружении Советской Армии накануне Великой Отечественной войны; когда появился танк Т-34, имя его создателя; почему танк Т-34 стал главным танком Великой Отечественной войны.

Большую часть заданий ребята выполняли на уроках «Основы компьютерной грамотности» и составляли презентацию по итогам «разведки».
Подготовительная работа к уроку включала также совместную работу учителя с руководителем музея по подготовке выездной музейной выставки «Сохраним историю для потомков» (модели танка Т-34, личные вещи командиров 5-й ГКТА, письма с фронта). Выставка проводилась в школе, представлялась на нескольких тематических уроках по разным предметам и посвящалась Дню защитника Отечества.
Включившись в экспериментальную деятельность (01.09.2015 в школе на базе музеев ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» создана Федеральная экспериментальная площадка «Оценка качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования»), учителем были подобраны методики/методы оценивания качества учебной успешности первоклассников. В первую очередь – это метод педагогического наблюдения, а также тестирования детей по методике О.А. Ореховой «Цветовая диагностика» [2].

Подготовительный этап показал, что экскурсия по школьному музею вызвала неподдельный интерес у ребят к истории танков (даже у девочек), возможности подержать в руках многие экспонаты, удивление их «древности», техническим данным; сосредоточенность внимания и сопереживание услышанным историям периода ВОВ (часть детей откликнулась и стала называть своих родственников – участников ВОВ, рассказывать о хранящихся в семьях реликвиях).

В процесс подготовки к уроку с интересом  включились дети и их семьи. Ребята «тихие», малозаметные в коллективе, не очень привлекающие к себе внимание, лучше справились с подготовкой презентаций и рассказов по истории танков для рубежа «Поиск – разведка».
Организационная работа в «танковых экипажах», конечно, не могла обойтись без участия учителя. Но это объяснимо и возрастом детей, и отсутствием у них тех организаторских качеств, которые имеет взрослый человек, и др. причинами. Тем ни менее, некоторые сумели проявить свои лидерские качества, особенно девочки. В деятельности членов двух экипажей особенно проявился коллективизм (желание выполнить задание на «отлично», помогая друг другу терпеливо и дружелюбно).

Урок-соревнование «Танковый биатлон» состоял из рубежей. Каждые выполненные на них «боевые» задания оценивались жюри награждением экипажа звездой. Все собранные звезды-награды экипаж прикрепил на башне модели танка, созданной (в конце урока) из бумаги.

Чтобы поддержать антураж темы урока «Танковый биатлон», в начале, как и полагается, перед смотром войск, состоялось общее построение экипажей и сдача рапорта «командующему» (учителю) о готовности к участию в соревновании. Затем экипажи вышли на 1-й «огневой рубеж».

1-й рубеж «Музейный». Ребята должны были ответить на вопросы, связанные с содержанием экскурсии по школьному музею. Вопросы сопровождались показом на интерактивной доске фотографий, сделанных во время музейной экскурсии. Особой подготовки к уроку потребовали ответы на вопросы о том, в каком самом крупном танковом сражении принимала участие 5-я ГКТА, и сколько танков всего приняло в нем участие. В основном все первоклассники справились с заданием этого рубежа. Неполные ответы экипажей дополнялись ответами других участников соревнования.

2-й рубеж «Поиск – разведка». С учетом того, что «разведданные» готовились дома, было интересно увидеть степень осведомленности детей по истории танков. Поэтому на рубеже был задан дополнительный вопрос: «Как называется современный танк российской армии, который был показан на Параде в честь 70-летия Победы?» (танк «Армата»). Ребята не сумели на него ответить, но Парад в честь 70-летия Победы смотрели все, поэтому даже смогли вспомнить некоторые технические (в сравнении с Т-34) и внешние данные (по показанной фотографии).
Информация о первом конструкторе российских танков (подготовленная одним из учеников вместе со своим отцом), вызвала такой интерес первоклассников, что мальчик поделился полной версией полученных знаний после урока при обсуждении итогов.

3-й рубеж «Огневой». Этот рубеж ребятам понравился особо, т.к. лично каждому школьнику можно было продемонстрировать свою меткость: экипажи должны были «сбить» вражеский танк. Наблюдения за детьми показали, что им тяжело попасть с расстояния 3-х м в цель бумажным шариком (размером с мандарин), обмотанным скотчем. Вероятно, это связано с невысоким уровнем физической подготовки, меткости, глазомером, отсутствием четкой координацией движений (у некоторых детей) или др. причинами.

4-й рубеж «Механики». Это самый главный рубеж танкового биатлона, он полностью реализует идеи урока технологии. Ребята должны были собрать из бумаги макет танка и разместить на них звезды, завоеванные в ходе соревнования.

На этом рубеже многие показали умение и владение способами работы с бумагой, ножницами, клеем и пластилином. Часть ребят, увидев, что работа не получается, придумали выход – изменили конструкцию танка; некоторые учащиеся в процессе сборки макета проявили творчество (увидев, что их экипажу трудно собрать гусеницы танка из бумаги, сделала их из пластилина, а потом еще создали макет окружающей обстановки); хорошо проявили себя как лидеры командиры экипажей: прислушивались к мнению своих товарищей, помогали некоторым ребятам, распределяли работу между членами своего экипажа, т.е. организовывали процесс.

Завершение «Танкового биатлона» - демонстрация своего собранного макета танка и подсчет «наград» - звезд на танке. Этот завершающий этап – этап оценивания, момент подведения итогов и определения Победителя, является непростым в работе учителя с первоклассниками, т.к. оценки начинают выставляться только во 2-м классе. Оценивание призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Поэтому награждение команд было проведено по номинациям: «Знатоки истории школьного музея», «Лучшие механики», «Меткий стрелок», «За волю к победе». Старание и определенные достижения детей, как успешных, так и особенно не проявивших еще себя в учебе или жизнедеятельности класса, были отмечены учителем при проведении итогов урока. Здесь важно было отметить каждого ребенка, независимо от его значимых или небольших достижений.

Эмоциональный подъем первоклассников, желание завершить сборку макета танка (некоторым не хватило времени), сделать его аккуратно и более точно привели к принятию решения о завершении этой работы в течение определенного времени  и передаче  в музей Боевой Славы макетов, которые можно будет использовать в создании панорамы Курской битвы.

Используя методику О. А. Ореховой «Цветовая диагностика эмоций» [2] в начале и по завершении урока была произведена диагностика эмоциональной сферы детей (настроение). Учащиеся на «ленте оценки» отметили цвет настроения, с которым они пришли и завершили урок. Анализ полученных данных показал, что в большинстве случаев преобладает зеленый цвет (в начале урока зеленый цвет - 60 %, в конце урока 86 %), указывающий на хорошее настроение детей. Т.е. созданные педагогические условия, среди которых комфортная психологическая обстановка, интересная соревновательная форма проведения урока (соответствующая природе детей данного возраста), вовлеченность детей и их родителей в процесс подготовки, а также содержание урока и сменность видов деятельности первоклассников способствовали достижению цели урока.

Список использованной литературы.

  1. Смирнов Д.В., Тымко В.Н. «Концепция развития школьного краеведческого музейного комплекса «Созвездие» развивающей образовательной среды Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка №1282» на 2016–2021 годы. Научно-методический сборник материалов по итогам IV Международного научно-педагогического форума «Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», Москва / Санкт-Петербург/Киров, 2016, С.181-182.
  2. Орехова О.А. «Цветовая диагностика эмоций ребенка». СПб - 2006, с. 112 .