Педагогические цели |
Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для развития речи, умения работать с текстом. |
Тип урока |
Комбинированный урок. |
Планируемые результаты (предметные) |
Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. |
Личностные результаты |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности, эмоционально «переживают» текст. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. |
Формы ОУД |
Ф – фронтальная, И – индивидуальная. |
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, творческий, практический. |
Ресурсы |
Учебник, таблица «Части речи», презентация, раздаточный материал, наглядный материал. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||||||
осуществляемые |
формируемые |
|||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент. |
||||||||
Слайд 1 |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Л, Р, К |
|||||
II. Чистописание. (Выработка каллиграфического почерка, повторение изученных орфограмм) |
||||||||
1. Отгадывание загадки. - Чтобы узнать, какую букву будем писать, отгадайте загадку: Слайд 2 Хвост пушист, быстра сноровка, |
Выполняют письмо по образцу.
Дают характеристику звукам. |
Вырабатывают каллиграфический почерк.
Закрепляют умение давать характеристику звукам. |
||||||
Слайд 3 - Какую букву будем писать? (Л) Слайд 4 2. Запись букв Л, л – 1 строка. - Что вы знаете про эту букву? 3. Характеристика звуков [л], [л̕]. - Дайте характеристику звукам, которые она обозначает. 4. Запись слов с буквой л. словарь (лиса, летать лестница легкий, “лебединый” лесной) Проверьте написание слов. Слайд 5 Составьте с одним из слов предложение. - Прочитайте, какие предложения вы записали. Давайте попробуем определить части речи в предложениях. Пока трудно это сделать, но сегодняшний урок поможет нам это сделать. |
Составляют и записывают предложения. |
|
Л, Р |
|||||
IV. Постановка учебной задачи. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности обучающихся. |
||||||||
- Какая же тема урока? - Какую учебную цель поставим перед собой? Слайд 6 |
Слушают учителя. Определяют тему и цель урока. | Учатся отстаивать своё мнение, уважать мнение других. Упражняются в определении частей речи. |
Р, Л, П, К | |||||
Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы. Вспомним, на какие вопросы отвечают слова из каждой группы: Слайд 7 Существительных в природе |
Дети отвечают на вопросы. | |||||||
- Что мы знаем о существительном? Имя существительное - это… Приведите примеры. Слайд 8 Вторая группа – слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Сильно любознательное - Что мы знаем о прилагательном? Имя прилагательное - это… Приведите примеры. Слайд 9 Третья группа слов – это слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? Что без меня предметы? - Что мы знаем о глаголе? Глагол - это… Приведите примеры. Физминутка. Когда я назову имя существительное - вы хлопните в ладоши. Когда назову глагол - прыгните на месте. Когда назову прилагательное – поднимите руки вверх. Слайд 10 В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи. Слайд 11 Частями речи и их особенностями занимается наука морфология Слово морфология происходит от двух греческих слов: морфо – форма, логос – наука. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Сколько частей речи, как они называются и какими свойствами обладают, мы узнаем на других уроках. |
Дети отвечают на вопросы, приводят примеры. |
|
|
|||||
VI. Закрепление знаний и способов действий. |
||||||||
А пока на практике научимся правильно ставить вопросы и распределять слова в группы. Распределим слова в группы: слова, обозначающие предмет; признак предмета; действие предмета. |
Выполняют задание, в котором закрепляют умение относить слова к определённой части речи. | Овладевают умением различать части речи. Осмысленно отвечают на вопросы учителя. |
П, Р, К, Л | |||||
Слайд 12 Зелень, звонить, светлеть, зелёный, звон, свет, звонкий, зеленеть, светлый. Проверка по записи на слайде. |
Распределяют слова по группам. | |||||||
Слайд 13 Составим цепочку слов по образцу. Слайд 14 Проверим, что получилось. Слайд 15 Ночь – какой? – Ночной – что делать? – Ночевать. Смех – какой? – Смешной – что делать? – Смешить. Рыба – какой? – Рыбный – что делать? – Рыбачить. Соль – какой? – Соленый – что делать? – Солить. Мир – какой? – Мирный – что делать? – Мирить. Каждая часть речи имеет общее значение, одинаковые вопросы, а также общие признаки. Понаблюдаем за общими признаками слов каждой группы. Рассмотрим картинки. Слайд Один или много предметов обозначают слова? Яблоко – один предмет. Яблоки – много предметов. Цветок – один предмет. Цветы – много предметов. Это общее свойство – обозначать один или много предметов. Одушевлённые или неодушевлённые предметы? Слайд Кто? Воробей – одушевлённый предмет. Что? Книга – неодушевлённый предмет. Что? Солнце – неодушевлённый предмет. Кто? Девочка – одушевлённый предмет. Кто? Кошка – одушевлённый предмет. Что? Юла – неодушевлённый предмет. Делаем вывод: у слов, обозначающих предметы, есть общие признаки – они могут обозначать один или несколько предметов, называть одушевлённый и неодушевлённый предмет. Зелёный (лист), цветные (карандаши). Слайд Лист– какой? – Зеленый – признак принадлежит одному предмету. Карандаши – какие? – Цветные – признак принадлежит нескольким предметам. Делаем вывод: признак может принадлежать одному или нескольким предметам. Рассмотрим картинки и определим, когда происходит действие: в настоящий момент, уже произошло или произойдёт? Слайд. Что делают? Читают. Действие происходит в настоящий момент. Что сделал? Поймал. Действие уже произошло. Что сделает? Прыгнет. Действие ещё произойдёт. Делаем вывод: у группы слов, которая обозначает действие предмета, есть общий признак: они указывают, в какой момент происходит действие. 4. Закрепление. Слайд 16 Найди лишнее слово. Слайд Проверьте себя. Слайд Отгадайте загадку. Летит чёрная орлица, Названия предметов: Кто? Орлица. Признак предмета: Орлица какая? Чёрная. Действие предмета: Орлица что делает? Летит. Слайд На этом уроке мы узнали, что части речи – это группы слов, которые имеют общее значение, общие признаки и отвечают на одинаковые вопросы. На следующем уроке мы узнаем, какая часть речи называется «имя существительное», что обозначает существительное, как определить род существительного. |
Проводят самооценку своей деятельности. |
Закрепляют полученную на этом и предыдущем уроках информацию. |
|
|||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
||||||||
- Что на уроке повторяли, закрепляли? |
Называют способы действия, вызвавшие затруднение. Оценивают собственную деятельность на уроке. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
Р, К, Л |
|||||
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
||||||||
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи в дневнике. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневнике. |
Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания. |
Р, К, Л |