Пояснительная записка
Не секрет, что основная педагогическая задача, которая стоит перед преподавателем изобразительного искусства в условиях изостудии или кружка, заключается в том, чтобы приобщить ребенка к изотворчеству, научить самостоятельно творчески мыслить, анализировать и видеть мир в художественных образах. Зачастую дети, обучающиеся по стандартным и традиционным программам изобразительного искусства, теряют интерес к художественному творчеству, у них возникают различного рода негативные самохарактеристики и психологические барьеры «я не умею рисовать», «у меня вряд и получится», «я не смогу» и прочие. В связи с этим возникла потребность создать авторскую модульную программу «Волшебная мандала». Программа стартового уровня включает в себя обучение как изобразительному искусству, так и декоративно-прикладную деятельность с применением на практике нестандартных техник и методик. Разнообразие материалов и инструментов, применяемых в техниках, возможность создать не только рисунок (живописную композицию), но и креативную поделку, а также экспериментальный характер самого творческого процесса вместе с реализуемой на практике арт-терапией обуславливает интерес к занятиям не только со стороны детей, но и взрослых. Зачастую и родители хотят попробовать свои силы вместе с маленькими художниками, что еще больше мотивирует ребенка на занятия по программе.
Программа имеет художественную направленность
Основная цель - приобщение ребенка к изотворчеству посредством применения на практике нестандартных техник и материалов.
Отличительная особенность
В ходе реализации программы «Волшебная мандала» дети знакомятся с различными графическими и живописными техниками, а также техниками декоративно-прикладного искусства. Перечислим данные техники: эбру (турецкая живопись на воде) и марблинг (живописное мраморирование предметов), миниатюрная роспись на природных материалах (камни, ракушки, листья), живопись с помощью кофе, рисунок жидким и сухим графическим материалом (пастель, акварель), пластилиновая живопись, пуантилизм (создание изображений посредством точек и мазков), граттаж, правополушарное рисование и мандалотерапия, роспись с помощью акриловых контуров.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и разработана с учетом потребностей и возможностей учащихся младшего и среднего школьного возраста. Апробация программы будет осуществляться в объединении «Волшебная мандала» при МУДО ДДЮТ г. Люберцы.
При подготовке программы автор уделил особое внимание изучению опыта турецких и японских мастеров, чьи работы выполнены в технике эбру и марблинга (суминагаши), методике и приемам правополушарного рисования (Бетти Эдвардс), наследию художников-импрессионистов, постимпрессионистов, неоимпрессионистов и тех, чьи работы выполнены в технике пуантилизм (Джордж Сера, Шарль Анграм, Максимилиан Люс, Винсент ван Гог, Поль Синьяк). При разработке модуля кофейной живописи автор посчитал целесообразным обратиться к экспериментальным методам в живописной деятельности, описанным представителями калифорнийской школы акварели (Рекс Брандт и Роберт Вуд), а также изучить творчество современных живописцев, рисующих с помощью кофе (Сельва Сбахи, Науту Суджи Кадзуки Ямамото, Карен Эланд , Гида аль-Низар, Амита Дутта, Мария Аристиду, Порнчай Лертамасири, Хонг Йи, Александр Вальд). В процессе написания программы «Волшебная мандала» автор руководствовался методическими рекомендациями Кузина В.С., Шорохова Е.В, Кубышкина Э.И, Игнатьева С.Е., Ломова С.П. (программа ФГОС «Изобразительное искусство»), а также серией методических разработок по изобразительному искусству и народному, декоративно-прикладному творчеству (серия учебных пособий «Искусство детям», монографии Л.А. Буровкиной, посвященные вопросам художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования).
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Занятия изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью способствуют развитию у ребенка художественного умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях, воплощать идейный замысел посредством образного звучания цвета или же графического изображения объектов. При этом выбор формата обучения играет основополагающую роль. Разнообразие нестандартных техник, представленных в программе как модули (которые включают в себя множество приемов рисунка и живописи), позволяет вызвать у ребенка живой интерес к изотворчеству, воспринимать занятия как увлекательный процесс. Использование оригинальных материалов (ракушки, камни, листья, вода, кофе, пластилин) в качестве живописной основы для эмоциональных и выразительные композиций способствует раскрытию творческой индивидуальности ребенка, пробуждает интерес к окружающей действительности и неживой природе, мотивирует на эксперимент и самостоятельные проекты. Поэтому настоящая программа решает не только художественные, но и психологические задачи, превращая работу детей и в своего рода арт-терапию, способствующую снятию стресса, стиранию фобий и раскрепощению личности воспитанника.
Отличительные особенности и новизна программы.
Новаторский характер программы заключается в следующем:
- дети осваивают приемы классического рисунка (учатся передавать форму и фактуру предметов, находить их пропорции, «вылепливать» светотень, группировать объекты в цельную композицию, выявляя центр, передний и задний план).
- обучающиеся приобретают практические навыки эскизирования, натурного рисунка, выполнения набросков, зарисовок и этюдов, овладевают приемами графического выполнения тонально-пятнового, силуэтного, линеарного и смешанного рисунка. Наряду с рисунком параллельно овладевают навыками эскизирования орнаментов: геометрических, растительных и других.
В процессе обучения турецкой живописи – эбру (декоративному искусству марморирования — марблингу) решается несколько педагогических задач одновременно. Дети становятся участниками живописного зрелищного мероприятия, в котором получают теоретические и практические навыки работы с цветом в живописи. А именно: приобретают знания о том, что такое цвет и тон, контраст, насыщенность и яркость, знакомятся с цветовым кругом и тональным диапазоном цвета. Необычная графическая техника оттиска с воды превращает процесс в арт-терапию, в ходе которой происходит развитие моторных функций (контакт с водой посредством ритмичных и размеренных медитативных движений специальными инструментами), одновременно эффективно решаются проблемы с тактильными навыками и психологическими барьерами у детей.
При реализации модулей «Живопись кофе», «Миниатюрная живопись», «Правополушарное рисование и мандалотерапия», «Рисунок жидким и мягким графическм материалом, Пуантилизм», наряду с общими навыками (смешение цветов, тоновая растяжка, заливка лессировка, подмалевок, стирание границ цвета и размывка и проч.) и приемами (способ нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и т.д) в классической живописи, дети овладевают экспериментальными методами создания фактуры картины, используя оригинальный и нетрадиционный материал и инструменты. В частности, в ходе знакомства с такой техникой, как пуантилизм, ребята учатся добиваться эффектных оптических иллюзий и воздействовать на зрителя с помощью определенной фактуры мазка, по форме представляющим точку. В целом, учащиеся знакомятся на практике с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетная картина и другие).
Использование методики правополушарного рисования и мандалотерапии наряду с обучением классическому рисунку на занятиях помогает детям, независимо от способностей, справляться с художественными задачами, активизируя работу правого полушария, отвечающего за образное восприятие мира. Серия уроков данного модуля позволяет «мягким» способом адаптировать ребенка к работе над картиной. Ребенок пишет картину с опорой на художественные подсказки, что на первых порах облегчает процесс работы, тем самым не травмируется эмоциональное состояние ребенка и самооценка, появляется уверенность в своих силах и желание творить самостоятельно. В результате, обучающийся развивает пять навыков восприятия, описанных Бэтти Эдвардс в книге «Откройте в себе художника»: восприятие краев предмета, восприятие пространства, соотношений, света и тени, целостного образа.
При реализации модуля «Миниатюрная живопись» учащиеся знакомятся, в частности, с традициями русского народно-художественного творчества, приобретая навыки росписи в традициях народного промысла. Они учатся приемам стилизации в духе народного творчества (хохломская, городецкая, мезенская роспись, гжель и матрешка) и развивают умения создавать силуэтную композицию на природном материале.
Наконец, модуль с уклоном на декоративно-прикладное искусство — контурная роспись (дерево, стекло) — способствует улучшению эстетического восприятия учащихся, прививая любовь к ручному труду и развивая умение декорировать предметы быта. У учащихся формируются такие черты характера, как усидчивость, аккуратность.
Задачи программы.
К личностным задачам относятся следующие:
- воспитать в детях доброту и человечность, коммуникабельность и креативность посредством занятий творчеством в условиях групповых занятий;
- развить способность передавать свое эмоциональное состояние и снимать психологическое напряжение посредством взаимодействия с природными материалами (ракушки, камень, листья), водой (эбру), арт-терапевтического контакта с кофейной гущей;
- развить умение неординарно мыслить и видеть красоту окружающей действительности, проявлять склонность к самостоятельному творческому поиску и эксперименту;
- воспитать чувство уважения и любви к искусству разных стран, к наследию русского народного творчества.
- Научить бережно относиться к природе, ценить ее ресурсы, видеть красоту предметов неживой природы в быту.
К метапредметным задачам относятся следующие:
- научить работать продуктивно как в формате самостоятельной, так и коллективной работы, уметь правильно организовать рабочее место;
- сформировать культуру труда, умение контролировать свое эмоциональное состояние и бесконфликтно взаимодействовать в группе (адекватно воспринимать конструктивную критику и советы, оценивать свои достижения и корректировать результаты деятельности, уметь видеть достижения других и сравнивать их).
К образовательным(предметным) задачам относятся:
- обучить основам художественно-изобразительной грамоты: компоновать предметы на различных материалах (камень, вода, бумага, картон, холст, стекло, дерево, лист клена, ракушка), пространственно видеть и передавать форму и пропорции предметов действительности, уметь видеть в натурных предметах простейшие геометрические формы, передавать форму или объем предметов с помощью линии и пятна (растяжка круговых пятен технике эбру);
- сформировать начальные представления о видах перспективы: линейная, тональная, воздушная, сферическая, параллельная;
- научить работать с натуры, по фото, по памяти и представлению, по воображению;
- обучить основам колористической грамоты и цветоведению, умению работать в технике гризайль (кофе), монохромно растягивать цвет;
- научить работать с различными видами графических и живописных материалов, включая экологические и природные (листья, ракушки, зерна, кофе, камни, соль), а также навыкам работы на воде , холсте, картоне, фанере, дереве, стекле и бумаге.
Адресат программы:
Педагогу-художнику стоит учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей младшей и средней школы при реализации программы.
У младших школьников (7-10, 11 лет) происходит физиологическая перестройка организма, когда меняется и укрепляется костно-мышечная система. Поэтому особенно важно уделять внимание развитию тактильных, моторных навыков, чему способствует, к примеру, выполнение живописных композиций пластилином, работа с природными материалами и контакт с водой (эбру). С учетом того, что мышление и восприятие младшего школьника находятся в процессе формирования (острота восприятия, эмоциональность, гиперактивность), педагог должен развить в ребенке логические навыки наблюдения, обобщения. Особенно это касается построения предметов и передачи их формы. Детям в этом возрасте свойственно плоскостно изображать объекты действительности, трудно самостоятельно без помощи педагога анализировать конструкцию предмета, его детали. Поэтому необходимо учить азам построения, начиная с простейшей линии(оси) симметрии. И тогда в процессе перехода из одной возрастной группы в другую (10-14) у детей будут наблюдаться постепенное усвоение логики изобразительной грамоты. Соответственно, натурные упражнения и закрепления навыков выстраивания тона и света — вполне реальная задача для детей старшей возрастной группы, у которых уже лучше, чем у детей 7-10 лет, развито наблюдение, внимание, восприятие деталей и способность обобщать.
Объем и срок освоения программы: 1 год (144 учебных часа).
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Волшебная мандала» стартового уровня рассчитана на обучающихся 7-14 лет. Формируются разновозрастные группы: 7-10 лет, 11-14лет. Они являются основным составом объединения, состав групп – постоянный. Группы состоят из 8-12 человек.
Учитывая модульный и комплексный характер программы, занятия строятся по принципу перехода от одного модуля к другому (и с учетом принципа от простого к сложному). Реализация каждого из модулей предполагает теоретическую часть (история техники, знакомство с инструментами, техника безопасности) и практическую — самостоятельная работа (коллективный проект).
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия по программе «Волшебная мандала» осуществляются для каждой группы 2 раза в неделю. Длительность групповых занятий составляет 2 академических часа по 45 мин. с перерывом в 15 мин.
Планируемые результаты.
В результате реализации программы «Волшебная мандала» стартового уровня обучающийся будет знать азы художественно-изобразительной грамоты, овладеет практическими умениями и навыками работы в различных техниках, научится создавать живописные работы, используя разнообразный материал, научится использовать специальные термины в практической работе в различных жанрах и техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Будет знать:
- Основы рисунка и создания декоративных композиций (виды выполнения рисунка — с натуры, по воображению, по представлению; графические способы выполнения рисунка—абрисный, тонально-пятновой, силуэтный, штриховой; выполнение рисунка в технике оттиска с воды(эбру), граттажа; этапы и правила построение мандал (мандалотерапия); геометральный метод в рисунке и прорисовке орнаментов, понятия симметрии и гармонии.
- Основы живописной грамоты (понятие цвета и тона, тоновая градация и растяжка цвета, правила смешения цветов, виды мазков, приемы заливки лессировки, подмалевка, стирания границ цвета, размывки и прочие; способы нанесение краски «по сухому», «сухое по мокрому» и другие, понятие фактуры и оптических иллюзий в живописи, понятие контраста и нюанса).
- Правила и порядок работы с цветом на водяной основе в технике эбру.
- Основные жанры и стили в живописи, включая пуантилизм (акрил, акварель, гуашь) и гризайль (кофейная живопись).
- Способы декорирования различных фактур (стекло, дерево, камень,) с помощью акриловых контуров.
Будет уметь:
- Работать в технике миниатюрной живописи, создавая композиции в различных стилях изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества на природных материалах (камни, листья, ракушки).
- Рисовать мандалы и создавать орнаментальные мотивы.
- Передавать форму и фактуру предметов, соотношение света и тени с помощью различных материалов и в разных техниках.
- Компоновать рисунок, передавая пропорции.
- Обретать чувства гармонии, вдохновения, уверенности в своих силах посредством арт-терапевтических техник – марблинга, эбру и правополушарного рисования.
- Использовать различные виды мазков в живописи.
- Создавать рисунок с помощью мягких и «жидких» графических материалов (пастель, акварель).
- самостоятельно делать пластилиновые сюжетные композиции, барельефные панно, используя приемы пластилиновой живописи.
- Осуществлять тональную растяжку цвета в живописи с помощью кофе.
- Создавать креативные художественные работы в комбинированных техниках (например, сочетание живописи на картоне/ бумаге и роспись по стеклу акриловыми контурами).
В результате занятий по программе у обучающегося разовьются следующие компетенции и личностные качества:
- умение обретать гармонию и самовыражаться в творчестве, стирая барьеры «я не смогу и у меня не получится»;
- умение включать работу обоих полушарий, проявляя интуицию.
У обучающегося получат развитие такие личностные, метапредметные и предметные результаты, как:
- умение бесконфликтно и продуктивно взаимодействовать в условии групповых занятий, нести ответственность;
- умение соотносить свои действия с прогнозируемыми результатами, осуществлять самоконтроль;
- усидчивость, трудолюбие;
- толерантность, а также живой интерес к искусству и культуре разных стран;
- научится самостоятельно создавать живописные работы, используя разнообразный материал, в различных жанрах и техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Форма аттестации, отслеживания и фиксации результатов обучающихся:
По завершении каждого модуля проводится просмотр работ учащихся. Лучшие работы отбираются для демонстрации на выставках и для участия в конкурсах. В момент просмотра учащиеся имеют возможность сравнить свои достижения и достижения других ребят. Педагог проводит мониторинг усвоения навыков, анализ работ, фиксируя результаты, осуществляет корректировку работы, отталкиваясь от индивидуальных достижений каждого ребенка в группе. Возможно использование такого формата обучения, как проведение мастер-класса педагогом с целью лучшего усвоения учащимися навыков и умений работы с тем или иным графическим и живописным материалом.
Предполагается ведение электронной формы отчетности в Рунете на электронной странице или сайте – в виде фотопортфолио творческого коллектива.
В конце года осуществляется аттестация детей в форме итоговой выставки – зачета и просмотра творческих работ обучающихся в учреждении дополнительного образования.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, журнал посещаемости, грамота.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
участие детей в течение года в выставках, конкурсах и как дополнительный вариант — в мастер-классах, фотопортфолио коллективных работ.
Материально-техническое оснащение программы.
Для успешной реализации данной программы педагогу необходимо выделить кабинет, адаптированный для групповых занятий с детьми (с учетом освещения, наличия необходимой мебели).
Кабинет необходимо оборудовать методическими пособиями (это могут быть стенды, плакаты, методические пособия, плакаты по технике безопасности при работе в кабинете) и примерами работ учащихся (фонд творческого коллектива), мультимедийными средствами (проектор, ноутбук), натурным реквизитом (муляжи фруктов, драпировки, гипсовые формы и прочее). В ходе реализации таких модулей, как: пластилиновая живопись, эбру, марблинг, контурная роспись, миниатюрная живопись, желательно застилать рабочие столы клеенкой, с целью сохранения в чистоте мебели кабинета. Желательно, чтобы в кабинете или недалеко от него находился рукомойник.
Для успешного обучения детей необходимо, чтобы у каждого учащегося имелся необходимый инструментарий. Со списком необходимых инструментов и материалов педагог знакомит родителей обучающихся в начале учебного года.
Материалы и инструменты для занятий:
- Бумага: акварельная А 3, бумага для пастели А3, ватман, холсты 20 х 30 см, картон формата А4, плотная бумага А4.
- Пигменты: акварель, гуашь, акрил, пастель, краски для эбру.
- Карандаши простые «Кохинор», ластик, «клячка».
- Кисти: от 0 до 20 синтетика, веерные кисти и по возможности традиционная турецкая кисть «фырчалар» из конского волоса для эбру.
- Иные материалы и инструменты: кофе растворимый, пластилин, канцелярский нож, шило, гребень, акриловые контуры универсальные, мыло и тушь и восковые мелки для граттажа, акриловый лак, поддон для эбру и шила разных диаметров, гребень для эбру, соль, спонжи, материалы для декорирования (бусины, стразы), дотсы, ватные палочки, зубная щетка для приема «набрызгивание», мастихин, шпажка.
- Заготовки: ракушки, листья осенние, камни округлые, деревянная шкатулка или деревянные яйца (иные фанерные небольшие заготовки), стекло с рамкой.
Информационное обеспечение программы:
Автор данной программы использует собственную подборку аудиозаписей, включающих индийские, турецкие, этнические и инструментальные мелодии для релаксации, а также звуки природы в инструментальной обработке:
https://m.youtube.com/watch?v=xIDRyzkVtGw
https://m.youtube.com/watch?v=sWpAZX6obuc
https://m.youtube.com/watch?v=4l5nfBzl19g
https://m.youtube.com/watch?v=AQVLf2HFjz4
https://m.youtube.com/watch?v=8kQZHYbZkLs
https://m.youtube.com/watch?v=W41IFXbB5-M
https://m.youtube.com/watch?v=f7EJbyPylKc
https://m.youtube.com/watch?v=RZFf9lYHn_c
Требования, предъявляемые к педагогу (кадровое обеспечение).
Работать по данной программе может педагог-художник (Педагогическое образование. Изобразительное искусство), практикующий преподавание рисунка и живописи с применением различных материалов, техник и приемов, а также прошедший серию мастер-классов и специализированных курсов, включая обучение правополушарному рисованию, эбру, живописи кофе и другие.
Немаловажна и личность самого педагога, от которого зависит атмосфера занятий и степень восприятия материала обучающимися. Поэтому педагог должен быть прежде всего креативным, носителем множества идей и новаций, который он жаждет внедрить в процесс кружковой работы. Эрудированность, индивидуальный подход, умение сочетать на занятиях приемы обучения и игры, а также высокий культурный уровень и толерантность — те качества, которые необходимы педагогу при реализации программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Название разделов и тем |
Количество |
Форма аттестации/контроль |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Обзор техник и материалов. |
2 |
1 |
1 |
Диагностика. Устный опрос. |
2. |
Безопасность дорожного движения. |
2 |
2 |
_ |
Устный опрос. |
3. |
Эбру и марблинг. Живопись на воде. |
12 |
4 |
8 |
Наблюдение/Рисунок на воде. Живописное марморирование предметов. Детский мастер-класс. |
4. |
Миниатюрная роспись камней, ракушек, листьев |
16 |
2 |
14 |
Выполнение живописных миниатюр на природных материалах. |
5. |
Кофейная живопись |
16 |
2 |
14 |
Устный опрос. Рисунок на заданную тему |
6. |
Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом. |
34 |
5 |
29 |
Устный опрос. Рисунок на заданную тему. |
7. |
Граттаж |
12 |
2 |
10 |
Выполнение рисунков на заданную тему. |
8. |
Пластилиновая живопись |
12 |
2 |
10 |
Устный опрос. Выполнение работ в данной технике. |
9. |
Правополушарное рисование и мандалотерапия |
22 |
4 |
18 |
Наблюдение. Рисунок на заданную тему. |
10. |
Контурная роспись. |
12 |
2 |
10 |
Устный опрос. Выполнение работ в заданной технике. |
11. |
Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося) |
2 |
- |
2 |
Просмотр, анализ работ. |
12. |
Итоговая аттестация: выставка работ творческого объединения |
2 |
- |
2 |
Отбор лучших работ. Зачет. |
13. |
Итого часов |
144 |
26 |
118 |
|
Содержание программы
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория-1ч.
Знакомство с детьми. Беседа о планах и задачах творческого объединения. Презентация программы. Инструктаж по технике безопасности.
Практика - 1ч.
Презентация готовых изделий и работ. Демонстрация необходимых материалов и инструментов.
Первичная диагностика подготовленности обучающихся (практикум по рисунку).
2. Безопасность дорожного движения. 2 ч.
Теория - 2ч.
Основные понятия и термины Правил дорожного движения. Дороги и их виды. Знаки дорожного движения. Светофоры и их виды.
3. Эбру и Марблинг. 12 ч.
Теория - 4ч.
Знакомство с цветовым кругом: ахроматические и хроматические цвета; холодная и теплая гамма; понятия контраста. Знакомство с древней турецкой техникой живописи. Краски, загустители и инструменты для рисования на воде. Разновидности эбру (баттал, хатиб, гребенчатое эбру, эбру-шаль, соловьиные гнезда). Символика в эбру. Цветы и их значение в турецкой живописи. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика - 8ч.
Искусство марблинга (живописное марморирование и декорирование предметов: кость, дерево и пр.). Создание цветочных композиций: серия рисунков с символическим звучанием («Тюльпаны», «Розы», «Гвоздики» и другие). Изображение живой природы: птицы, бабочки.
4. Миниатюрная роспись (камней, ракушек и листьев). 16 ч.
Теория-2ч.
Компоновка рисунка на природных материалах. Подготовка эскиза и работа в технике миниатюрной живописи. Прорисовка деталей. Плоскостное и объемные изображение на камнях. Пейзажные фрагменты на камнях. Стилизация в живописи. Создание живописных миниатюр в стиле русского-народного творчества (мезенская, городецкая, хохлома, гжель, матрешка). Мандала на камне. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика-14ч.
Мотивы русского народного творчества на осенних листьях. Изображение флоры и фауны, мандал и пейзажных фрагментов на камнях и ракушках.
5. Кофейная живопись. 16 ч.
Теория - 2ч.
Знакомство с техникой кофейной акварели. Гризайль как жанр кофейной живописи. Метод лессировки, передача света и тени в кофейных рисунках. Тоновая растяжка и градация цвета. Знакомство с творчеством современных художников: Амита Дутта (Индия), Мария Аристиду (Греция), Сельва Сбахи (Палестина), Порнчай Лертамасири (Тайланд) и другими. Передача объема и формы в кофейной живописи. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика -14 ч.
Изображение предметов с натуры в технике гризайль. Серия рисунков на тему «Вокруг света». Живопись «по мокрому», «по сухому» с помощью кофе.
6. Рисунок «жидким» и мягким графическим материалом. Пуантилизм. 34 ч.
Теория - 5ч.
Акварельная грамота: классика и нетрадиционные приемы в акварели. Виды мазков в живописи. Передача фактуры предметов и пространства на картине с помощью цвета. Пуантилизм как прием создания оптических иллюзий. Техника работы с сухой пастелью. Применение геометрального метода в построении предметов в стадии подготовки к живописи цветом. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика - 29ч.
Рисунок акварелью: тренировочные натурные этюды. Рисунок акварелью на темы: «Эльфы и феи», «Ангелы», «Арлекин, Пьеро и клоун».
Создание этюдов натюрморта: фрукты, овощи, посуда в технике пуантилизм. Выполнение рисунков по фото и с натуры с помощью сухой пастели: «Фламинго», «Обитатели океана и морей», «Жители леса и домашние любимцы».
7. Граттаж. 12 ч.
Теория - 2ч.
Подготовка абрисного (линеарного) рисунка для граттографии. Создание рисунка посредством штриха. Построение предметов с точки зрения линейной перспективы. Понятие перспективного сокращения.
Практика - 10ч.
Силуэтный и штриховой рисунок кораблей, улиц города и зданий по выбору учащегося.
8. Пластилиновая живопись. 12 ч.
Теория - 2ч.
Знакомство с основными приемы пластилиновой живописи. Разработка эскиза, перевод изображения на основу. Работа с шаблонами. Применение дополнительных элементов декорирования на пластилиновой поверхности. Создание плоскостного, полуобъемного (барельефного) изображения.Беседа о здоровом образе жизни.
Практика - 10ч.
Создание сюжетной композиции: «Иллюстрация к волшебной сказке», «Волшебная мандала».
9. Правополушарное рисование и мандалотерапия. 22 ч.
Теория - 4ч.
5 навыков настоящего художника в правополушарном рисовании: восприятие краев предмета, пространства, соотношений, света и тени, целостного образа. Живопись акрилом, гуашью по методике правополушарного рисования. Прорисовка и построение мандал. Мандала как модель мира. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика - 18 ч.
Выполнение живописных рисунков акрилом по темам: «Экзотика», «Лунный пейзаж», «Свет», «Розы», «Букет сирени», «Фантастическое существо», «Весенняя симфония». Индивидуальный работа: придумать и нарисовать собственную модель мира в виде мандалы, используя на выбор акрил, гуашь, акварель или кофе.
10. Контурная роспись. 12 ч.
Теория - 2ч.
Приемы контурной росписи предметов для начинающих. Создание эскиза орнамента. Ритм, мотив и раппорт в орнаменте. Понятие симметрии и гармонии в орнаментальной композиции. Приемы работы с деревом и стеклом. Смешанная техника: витраж и живопись. Беседа о здоровом образе жизни.
Практика - 10ч.
Роспись деревянной шкатулки (яиц). Создание сюжетной композиции «Райская птица» в смешанной технике: витраж и живопись.
11. Выполнение собственного творческого проекта (техники на выбор учащегося). 2 ч.
Практика - 2ч.
12. Итоговая аттестация. 2 ч.
Практика - 2ч.
Подготовка выставки (отбор лучших работ) и выставка-зачет работ творческого объединения.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Программа стартового уровня «Волшебная мандала», ориентированная на обучение детей младшего и среднего школьного возраста, предполагает проведение ряда тренингов и заданий (коллективных и индивидуальных), а также проведение педагогом и детьми мастер-класса.
Принцип наглядности осуществляется двумя способами. Первый предполагает, что педагог объясняет то или иное задание, знакомит с техникой и материалами (дает теоретические сведения) и переходит к демонстрации тех или иных приемов на практике. Второй способ — это демонстрация иллюстративного и дидактического материала: работ самого педагога и лучших работ детей, репродукций, фотоматериалов, иллюстративного электронного материала на гаджетах (ролики, сайты и странички, посвященные тематическим модулям программы).
Немаловажную роль играет такой прием в методическом обеспечении программы «Волшебная мандала», как использование медитативной релаксирующей музыки, которая сопровождает арт-терапевтические модули программы: эбру, правополушарное рисование и мандалотерапия.
Осуществляя обучение детей по данной программе, педагог должен помнить и об использовании методов воспитания в условиях занятий детского творческого объединения, таких как: поощрение, стимулирование и мотивация.
Обучая ребят различным техникам, необходимо помнить, что наряду с конструктивными подсказками, анализом ошибок, важно сообщать ребенку о его достижениях в рисунке или декоративной композиции, обращать его внимание на прогресс, который он достиг в творческой работе. Такой подход мотивирует ребенка к самостоятельной творческой деятельности. В то же время отбор лучших работ для конкурсов и выставок, просмотр работ, демонстрация дидактического материала и знакомство с достижениями современных художников — все это стимулирует обучающихся к повышению качества работ, пониманию того, как решать ту или иную изобразительную задачу. Сильный стимулирующий эффект дают натурные упражнения, когда ребята имеют возможность сравнивать свои работы по уровню сходства с реальными предметами. Не меньшую стимулирующую роль играют мастер-классы как самого педагога, так и детские мастер-классы.
В работе необходимо также использовать в совокупности различные педагогические и обучающие технологии, арт-терапевтические (авторы Неменский Б.М, Медкова Е.С. Эдвардс Б и др.).
Обучающие и педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков);
- Технология проблемного обучения (Д.Дьюи);
- Технология здоровьесберегающего обучения (И.И.Брехман, Смирнов Н.К., Н.М.Амосов, Сонькин В.Д.);
- Технология игрового обучения (Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин, Б. П. Никитин, А.А.Вербицкий, А.П.Панфилова , Ю.С. Арутюнов) .
Формат занятий в ходе реализации программы представлен следующими видами занятий:
- Вводное занятие: на данном занятии педагог проводит беседу с обучающимися и по возможности с их родителями по технике безопасности, знакомит с программой и с планом совместной деятельности в течение учебного года.
- Ознакомительное занятие: предполагает получение теоретических сведений и элементарных практических приемов в различных техниках с разными материалами.
- Практическое занятие: на данном занятии учащиеся овладевают умениями и навыками работы в определенной технике живописи и рисунка.
- Мастер-класс: данный формат предполагает демонстрацию тех или иных приемов самим педагогом с целью их лучшего освоения обучающимися, так и презентацию умений детей, успешно освоивших ту или иную технику изобразительной деятельности.
- Занятие в формате коллективной работы учащихся: предполагает совместное создание той или иной тематической композиции.
- Конкурсное занятие: данная форма занятия в соревновательном духе прекрасно мотивирует детей на улучшение качества творческих работ. В частности, проводится накануне участия в конкурсах и выставках.
- Комбинированное занятие: сочетание нескольких видов деятельности.
- Итоговое занятие: предполагается проведение итоговой выставки-зачета, с учетом демонстрации работ обучающихся во всех техниках, заявленных в данной программе.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процессе.
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.
2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981.
3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.
4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с.
5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).
6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.
7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.
8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.
9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.
10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.
11.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для пед. училищ / В.С. Кузин, 1984. — 318 с.
12. Кон-Винер. История стилей изобразительного искусства / Кон-Винер; пер с нем. – М.: ООО «Из-во В. Шевчук»; 2001-222с.: ил.-136=80(ЦГБ).
13. Лукьянова В.А. Роспись по стеклу: пошаговые мастер-классы / Виктория Лукьянова. — Москва: Эксмо, 2015. — 64 с. — (Азбука рукоделия).
14.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. — М.: «Владос», 2005. -161с.
15. Люси Ванг. Китайская живопись. — М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007, -35 с.
16. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для студентов художественных специальностей. — 2-е изд., испр. — М.: Академический Проект, 2014. — 382 с.
17. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1987. — 256 с.
18. Основы техники акварели/ под ред. Г.Альберта и Р.Вулф; пер. с англ. П.А.Самсонов. — 2-е изд. — Минск: «Попурри», 2010.
19. Родионова О. Биокерамика: картины для дома своими руками / Ольга Родионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. —79 с.: ил. — (Город мастеров).
20. Шаров В.С. академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. – М.: Издательство «Э», 2015. — 648 с. Ил.
21. Эдвардс Б. Откройте в себе художника. — Изд-во «Попурри», 2009.
22. Якушева М.С, Ивановская В.И. Искусство витража. Принципы построения композиции: Учебное пособие. — М.: ООО «Из-во В. Шевчук», 2011. — 220с.
Литература, рекомендумая для детей и родителей.
1.Армфельд Д.Р. Как укротить самую капризную в мире краску. — Изд-во «Попурри», 2015.
2. Бялик В.М. Графика / В.М. Бялик. — М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2010. — 112с. : илл. — («Искусство—это интересно!»).
3.Дюхтинг Хайо. Пуантилизм. — М.: Изд-во «Арт-Родник», 2005.
4. Максимова О. Как рисовать пастелью. — М.: 2Астрель», 2003 — 35с.
5.Стерхов К. Полный курс акварели. Портрет: Учебное пособие. — С.-П.: Планета музыки, 2014.
6.Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца. — М.: Просвещение, 1981.
7. Шматова О.Б. Самоучитель по рисованию гуашью: экспресс-курс: учимся рисовать с нуля шаг за шагом / Ольга Шматова. — 2-е изд., обновл., переработ. И доп. – М.: Эксмо, 2015. 80с.: ил. — (учимся рисовать с Ольгой Шматовой).