Занятие рассчитано на детей с 8 лет.
Время и место проведения: занятие длится 90 минут с перерывом на отдых в течение 10 минут.
Оборудование:
- пластиковые поддоны,
- раствор (вода, смешанная с турецким порошковым загустителем «Ardeco»),
- краски для эбру на основе растительной и бычьей желчи,
- шила разного диаметра,
- гребни для эбру,
- тряпочки для протирки шила,
- колбочки или баночки для разлива и смешивания красок,
- специальная грунтованная бумага А4 для перевода рисунка с воды (можно использовать и обычную плотную),
- веерные кисточки, кисти-щетки,
- столы, застеленные клеенкой,
- турецкая традиционная музыка в качестве фона на любом портативном аудионосителе (мобильник, ноутбук или планшет),
- сувенирные турецкие тарелки с цветочным орнаментом или репродукции (открытки) с традиционными растительными орнаментами.
Цели мероприятия: познакомить детей с древним турецким искусством рисунка на воде в процессе шоу-показа мастер-класса.
Задачи мероприятия:
- Образовательные – научить элементарным приемам работы на воде с помощью специальных инструментов, познакомить с традиционными символами в рисунке эбру;
- Воспитательные – воспитать интерес к искусству разных стран, например, восточному искусству;
- Развивающие – развитие мелкой моторики рук, сенсорных навыков, развить колористические навыки.
Содержание воспитательного мероприятия: после организации рабочего места и размещения зрителей, которые могут по желанию стать участниками мастер-класса, педагог рассказывает об истории возникновения эбру, об особенностях работы на воде, о свойствах и специфике подручных материалов. Далее идет показ с обязательным комментированием последовательности действий элементарных композиций — цветов и бабочек. На следующем этапе обучающиеся, а также по желанию и их родители могут попробовать повторить приемы, продемонстрированные педагогом. На завершающем этапе можно предложить гостям и участникам мастер-класса составить синквейн про искусство эбру и поделиться впечатлениями (этап рефлексии). В конце занятия в формате мастер-класса все присутствующие угощаются турецкой пахлавой и рахат-лукумом.
Подготовительный этап. Педагог организует рабочее пространство, включает фоновую музыку, рассаживает детей и их родителей вокруг центрального стола, где и происходит шоу-показ данной турецкой техники.
Вступительное слово педагога.
Здравствуйте ребята и их родители! Сегодня мы «погрузимся с вами в загадочный мир древнего восточного искусства живописи на воде – «Эбру».
Эбру - искусство создания рисунка на воде и особый вид обработки бумаги, которое известно как «турецкое мраморирование». В буквальном переводе с турецкого «eb-ru» означает «на воде». Хотя существуют и иные версии перевода: в арабском - «ab-ru» - это «вода для лица» (в том смысле, что художник работает очень близко над водой), а вот в персидском «ab-ru» означает «облако» (видимо, форма красок на воде, напоминает облака). Считается, что искусство живописи на воде с последующим переводом рисунка на бумагу или ткань, зародилось в Индии. Затем оно перекочевало в Иран и далее распространилось в Турции во времена Оттоманской империи. Есть иное мнение, что родиной эбру является Средняя Азия. И путь распространения эбру выглядел иначе: Туркестан-Иран-Турция, где искусство рисования на воде и достигло своего расцвета.
Эбру – это рисунок специальными красками на поверхности воды, с которой они не смешиваются и не тонут. Это возможно потому, что состав красок и воды имеет свои особенности. Вода не простая, а на основе загустителя. В качестве загустителя чаще всего используется экстракт горной колючки гевен, которая растет на территории Турции, Ирана, Пакистана, на Кавказе. В качестве загустителя используются также экстракт морской красной водоросли, растения астралагуса или же их современный аналог – синтетический загустители различных фирм. Краски (бойалар) состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанных с бычьей желчью. Кисти (фырчалар) традиционно изготавливаются из конского волоса. Древко кисти делают из стеблей роз. Помимо кистей, используют шило (биз), а также гребни для создания различных эффектов «мраморирования» на поверхности воды.
Ход мастер-класса
Первый этап
Друзья, сейчас я продемонстрирую Вам создание тюльпана на воде. В Турции красный тюльпан – это символ благородства и чистоты, турки очень любят данный символ и часто используют в изобразительном творчестве и декоративном искусстве (можно продемонстрировать сувенирные керамические тарелки с данным символом или же открытки).
Далее педагог показывает этапы рисования тюльпана:
1) методом набрызгивания кистью создается фон (можно смешивать различные оттенки).
2) С помощью гребня создаются волнообразные разводы, «чешуйчатые» узоры.
3) Шилом среднего диаметра по центру ставится первый круг зеленого цвета, из которого более тонким шилом формируется силуэт стебля и листьев.
4) Наступает очередь красного пигмента. На кончик стебля с помощью шила ставится красный круг, из которого очень аккуратно и медитативно (не спеша) формируется тюльпан.
5) Наконец, происходит самое интересное: перевод изображения на бумагу. Захватив края листа, осторожным движением опускаем его на поверхность воды. Потом проводим сверху шилом, чтобы лучше произошло сцепление краски с листом. И далее приподнимаем шилом край листа и движением «на себя» тянет лист о край поддона. И вот оно чудо-рисунок с воды перешел на бумагу.
Важно сказать ребятам о том, как происходит процесс просушки рисунка. Рисунок сохнет в естественных условиях. Сначала он имеет желеобразную фактуру и является влажным. Поэтому необходимо положить его на пластиковую поверхность, чтоб он не прилип и одновременно подсох. Обращаться с таким рисунком следует очень аккуратно, чтоб не порвать бумагу. Это необходимо продемонстрировать детям.
Идет рефлексия — творческое взаимодействие детей и педагога. Дети делятся впечатлением и бурными эмоциями от увиденного и желают сами повторить то, что продемонстрировал педагог.
Второй этап
Дети под руководством педагога повторяют увиденный цветочный мотив. Часто дети сами проявляют самостоятельность в плане колористического решения композиции. Но можно предложить поэкспериментировать с цветовой гаммой, смешивая оттенки в колбочках для пигментов. Помощь педагога на этом этапе состоит в корректировке движений. Часто дети спешат или боятся воды, иногда дети «протыкают воду» шилом насквозь, что портит раствор. Поэтому нужно обязательно направлять действия детей в процессе эбру.
Третий этап
Педагог показывает, как можно создать бабочку на воде.
1. После создания фона по тому же принципу, что и в создании композиции с тюльпаном, по центру помещаем круг любого цвета (на усмотрение педагога).
2. Далее прибавляем количество кругов, ориентируясь на центр предыдущего. Можно сделать около 5 кругов.
3. Шилом формируем голову и тельце будущей бабочки. Прорезаем крылья. Детализируем форму крыльев шилом.
4. Переводим бабочку с воды на лист бумаги.
Четвертый этап: дети воспроизводят рисунок бабочки. Можно усложнить задание и предложить детям совместить 2 элемента: бабочку и цветок или в зеркальном отражении 2 тюльпана.
На всех занятиях играет красивая турецкая мелодия.
Заключительный этап
На данном этапе все созданные работы (еще не просушенные) кладутся в ряд для общего просмотра и совместной оценки. Дети делятся впечатлением от проделанной творческой работы. Педагог предлагает выразить свои чувство от увиденного и сотворенного посредством создания стихотворения из 5 строк – синквейна.
Пример:
- Название синквейна
- 2 прилагательных, описывающих основную мысль.
- 3 глагола, описывающих действие.
- Краткое предложение, в котором содержится отношение его автора.
- 1 существительное для выражения своих чувств.
ЭБРУ
Необычное, магическое
Расслабляет, Удивляет, Завораживает
На воде можно рисовать!
Чудо!
В конце занятия в формате мастер-класса можно предложить детям и их родителям полакомиться традиционным турецким лакомством – рахат-лукумом и турецкой пахлавой.
Приложение
Ссылки на традиционную турецкую музыку на канале Ютуб: https://www.youtube.com/watch?v=OWWJlWOjsDs