Многие, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя - четырьмя струнами.
Домра входит в состав оркестра народных инструментов, причем в нескольких видах – пикколо, малая, альтовая, басовая и контрабасовая. А 130 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось: ведь в XVII веке ее казнили, как преступницу.
А когда-то во времена князей Олега и Владимира домра была самым популярным музыкальным инструментом скоморохов – самых почётных гостей на княжеских пирах и народных гуляниях. Скоморохи были главными зачинщиками веселья. Песни, игры, пляски, смех, вообще необузданная весёлость и разгул – всё это сливалось в одну пёструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианства видели остатки ненавистного им язычества. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием купцов и бояр, начинал стихийно громить усадьбы богачей. В этом была главная причина гонения на скоморохов. На каких же инструментах они играли? А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах. Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра. О ней стали упоминать уже в XVI веке.
К сожалению, ни время появления домры на Руси, ни её сколько-нибудь достоверные сохранившееся экземпляры не известны. Музыканты-учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент под названием «пандура». Инструмент этот, возможно проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Кстати, в Малой Азии до сих пор существуют инструменты, близкие нашей домре. А у народов, занимавших промежуточное географическое положение между славянскими и азиатскими, есть совершенно аналогичные инструменты с похожими названиями: у грузин — чунгури и пандури, у южных славян — танбура, у монголов — домбур, у киргизов и татар — думра, у казахов — домбра, у калмыков — домр. Оказывается, у скромной русской домры огромная родня! Но это ещё не всё.
Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведёт от европейской лютни. В принципе в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Лютня, в свою очередь, произошла также от восточного инструмента - арабского аль-уда. Возможно, на внешней вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных европейских славян, например украинская бандура. Как раз бандура очень много заимствовала непосредственно от лютни. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.
Таким образом, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе европейские и азиатские черты.
Домра на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Лёгкость и малая величина инструмента, его звонкость, богатые художественные и технические возможности – всё это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. «Рад скомрах о своих домрах», - гласит старая пословица. Домра в те времена звучала повсюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияние искусства скоморохов на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от Бога? Вот почему так ополчились на домру сначала духовенство, а затем и правители государства. В 1648 году вышел указ царя: «Где появятся домры, сурны и гусли, - то всех их велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут – велеть бить батоги» Понятно теперь, почему домра в ближайшие к нашему времени века совсем исчезла и о ней не сохранилось почти не каких сведений.
Тем не менее в конце позапрошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева, впоследствии создателя и организатора первого оркестра русских народных инструментов, как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев предположил в нём давно разыскиваемую домру. Именно поэтому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая с того времени опять основным, ведущим инструментом русских народных оркестров.
Следует знать, что к настоящему времени в практике существуют две разновидности русской домры: трёхструнная и четырёхструнная. Струны первой настроены пот квартам, струны второй настроены, как у мандолины и скрипки, по квинтам. Звук у четырёхструнной домры сравнительно более слабый, поэтому в оркестрах, где требуется большая громкость звучания используются трёхструнные домры.
Домра сейчас известный и распространённый у нас музыкальный инструмент. В музыкальных учебных заведениях – детских музыкальных школах, училищах, в консерваториях — имеются классы по обучению игре на домре. Широко известны имена домристов-виртуозов, таких, как А.Цыганков, В.Круглов, В.Яковлев, Т.Вольская А.Макаров и другие. Другими словами, домра перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни поднявшийся до высот академического жанра.
Список литературы.
- В.В.Андреев глазами его современников. Сб.очерков,статей, воспоминаний и писем. Сост.проф. Андрюшенков Г.И. С-Пб, Изд-во С-ПбГУКИ 2012.
- Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах». М. «Советский композитор», 1986.