Для развития учащихся современная педагогика располагает разнообразными сферами воздействия на ребенка. В этом плане большое значение имеет сфера искусства. Она способствует формированию эстетической личности. Театральное искусство - мощное средство развития творческих способностей. Развитие же их способствует развитию личности в целом. Театрализованная деятельность представляет собой объединение художественной литературы, музыки, танца, помогает развить детскую фантазию, воображение, память, познавательные интересы, эстетическое восприятие мира.
Проблемы образования и решение их с помощью театральной деятельности:
- Воспитание детей.
- Развитие эстетического вкуса.
- Развитие коммуникативных качеств личности.
- Нравственное воспитание.
- Развитие памяти, воображения.
- Решение конфликтных ситуаций.
- Создание условий перевоплощения, импровизации.
Целеполагание:
1.Художественно-эстетическое развитие.
а) Совершенствовать артистические навыки и исполнительские умения в процессе воплощения образов.
2.Речевое развитие.
а) Обогащать словарь детей.
б) Совершенствовать интонационный строй.
в) Развивать диалогическую речь.
3. Познавательное развитие.
а) Расширять представление детей о многообразии форм театрального искусства.
б) Формировать основы театральной культуры.
4. Коммуникативное развитие.
а) Развивать память, мышление, воображение, внимание.
б) Развивать умение создавать яркий образ персонажа.
в)Учить импровизировать, свободно чувствовать себя в роли.
г) Воспитывать положительные нравственные идеалы.
Этапы работы над постановкой спектакля.
1 этап - подготовительный
2 этап - основной (практический)
3 этап - заключительный (постановка спектакля на сцене)
Технологическая карта конструирования работы над постановкой спектакля
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
1.Подготовительный.
|
1.Изучить уровень знаний детей о театре, о профессии артиста, о театральной деятельности. |
Учащиеся знакомятся с различными видами театра, с фильмами по теме»Театр». |
1.Личностные: уч-ся стремятся как можно больше узнать по данной теме |
2.Разработать сценарий спектакля |
Участие детей в разработке сценария. Их предложения по оформлению сцен спектакля. |
1.Личностные: осознают трудности в данного рода работе, учатся их преодолевать. |
|
3.Прослуивание участвующих в спектакле, определение качества звучания их речи и степени выразительности. |
Заучивание стихов, фрагментов из прозаических произведений и оценка художественного чтения друг друга. |
1.Регулятивные: строят монологические высказывания. |
|
4.Решает, какой ученик в большей или меньшей степени подходит к определенной роли. Выявляет особенности личности участника с целью грамотного распределения ролей. |
- Выражают свое отношение к порученной им роли. |
1.Регулятивные: оценивают степень сложности своей работы над ролью. |
|
2. Практический.
|
1.Изучает с учащимися критическую литературу, где дается полная характеристика соответствующего персонажа. |
- Учащиеся внимательно изучают литературу. |
1.Личностные: совершенствуют полученные знания. |
2.Учитель дает уч-ся материал для заучивания. |
Учащиеся организуют свою работу: |
1.Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности. |
|
3.Учит детей перевоплощаться, работая над образом, подключив фантазию, воображение. |
- хорошо изучив свою роль, стараются перевоплотиться, поняв характер персонажа, которого им предстоит сыграть. |
1.Регулятивные: планируют свои действия. |
|
4.Учитель с детьми просматривает спектакль, следит за исполнением ролей артистами. |
Дети внимательно следят за игрой актеров, затем обсуждают просмотренные фрагменты. |
1.Личностные: совершенствуют полученные знания. |
|
5.Работа с уч-ся над постановкой спектакля (репетиции). Подключает родителей к активной работе по оцениванию игры детей-артистов (организует работу жюри, состоящего из родителей). |
Участвуют в репетициях спектакля, с родителями дома продолжают работать над ролью. |
оценивают свои умения. |
|
3. Заключительный этап.
|
1.Дает консультации по разработке костюмов, сценических декораций. Привлекает к работе родителей. (родители помогают ребенку придумать костюмы, становятся их соучастниками, сближаются с детьми в совместной работе). |
Работают над созданием своих костюмов или обращаются за помощью в театральные студии с просьбой помочь подобрать костюм, соответствующий эпохе, которую они представляют. |
Личностные: развитие творческих способностей уч-ся, воображения. |
2.Итог работы - показ спектакля. |
Итог работы - дети участвуют в показе спектакля. |
учатся свободно чувствовать себя на сцене. |
Литература
1. Артемов Л.В.»Театрализованные игры» М. Просвещение.1986 г.
2. Выготский Л.С.»Воображение творчества в детском возрасте». М. Просвещение. 1991г.
3. Ерофеева Т.И.»Игра-драматизация». М. 1994г.
4. Буренина А.И.»Театр всевозможного». Санкт-Петербург. 2002г.