Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Педагогические цели

Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для развития речи, умения работать с текстом.

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности, эмоционально «переживают» текст.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – владеют основами смыслового чтения художественного текста, умеют выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Формы ОУД

Ф – фронтальная, И – индивидуальная.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, творческий, практический.

Ресурсы

Учебник, таблица «Части речи», презентация, раздаточный материал, наглядный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
(Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу)

Слайд 1
Организует детей к проведению урока.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Подготовка рук к письму.
Вот помощники мои (смотрим на ладони)
Их, как хочешь, поверни
Вот и эдак, вот и так, (поворачиваем ладони)
Не обидятся никак (потираем ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять (встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
Повертели (вертим кистями)
И работать захотели (потираем руки).
Запись даты и вида работы.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Л, Р, К

II. Чистописание. (Выработка каллиграфического почерка, повторение изученных орфограмм)

1. Отгадывание загадки.

- Чтобы узнать, какую букву будем писать, отгадайте загадку:

Слайд 2

Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех.

Выполняют письмо по образцу.

 

 

 

Дают характеристику звукам.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

 

 

Закрепляют умение давать характеристику звукам.

 
       

Слайд 3

- Какую букву будем писать? (Л) Слайд 4

2. Запись букв Л, л – 1 строка.

- Что вы знаете про эту букву?

3. Характеристика звуков [л], [л̕].

- Дайте характеристику  звукам, которые она обозначает.

4. Запись слов с буквой л. словарь (лиса, летать лестница легкий, “лебединый” лесной)

Проверьте написание слов. Слайд 5

Составьте с одним из слов предложение.

- Прочитайте, какие предложения вы записали.

Давайте попробуем определить части речи в предложениях. Пока трудно это сделать, но сегодняшний урок поможет нам это сделать.

Составляют и записывают предложения.

 

Л, Р

IV. Постановка учебной задачи. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности обучающихся.
(Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности)

- Какая же тема урока?

- Какую учебную цель поставим перед собой?

Слайд 6

Слушают учителя. Определяют тему и цель урока.

Учатся отстаивать своё мнение, уважать мнение других.

Упражняются в определении частей речи.
Формулируют правила о них.
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Р, Л, П, К

Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов. Слова объединяются в большие группы.
Мы уже умеем определять группы слов, которые имеют общее значение и отвечают на одинаковые вопросы. Это группы слов, которые обозначают предметы, признаки предметов, действия предметов.

Вспомним, на какие вопросы отвечают слова из каждой группы:

Слайд 7
Первая группа – слова, обозначающие предметы, отвечают на вопросы: Кто? Что?

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Дети отвечают на вопросы.    

- Что мы знаем о существительном?

Имя существительное - это…
Отвечает на вопрос…
Обозначает..
Изменяется..
Бывает….. собст. и нариц.

Приведите примеры.

Слайд 8

Вторая группа – слова, обозначающие признак предмета, отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

- Что мы знаем о прилагательном?

Имя прилагательное - это…
Отвечает на вопрос…
Обозначает..
Изменяется..
Бывает…..

Приведите примеры.

Слайд 9

Третья группа слов – это слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

- Что мы знаем о глаголе?

Глагол - это…
Отвечает на вопрос…
Обозначает..
Изменяется..

Приведите примеры.

Физминутка.

Когда я назову имя существительное - вы хлопните в ладоши. Когда назову глагол - прыгните на месте. Когда назову прилагательное – поднимите руки вверх.
(лиса, рыжая, белая, смотреть, белка, бегать, пушистая, река, писать, парта, кричать)

Слайд 10

В русском языке группы слов, имеющие общее значение, общие признаки и отвечающие на одинаковые вопросы получили название части речи.

Слайд 11

Частями речи и их особенностями занимается наука морфология

Слово морфология происходит от двух греческих слов: морфо – форма, логос – наука.

Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы.

Сколько частей речи, как они называются и какими свойствами обладают, мы узнаем на других уроках.

Дети отвечают на вопросы, приводят примеры.

 

 

VI. Закрепление знаний и способов действий.
(Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе ранее изученных знаний)

А пока на практике научимся правильно ставить вопросы и распределять слова в группы.
(Раздать листочки)

Распределим слова в группы: слова, обозначающие предмет; признак предмета; действие предмета.

Выполняют задание, в котором закрепляют умение относить слова к определённой части речи.

Овладевают умением различать части речи.

Осмысленно отвечают на вопросы учителя.

П, Р, К, Л

Слайд 12

Зелень, звонить, светлеть, зелёный, звон, свет, звонкий, зеленеть, светлый.

Проверка по записи на слайде.

Распределяют слова по группам.    

Слайд 13

Составим цепочку слов по образцу.

Слайд 14

Проверим, что получилось.

Слайд 15

Ночь – какой? – Ночной – что делать? – Ночевать.

Смех – какой? – Смешной – что делать? – Смешить.

Рыба – какой? – Рыбный – что делать? – Рыбачить.

Соль – какой? – Соленый – что делать? – Солить.

Мир – какой? – Мирный – что делать? – Мирить.

Каждая часть речи имеет общее значение, одинаковые вопросы, а также общие признаки. Понаблюдаем за общими признаками слов каждой группы.

Рассмотрим картинки.

Слайд

Один или много предметов обозначают слова?

Яблоко – один предмет. Яблоки – много предметов.

Цветок – один предмет. Цветы – много предметов.

Это общее свойство – обозначать один или много предметов.

Одушевлённые или неодушевлённые предметы?

Слайд

Кто? Воробей – одушевлённый предмет.

Что? Книга – неодушевлённый предмет.

Что? Солнце – неодушевлённый предмет.

Кто? Девочка – одушевлённый предмет.

Кто? Кошка – одушевлённый предмет.

Что? Юла – неодушевлённый предмет.

Делаем вывод: у слов, обозначающих предметы, есть общие признаки – они могут обозначать один или несколько предметов, называть одушевлённый и неодушевлённый предмет.
Определим, признак принадлежит одному или нескольким предметам.

Зелёный (лист), цветные (карандаши).

Слайд

Лист– какой? – Зеленый – признак принадлежит одному предмету.

Карандаши – какие? – Цветные – признак принадлежит нескольким предметам.

Делаем вывод: признак может принадлежать одному или нескольким предметам.

Рассмотрим картинки и определим, когда происходит действие: в настоящий момент, уже произошло или произойдёт?

Слайд.

Что делают? Читают. Действие происходит в настоящий момент.

Что сделал? Поймал. Действие уже произошло.

Что сделает? Прыгнет. Действие ещё произойдёт.

Делаем вывод: у группы слов, которая обозначает действие предмета, есть общий признак: они указывают, в какой момент происходит действие.

4. Закрепление.

Слайд 16

Найди лишнее слово. Слайд

Проверьте себя. Слайд

Отгадайте загадку.

Летит чёрная орлица,
Крылья распластала,
Солнце красное застлала.

Названия предметов:

Кто? Орлица.
Что? Крылья.
Что? Солнце.

Признак предмета:

Орлица какая? Чёрная.
Солнце какое? Красное.

Действие предмета:

Орлица что делает? Летит.
Орлица что сделала? Распластала и застлала.

Слайд

На этом уроке мы узнали, что части речи – это группы слов, которые имеют общее значение, общие признаки и отвечают на одинаковые вопросы.

На следующем уроке мы узнаем, какая часть речи называется «имя существительное», что обозначает существительное, как определить род существительного.

Проводят самооценку своей деятельности.

Закрепляют полученную на этом и предыдущем уроках информацию.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
(Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей учебной деятельности)

- Что на уроке повторяли, закрепляли?
- Вспомните цель урока? Достигли ли мы её?
- Просигнализируйте смайлами, как вы оцениваете свои знания о частях речи.
– Закончите предложения:
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…

Называют способы действия, вызвавшие затруднение. Оценивают собственную деятельность на уроке.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Р, К, Л

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания)

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи в дневнике.
Д.з. с.42 упр.71, правило нас. 40, 41.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи в дневнике.

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

Р, К, Л