Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. 2017 год был объявлен в России годом экологии. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в решении этой проблемы. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. На этапе дошкольного детства важно, как можно больше внимания уделять формированию экологической культуры будущих граждан нашей страны. Именно поэтому в 2016-2017 учебном году мы выбрали тему по самообразованию «Воспитание активной гражданской позиции у дошкольников 4-5 лет путем формирования бережного отношения к природе».
В течение всего учебного года мы использовали самые разнообразные методы работы как в ходе НОД, так и во время режимных моментов.
Одним из направлений было участие наиболее одарённых дошкольников и всей группы в целом в различных творческих конкурсах экологической направленности. Мы можем гордиться Дипломами II и III степени за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Новогоднее чудо», проводимом Центром Развития Мышления «Умный Я» и Грамотами за участие в творческом конкурсе «Альтернативная ель – 2016», проводимом Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Наши дети участвовали в ежегодном конкурсе творческих работ экологической тематики «Эколята-дошколята». Дипломом победителя была награждена наша группа «Буратино» за участие во Всероссийском творческом конкурсе «Созвездие» в номинации Декоративно-прикладное творчество «Плакат ко Дню Земли».
Мы с детьми участвовали также в детско-юношеском конкурсе социальной рекламы «Год экологии» (Отдел экологического просвещения и учёта животных Дирекции природных территорий САО, СВАО и Сокольники ГПБУ «Мосприрода»).
В течение года мы активно использовали сотрудничество с социальными партнёрами:
- представителем «Мосприроды» Михайловой Людмилой Викторовной. Тематика её презентаций по экологии была достаточно разнообразной и адаптированной для детей средней возрастной группы: «Сезонные изменения в жизни животных», «Откуда в городе вода?», «Хвойные и лиственные деревья в лесу». Все презентации сопровождались опытами, играми, физкультминутками и неизменно вызывали живой интерес у ребят;
- очень познавательны и ожидаемы для детей были встречи с сотрудником детской городской библиотеки – Морозовой Еленой Викторовной.
Таким образом, благодаря совместно проведенным мероприятиям, нам удалось выйти за рамки образовательной программы. Дети получили дополнительные знания и навыки в соответствии с возрастом.
Отдельное направление работы – это повышение педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста. А именно:
- создание консультативного материала для родителей: памятки «Экологическое образование в семье», «Такие несложные правила!» (охрана растений, животных);
- проведение консультаций на темы: «Природа и нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста», «Как воспитать в ребёнке бережное отношение к природе»;
- подготовка каталога художественной литературы, рекомендуемой для чтения в семейном кругу по экологическому воспитанию;
- проведение анкетирования родителей: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания», «Экологическое образование в семье»;
- участие родителей в мероприятиях дошкольного учреждения в течение учебного года: выставка семейных поделок из природного материала, задания выходного дня, участие в Театральном фестивале и т.д.
Одним из этапов работы по теме самообразования стал совместный проект педагогов, детей и родителей «Могучий дуб, прекрасен силой ты своею».
В нашей образовательной организации ГБОУ «Школа №962» ДО 3 (1837) в течение многих лет одним из основных направлений в работе являлись вопросы экологического воспитания. Накоплен богатый опыт по данному направлению: проводится систематическая и последовательная работа по ознакомлению детей с природой своего района, города. В этот процесс активно вовлечены родители наших воспитанников. Большое внимание педагогов уделяется организации совместной проектной деятельности взрослых и детей. Традиционным стало проведение «Фестиваля проектов», лучшие из которых транслируются в печатных изданиях и участвуют в конкурсах. Представляем вашему вниманию один из информационно-исследовательских проектов, реализованных в нашей образовательной организации – «Могучий дуб, прекрасен силой ты своею», целью которого стало формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы на примере конкретного объекта – дуба.
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что её нужно спасать. В природе исчезло много видов животных, птиц, насекомых и растений, меняется климат и всё это неизменно ведёт к всевозможным катаклизмам. Все также признают, что в этом виноваты мы сами. Мы, люди, довели природу до такого состояния. Но редко кто задумывается о том, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребёнка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет? Огромная роль в экологическом воспитании принадлежит также семье. Наша общая с родителями задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Много интересного в природе происходит каждый день. Нам лишь надо уметь это видеть самим и показывать это детям.
Именно это определило выбор темы проектной деятельности.
Визитная карточка педагогического проекта «Могучий дуб, прекрасен силой ты своею»
Авторы проекта: воспитатели ГБОУ «Школа №962» ДО 3(1837) Шлякова Н.С., Тарасова С.А.
Участники проекта:
- дети,
- воспитатели,
- родители,
- музыкальный руководитель,
- представитель Мосприроды,
- сотрудник детской городской библиотеки
Название проекта: «Могучий дуб прекрасен силой ты своею»
Тип проекта:
- по характеру содержания – информационно-исследовательский;
- по числу участников – групповой;
- по времени проведения – краткосрочный;
- по характеру контактов: открытый проект
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цели и задачи проекта:
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы на примере конкретного объекта – дуба.
Задачи:
- Формировать у детей экологические представления о среде обитания объектов живой природы и правилах поведения в природе;
- Познакомить детей с дубом, его особенностями и отличиями от других деревьев;
- Дать детям начальное представление о работе природоохранных организаций, о состоянии дубрав в нашей стране;
- Формировать у детей коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
- Развивать у дошкольников память, внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление;
- Способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- Воспитывать интерес детей к объектам природы;
- Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: После завершения проекта:
У дошкольников сформируются:
- эмоциональное, бережное отношение к дубу, как живому объекту мира природы;
- умение видеть красоту окружающего мира;
- первичные представления о явлениях и закономерностях в природном мире;
- начальные навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- представления о последовательности процесса познавательно-исследовательской деятельности (постановка проблемных вопросов, определение источников получения необходимой информации, анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта).
Педагоги смогут:
- расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по формированию экологических представлений у детей среднего возраста;
- установить эффективное сотрудничество между социальными партнёрами: ДОО, родителями, представителями детской городской библиотеки и Мосприроды в вопросах экологического образования детей среднего возраста;
- привлечь внимание родителей и повысить уровень их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников в условиях современного мегаполиса.
Родители смогут:
- повысить компетентность членов семьи в вопросах экологического воспитания.
Краткое описание проекта.
Предлагаемый проект проводился в рамках познавательного развития детей среднего дошкольного возраста. Образовательная программа «Детство», образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Данный проект может быть реализован с детьми 4-5 лет.
В ходе реализации проекта дети смогут расширить представление об окружающей среде, получить знания о дубе, его особенностях и отличиях от других деревьев, о состоянии дубрав, о работе природоохранных организаций в нашей стране, о среде обитания объектов живой природы и правилах поведения в природе.
Каждый дошкольник станет полноценным участником партнёрской познавательной деятельности взрослых и детей и сможет реализовать такие личностные качества как: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность, упорство в достижении поставленной цели.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов (настольно-дидактических игр, иллюстраций), пополнение видеотеки познавательных фильмов, мультфильмов и презентаций по теме проекта;
- подготовка практических (или «раздаточного» материала) материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
- подготовка справочно-информационного материала для взрослых участников проекта - педагогов и родителей;
- определение форм взаимодействия с детьми и родителями, социальными партнёрами (сотрудниками Мосприроды и детской библиотеки);
Первый этап: мотивационный. «Проблемная ситуация»
Мы с нашими воспитанниками очень любим совершать экскурсии по экологической тропе нашего детского сада в разные времена года, наблюдать за живыми и неживыми объектами природы.
Огромное впечатление на детей на одной из прогулок произвёл большой дуб, растущий на территории дошкольного учреждения.
Дети с интересом рассматривали дерево, листья, жёлуди и были поражены, когда узнали, что огромное дерево вырастает из маленького жёлудя.
Возникли вопросы:
- как долго растёт дуб? (Ищукова Милана)
- можно ли попробовать вырастить дубок самим? (Кузнецов Иван)
Тогда и зародилась идея проекта. Воспитатели предложили детям вместе найти ответы на поставленные вопросы.
На этом этапе был проведён опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Как мы это узнаем? |
Дуб – это дерево |
Где растут дубы? |
Посмотреть в компьютере (Арсений И.) |
На дубе растут жёлуди |
Как долго живут дубы? (Мирослав Г.) |
Спросить у мамы |
Из желудей можно сделать красивые поделки (Настя П.) |
Что делают из дуба? |
Прочитать в книге |
В дубах бывают дупла и в них живут белки (Семён Х.) |
Кто питается желудями? (Андрей Д.) |
Спросить у воспитателя (Ваня К.) |
Второй этап: разработка (планирование) проекта
- обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?);
- определение участников проекта (дети, воспитатели, родители, музыкальные руководители, библиотекарь детской городской библиотеки № 56, представитель Мосприроды);
- обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (высадка саженцев, создание альбома «Всё про дуб», постановка спектакля на экологическую тему).
Третий этап: информационно-исследовательский (на основе интеграции образовательных областей)
Дети посадили жёлуди. По мере того, как воспитанники ухаживали за росточками дубков и они превращались в саженцы у ребят возникало всё больше вопросов.
Ответить на эти и другие вопросы нам помогла реализация нашего проекта на основе интеграции образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- просмотр мультфильма «История старого дуба» (1947 год);
- экспериментальная деятельность - посадка желудей в землю, уход и наблюдение за саженцами, высадка саженцев в почву;
- интегрированное занятие по ФЦКМ, ознакомлению с художественной литературой, ФЭМП и ручному труду из природного материала в средней группе по теме «Дуб».
Образовательная область «Речевое развитие»:
- беседы о дубе;
- свободное общение;
- составление описательного рассказа о дубе по картинке с использованием алгоритма;
- участие в театральных постановках, играх-драматизациях;
- чтение легенд о дубе, сказок «Дуб и ветер» (Л. М. Жариков), «Кощей Бессмертный» (р.н.с), «Кузьма Скоробогатый» (р.н.с), «Скорый гонец» (р.н.с), рождественская сказка «Последний сон старого дуба» (Г. Х. Андерсен);
- чтение басен «Свинья под дубом» (И. А. Крылов), «Дуб и орешник» (Л. Н. Толстой);
- чтение стихотворений о дубе А. С. Пушкина, И. Токмаковой, А. Лисицы, Н. Нехаевой, Ж. Синючковой, Е. Груданова, Н. Субботина;
- знакомство с загадками, с пословицами и поговорками о дубе, с народными приметами, связанными с дубом.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- участие в театральном фестивале с экологической сказкой;
- дидактические, настольные игры по экологии.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- разучивание песни «Могучий дуб» (музыка и слова Н. Лукониной), а также песен и танцев к спектаклю «Лесной патруль, или кто спасёт зелёный лес»;
- изготовление поделок из природного материала – желудей;
- рисование на тему «Дуб» (гуашь), «Дубрава весной» (гуашь, печатание листом пекинской капусты, коллективная работа);
- лепка на тему «Дубовые листья и жёлуди» (пластилинография).
Образовательная область «Физическое развитие»:
- разучивание динамической паузы «На поляне дуб зеленый» и других физических упражнений и подвижных игр, чтобы быть могучими и сильными, как дуб.
Взаимодействие с представителем «Мосприроды» Михайловой Людмилой Викторовной:
- 03.05.2017 г., Тема: «Сезонные изменения в природе весной. Путешествие в весенний лес. Правила поведения в природе».
Взаимодействие с библиотекарем детской городской библиотеки № 56 Морозовой Еленой Викторовной:
- Досуг на тему: «Кто заботится о лесе» (знакомство с работой природоохранных организаций в нашей стране);
- Досуг на тему: «Интересные факты о дубе и других деревьях. Правила поведения в лесу»
Взаимодействие с родителями:
- анкетирование родителей на тему: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»;
- разработка консультативного материала для родителей: памятки «Экологическое образование в семье», «Такие несложные правила!» (охрана растений, животных), консультации на тему: «Природа и нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста», «Как воспитать в ребёнке бережное отношение к природе;
- подготовка каталога художественной литературы, рекомендуемой для чтения в семейном кругу по экологическому воспитанию;
- создание альбома (с помощью родителей) «Всё про дуб»;
- участие в Неделе театра ДОУ (с привлечением родителей) с экологической сказкой;
- участие родителей с детьми в выставке семейных работ «Осенние фантазии». Во многих поделках были использованы жёлуди;
- участие родителей в чтении с продолжением: они читали детям сказки, стихи, поговорки, легенды о дубе;
- задание выходного дня для родителей с детьми.
Четвёртый этап: продукты деятельности и презентация проекта
- спектакль по мотивам авторской экологической сказки А. и Е. Ивановых «Лесной спецназ, или кто спасёт зелёный лес» (совместный творческий продукт воспитателей, детей и родителей);
- альбом «Всё про дуб» (активное участие в создании альбома принимали родители);
- высадка саженцев дуба в почву 15 мая 2017 года;
- презентация проекта (осуществлялась на расширенном заседании педагогического совета с участием представителей родительской общественности).
В результате проделанной работы у детей сформировались эмоциональное, бережное отношение к дубу, как живому объекту мира природы; умение видеть красоту окружающего мира; представления о явлениях и закономерностях в природном мире; навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту; представления о последовательности процесса познавательно-исследовательской деятельности (постановка проблемных вопросов, определение источников получения необходимой информации, анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта); умение логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности; произошло эмоциональное развитие детей в целом и воспитание качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникабельность.