Развитие творческих способностей учащихся средствами театрализованной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Русский язык


Для развития учащихся современная педагогика располагает разнообразными сферами воздействия на ребенка. В этом плане большое значение имеет сфера искусства. Она способствует формированию эстетической личности. Театральное искусство - мощное средство развития творческих способностей. Развитие же их способствует развитию личности в целом. Театрализованная деятельность представляет собой объединение художественной литературы, музыки, танца, помогает развить детскую фантазию, воображение, память, познавательные интересы, эстетическое восприятие мира.

Проблемы образования и решение их с помощью театральной деятельности:

  • Воспитание детей.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие коммуникативных качеств личности.
  • Нравственное воспитание.
  • Развитие памяти, воображения.
  • Решение конфликтных ситуаций.
  • Создание условий перевоплощения, импровизации.

Целеполагание:

1.Художественно-эстетическое развитие.
а) Совершенствовать артистические навыки и исполнительские умения в процессе воплощения образов.

2.Речевое развитие.
а) Обогащать словарь детей.
б) Совершенствовать интонационный строй.
в) Развивать диалогическую речь.

3. Познавательное развитие.
а) Расширять представление детей о многообразии форм театрального искусства.
б) Формировать основы театральной культуры.

4. Коммуникативное развитие.
а) Развивать память, мышление, воображение, внимание.
б) Развивать умение создавать яркий образ персонажа.
в)Учить импровизировать, свободно чувствовать себя в роли.
г) Воспитывать положительные нравственные идеалы.

Этапы работы над постановкой спектакля.
1 этап - подготовительный
2 этап - основной (практический)
3 этап - заключительный (постановка спектакля на сцене)

Технологическая карта конструирования работы над постановкой спектакля

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Подготовительный.

 

 

 

1.Изучить уровень знаний детей о театре, о профессии артиста, о театральной деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами театра, с фильмами по теме»Театр».

1.Личностные: уч-ся стремятся как можно больше узнать по данной теме
2.Коммуникативные; высказывают свою точку зрения.
3.Регулятивные: учатся планировать свои действия.

2.Разработать сценарий спектакля

Участие детей в разработке сценария. Их предложения по оформлению сцен спектакля.

1.Личностные: осознают трудности в данного рода работе, учатся их преодолевать.
2.Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.

3.Прослуивание участвующих в спектакле, определение качества звучания их речи и степени выразительности.

Заучивание стихов, фрагментов из прозаических произведений и оценка художественного чтения друг друга.

1.Регулятивные: строят монологические высказывания.
2.Личностные: дают самооценку, учатся слушать.
3.Познавательные:извлекают важную информацию.

4.Решает, какой ученик в большей или меньшей степени подходит к определенной роли. Выявляет особенности личности участника с целью грамотного распределения ролей.

- Выражают свое отношение к порученной им роли.
- Оценивают себя в этой роли.
- Изучают данную им роль.

1.Регулятивные: оценивают степень сложности своей работы над ролью.
- Оценивают свои умения и свои возможности.
3.Личностные: самооценка.

2. Практический.

 

 

 

 

1.Изучает с учащимися критическую литературу, где дается полная характеристика соответствующего персонажа.

- Учащиеся внимательно изучают литературу.
- Работают над характеристиками образов, которые им предстоит сыграть.

1.Личностные: совершенствуют полученные знания.
2.Познавательные: осознают задачу, поставленную перед ними, расширяют круг познаний.

2.Учитель дает уч-ся материал для заучивания.
- работает с уч-ся над интонацией.

Учащиеся организуют свою работу:
- учат роль.
- работают над интонацией.

1.Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности.
2.Познавательные: осознают познавательную задачу
- Развивают творческое воображение.

3.Учит детей перевоплощаться, работая над образом, подключив фантазию, воображение.

- хорошо изучив свою роль, стараются перевоплотиться, поняв характер персонажа, которого им предстоит сыграть.

1.Регулятивные: планируют свои действия.
2.Коммуникативные: учаться грамотно выражать свои чувства, переживания.

4.Учитель с детьми просматривает спектакль, следит за исполнением ролей артистами.

Дети внимательно следят за игрой актеров, затем обсуждают просмотренные фрагменты.

1.Личностные: совершенствуют полученные знания.
2.Регулятивные: оценивают свои достижения.
3.Познавательные: извлекают полезную информацию, просматривая фильмы, спектакли.
- Анализируют игру актеров, умение передать характер персонажа.

5.Работа с уч-ся над постановкой спектакля (репетиции). Подключает родителей к активной работе по оцениванию игры детей-артистов (организует работу жюри, состоящего из родителей).

Участвуют в репетициях спектакля, с родителями дома продолжают работать над ролью.

оценивают свои умения.

3. Заключительный этап.

 

1.Дает консультации по разработке костюмов, сценических декораций. Привлекает к работе родителей. (родители помогают ребенку придумать костюмы, становятся их соучастниками, сближаются с детьми в совместной работе).

Работают над созданием своих костюмов или обращаются за помощью в театральные студии с просьбой помочь подобрать костюм, соответствующий эпохе, которую они представляют.

Личностные: развитие творческих способностей уч-ся, воображения.

2.Итог работы - показ спектакля.

Итог работы - дети участвуют в показе спектакля.

учатся свободно чувствовать себя на сцене.

 Литература

1. Артемов Л.В.»Театрализованные игры» М. Просвещение.1986 г.

2. Выготский Л.С.»Воображение творчества в детском возрасте». М. Просвещение. 1991г.

3. Ерофеева Т.И.»Игра-драматизация». М. 1994г.

4. Буренина А.И.»Театр всевозможного». Санкт-Петербург. 2002г.