Цели:
- познакомить с порядком синтаксического разбора простого предложения;
- формировать умение производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать внимания к слову через конструирование предложений;
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- повторить изученного материала по теме «Синтаксис», частей речи, изученных орфограмм, пунктограмм;
- развивать коммуникативные навыки; развивать критическое мышление;
- формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
Надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, улыбки подарим гостям и поздороваемся с ними.
Итак, к уроку готовы? Тогда за работу, всем удачи.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
- Это отрывок из стихотворения А.Н.Некрасова «Железная дорога». А какую тему поднимает Некрасов в этом отрывке? Тема природы.
- Ребята, вы наверное, знаете, что 2017 год в России – год экологии, но уже сейчас мы с вами задумываемся об этом, и на уроке мы также будем говорить о природе.
2. Проверка домашнего задания. Открыли тетради, записали число, классная работа.
1) Терминологический диктант
Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение, обращение.
- Написать слова и подчеркнуть их так, как мы обозначаем их при разборе предложения. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет 1 работу, оценивая и комментируя (на доске)
- А сейчас, ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Я буду задавать вам вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», а также такие вопросы, на которые надо ответить подробно.
2) Приём «Верные и неверные утверждения».
- Согласны ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
- Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)
- Согласны ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)
- Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
- Согласны ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (Предложение)
- Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
- Ребята, а как называется вид работы, когда нужно подчеркнуть члены предложения? (Синтаксический разбор)
- Объясните подробнее, что значит сделать синтаксический разбор?
- Значит, о чем мы будем с вами говорить на уроке. Сформулируйте тему урока.
- Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.
- Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
- Давайте сформулируем цели нашего урока.
1) познакомиться с порядком синтаксического разбора простого предложения;
2) учиться производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения;
3) писать правильно, уметь проверять написанное
4) обобщить знания по теме «Синтаксис»
3. Объяснение нового материала.
1) - Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
- Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
- Указать, какими частями речи они выражены.
- Дать характеристику предложения.
- Запишем предложение, поработаем по тому плану, который вы предложили.
Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.
А теперь откройте учебники на стр. 104. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником.
А теперь составим памятку «Порядок синтаксического разбора».
- На столе у вас карточка-памятка. Заполним вместе пропуски, вспомнив теоретический материал.
№ |
По каким признакам характеризуется предложение |
Вид предложения |
1 |
По цели высказывания |
1) ________________________________ |
2 |
По эмоциональной окраске |
1) ________________________________ |
3 |
По количеству грамматических основ |
1) _________________________________ |
4 |
По наличию или отсутствию главного члена предложения |
1) _________________________________ |
5 |
По второстепенным членам предложения |
1) _________________________________ |
6 |
Осложнено |
1)__________________________________ |
6. Конструирование предложения.
- А сейчас, работая по теме, попробуем составить предложение, используя указанные члены предложения. Внимание на слайд.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
- Дайте характеристику предложения (устно).
7. Физкультминутка. (Повторяй за улочкой).
8. Работа с текстом.
- Как можно озаглавить данный текст?
- Какова основная мысль текста?
- Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ?
- Какими близкими по значению словами его можно заменить?
- Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
- Выполните синтаксический разбор предложения №5.
- Найдите в тексте
- восклицательное предложение
- побудительные предложения
- В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого? Как называются такие предложения?
8. Самостоятельная работа с текстом.
А теперь самостоятельная работа, запишите предложение из стихотворения М.А.Лермонтова. Произведите синтаксический разбор одного предложения.
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…
- Проверим, оцените себя. Прочитайте еще раз это предложение. Что необычного заметили в построении предложения. Какой член предложения находится на первом месте?
- Инверсия – обратный порядок слов.
9. – Ребята, а кто из вас знает, как зовут художника, который написал очень много разных картин о природе? (Шишкин Иван Иванович)
- А вы знаете, что эту картину, изображающую сосну, тоже написал Шишкин.
- У Шишкина много картин, изображающих природу, посмотрите на слайды.
10. Проверочная работа. У Вас на парте листочки с заданием. Подпишите их, выполните задание.
11. Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Урок окончен, всем спасибо!