Конспект урока по теме «Холокост – детство»

Разделы: Начальная школа


Тип урока - усвоение новых знаний.

Межпредметные связи: история, литературное чтение.

Оборудование: 

  • Мультимедиа для презентации, интернет-ресурсы:
    • http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/three_dolls.asp - рассказы
    • http://ghetto.galim.org.il/rus/street.html - образовательный портал “Дети в гетто”
  • Раздаточный материал: Тексты произведений

Цель урока: Создать условия, при которых учащиеся 3 класса смогут понять, какими качествами должны были обладать дети, чтобы пережить ужасы Холокоста.

Задачи урока

  • Развивать умение анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения.
  • Продолжить формирование понятие ценности человеческой жизни, необходимости терпения и терпимости по отношению к другим
    людям, помощи и сопереживания.
  • Формировать личное отношение учащихся к проявлениям фашизма, сострадание к жертвам Холокоста.

Ожидаемые результаты

После проведения урока (занятия) учащиеся смогут:

  • Работать с литературными источниками
  • Уметь аргументировать свою точку зрения.
  • Выражать готовность в жизненных ситуациях поступать в соответствии с принятыми ценностями.
  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
  • Осознавать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, проявлять уважение к людям разных национальностей.

План занятия

I. Вводная часть

1. Приветствие. Информация о готовности класса и отсутствующих.

2. Мотивация. Опережающее задание.

На нескольких занятиях до урока "Памяти жертв холокоста" ребята говорила о "Доме сирот" Януша Корчака.

II. Основная часть

Жизнь на краю гибели

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу – началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы.

Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчаку удалось невозможное – он вывез детей в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах.

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве. Фото: Public Domain

Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. Смелый, но наивный педагог попытался пожаловаться немецким властям на действия солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с картошкой, предназначенную для питания детей. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку со звездой Давида.

В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его сиротам. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

Доставать продукты становилось все тяжелее – когда кругом безысходность, сердцем черствеют даже самые душевные люди и самые близкие друзья.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней беспризорные дети могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

С детьми до конца

Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Страницы дневника, который вел Януш Корчак, запечатлели нарастающий ужас происходящего.

Но даже в этих условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, который фактически уже были обречены. Более того, приют доктора Корчака ставил детские спектакли, что кажется совершенно немыслимым, с учетом того, что его воспитанники от перенесенных страданий еле держались на ногах.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог сделал последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам.

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь.

Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни.

Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Учитель: 27 января - день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим) войсками 1-го Украинского фронта. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста – уничтожения 6 миллионов европейских евреев.

Учитель: Мы сегодня предлагаем Вам узнать о судьбах детей, которые смогли выжить в гетто.

Учащиеся делятся на группы.

Работа по группам.

Каждая группа получает свой рассказ о событиях, связанных с судьбой еврейских детей во время войны.

Задание группе:
  1. Прочитайте рассказ.
  2. Разделите его для чтения вслух  (возможно, по ролям)
  3. Подумайте и назовите качества, которые помогли детям выдержать все эти испытания.
  4. Нарисуйте иллюстрацию.
  5. Подготовьте выступление по своему рассказу

Выступление групп.

Каждая группа выборочно читает свой рассказ, показывает сценки, называет человеческие качества, которые проявили люди, дети в этой истории, представляет рисунки-иллюстрации к этим качествам.

III. Заключение

Обобщение того, что мы узнали на уроке.

1. Рефлексия.

Оформление стенда «Зеркало», который сочетает:

  • качества, которые помогли людям выжить в бесчеловечной ситуации, иллюстрации к ним изображения поминальных свечей
  • изображение зеркала: посмотри на себя – есть ли в тебе эти качества?

Ссылки.

  1. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/three_dolls.asp  - рассказы.
  2. http://ghetto.galim.org.il/rus/street.html  -  образовательный портал “Дети в гетто”.
  3. http://1311.ru/projects/teatr.php
  4. http://www.aif.ru/society/history/yanush_korchak_zhizn_vo_imya_detey