Важное место в жизни любого человека занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей школьного возраста.
Однако, большинство учащихся с девиантным поведением представляют собой социальную группу, трудно поддающуюся обучению. Во- первых, потому что они равнодушно или отрицательно относятся к любой деятельности. В литературе, посвященной данной категории учащихся, описаны основные причины такого отношения. Среди них: систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость. Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей (характеристика типологических групп учащихся 5-11 классов по математике); мотивация учебной деятельности, состояние эмоционально-волевой сферы. При этом учителю следует знать, что в познавательном плане для учащихся с девиантным поведением характерно:
1) наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий;
2) наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков;
3) недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявить самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных учащихся является также увеличение числа ошибок при выполнении обычных учебных заданий; расходование на них выше школьно-гигиенических норм времени; затруднение в выполнение школьных заданий и частое обращение за помощью (помощь просят, но принять не могут); неблагополучие в межличностных отношениях (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель).
Устранения пробелов в знаниях может осуществляться в даче посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Кроме того, устранение пробелов в знаниях может быть более дифференцированным, иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи.
Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда убеждаешься в бесполезности своего труда, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными текстами, разнообразными видами работы, сталкиваешься с печальным взглядом ученика, так ничего не понявшего из твоего (такого интересного, по твоему мнению) объяснения. Нет, он не отвлекался, он даже пытался писать в месте со всеми, но груз отставания слишком велик. И, на конец, наступает момент, когда ученик просто присутствует на уроке, никак не участвуя в процессе обучения. Каждый день несколько часов без мысли, без дела, изо дня в день – через несколько лет результат ясен: вырос человек, не любящей и не умеющий трудиться. Эта проблема встает перед учителями во весь рост. Возможным путем решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке. Это требует предварительного деления учащихся на группы по уровню обучаемости, что наиболее актуально именно для спецшкол.
Предлагая задание различной трудности, нужно давать возможность справиться с ними, проверить свои силы почувствовать радость посильно труда. При объяснении нового материала лучше всего предложить ученику образец рассуждения, опоры, пользуясь которыми школьник может его повторить. В работе с этими учениками желательно применять алгоритмы, таблицы, схемы. Работа по вариантам предоставляет значительно более широкие возможности.
Слабоуспевающие ученики, пользуясь данной схемой, алгоритмами, таблицами, легче осваивает этот сложный для них вид деятельности, не вызывая раздражения у остальных учащихся, занятых другой работай, не отнимая времени от общей работы класса.
Таким образом, дифференцированная работа развивает творческую самостоятельность всех учащихся в условиях развивающего обучение математики и другим учебным предметом, интенсифицирует процесс развития способностей и повышает качество предметных, метапредметных и личностных результатов.