В современном мире проблема нарушений письменной и устной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Основная задача специалиста состоит в том, чтобы своевременно, главным образом в начальной школе, выявить и преодолеть расстройства письменной и устной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать учащихся (в явном или замаскированном виде), осложняя их дальнейшую учебно-познавательную деятельность.
Целью данной статьи является освещение проблем, связанных с трудностями обучения письму и чтению, и путей их преодоления.
Письмо и чтение - это важнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.
Обучение технике письма и технике чтения не имеет самостоятельной ценности, если не приводит к овладению письменной речью, не создаёт потребность в ней. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Навыки чтения – это основа учения. Без них нельзя усвоить «ни физики, ни лирики». Чтение – это не только сложный психофизический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора, но и важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения (от начальной школы до высшей).
Письмо, как и чтение, сложная интегративная деятельность, которая включает внимание, восприятие, производную регуляцию и контроль деятельности, нервно-мышечную регуляцию, зрительно-моторную координацию и другие функции.
Рассмотрим основные причины трудностей обучения письму и чтению.
В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей от генетической предрасположенности до социальных факторов.
Причины трудностей обучения письму и чтению
ФАКТОРЫ | ||
Экзогенные (внешние) |
Комплексные (смешанные) |
Эндогенные (внутренние) |
|
|
|
Более подробно рассмотрим понятия «дислексия» и «дисграфия», их виды, а также способы их преодоления.
Термин «дислексия» используется для обозначения комплексных нарушений письма (письменной речи) и чтения.
Выделяют следующие виды дислексии:
- Зрительная дислексия – нарушения чтения, ведущей причиной которых являются несформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти.
- Речевая дислексия – термин используется в том случае, когда ведущей причиной трудностей обучения письму и чтению является нарушение или несформированность речевых функций.
- Зрительно-моторная дислексия – ведущей причиной которой является нарушение или несформированность зрительно-моторной координации.
Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.
Итак, дислексия – это нарушение процесса письма и чтения.
Истинных дислексиков очень немного, около 5% (например, такие известные личности, как Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Владимир Маяковский и др.), а детей с трудностями обучения письму и чтению – от 40 до 60%.
В нашей стране основной причиной дислексии, по оценке специалистов, считаются нарушения речевого развития.
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Почерк таких детей зачастую бывает неразборчивым, неровным. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорит кратко.
Виды дисграфии:
- Артикуляционно-акустическая – связана с тем, когда ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает.
- Акустическая – в этом случае ребенок путает звуки со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различает мягкость отдельных звуков).
- Оптическая – это затруднение в написании и различии букв: добавляет лишние элементы, пропускает нужные, пишет буквы и цифры «зеркально».
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза, когда ребенок на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять местами слоги и буквы, писать слитно разные слова.
- Аграмматическая дисграфия – как правило, выявляется после 1-2 классов, т.к. требует знаний правописания слов. Эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно изменять слова по родам и падежам, не может согласовывать имена прилагательные и имена существительные). Данная проблема может наблюдаться в двуязычных семьях, а также в тех случаях. Когда ребенок обучается на неродном языке.
Наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера:
Искажение состава слова
Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).
Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д–т, з–с, ж–ш, б-п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместочеремуха).
Смешение букв, сходных по написанию
Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).
Несоблюдение границ слова
Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).
Несоблюдение границ предложения
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).
Аграмматизмы на письме (много карандашов, на ветков).
Как правило, о проблемах, связанных с дисграфией и дислексией сообщает учитель, обучающий ребенка.
Однако устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна.
Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.
Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.
Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ребенку необходима помощь квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.
Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины и назначить медикаментозное лечение.
В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом.
Подведем итоги.
Дислексия и дисграфия – это не приговор. Если вовремя заметить проблему и своевременно принять меры, то её можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.
Список использованной литературы.
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950.
2. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей /методическое пособие, Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010.
3. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая дигностика, обследование письма и чтения младших школьников: методическое пособие. – М.: В. Секачев, 2008.
4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических срециальностей. М., Парадигма, 2011.