Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права. К развивающим целям относятся формирование умения определять цели урока, поэтапно работать с проблемными заданиями в различных формах обучения: фронтальной, индивидуальной, групповой, анализировать исторические факты, объяснять понятия, делать выводы, сравнивать и обобщать события и факты исторической мысли. Данный урок содержит в себе следующие воспитательные цели: воспитание уважения к истории России, к выдающимся историческим личностям, государственным деятелям, воспитание ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.
План урока.
1. Предпосылки отмены крепостного права.
2. Причины отмены крепостного права.
3. Характеристика императора Александра II.
Основные понятия:
- крепостное право,
- реформа,
- предпосылки отмены крепостного права,
- причины отмены крепостного права,
- «оттепель».
По типу урок можно отнести к объяснению новой темы, на котором используется технология проблемного обучения. Учащиеся систематически включаются в процесс решения проблемных задач. В начале урока учащиеся самостоятельно определяют цели урока, закрепляют основные понятия и даты. На каждом этапе происходит исследование ключевого понятия-«крепостное право». Учащиеся определяют предпосылки и причины отмены крепостного права. В ходе объяснения нового материала учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и с раздаточным материалом. Работа с текстом исторического документа происходит по рядам. Каждый ряд получает текст документа и вопросы по тексту. Один вопрос в форме теста для заполнения таблицы в разделе «Причины отмены крепостного права». Данная деятельность предполагает совместную работу в паре. При заполнении сравнительной таблицы по правлению Александра Второго и Александра Первого используются индивидуальные ответы учащихся с презентацией. При обсуждении вопроса, почему крепостное право было отменено в середине XIX века, учащиеся аргументируют свой ответ фактами и сравнением отмены крепостного права в России с другими странами.
Одним из домашних заданий на предыдущем уроке было привести примеры произведений русской литературы, где проявляется тема крепостного права. Учащиеся приводят примеры следующих писателей: повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стихотворение А.С.Пушкина «Деревня», поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роман Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и другие произведения. В заключение урока учащиеся отвечают на вопрос: «Почему Александр II отменил крепостное право?», используя содержание лекции и другие дополнительные источники, делают вывод о том, что за отмену крепостного права выступали даже ближайшие родственники Александра II, которые были убеждены в необходимости проведения масштабных реформ и обеспечении гражданских прав и свобод населению.
При закреплении темы урока используются различные тесты на хронологическую последовательность событий, а также на установление соответствия между событиями и датами и определение с использованием таблицы, какие события относятся к правлению Александра I, а какие к правлению Александра II.
Урок способствует воспитанию всесторонне развитой личности, способной аргументировать свой ответ, делать выводы, самостоятельно работать с текстом, объяснять своё отношение к значимым событиям и личностям в истории России. К статье прилагается презентация к уроку.