Система работы учителя русского языка, направленная на создание образовательной среды в сфере реализации программы ФГОС

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Профессия — педагог


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических особенностей.

Работа нашей школы направлена на реализацию принципов обновления образования и воспитания, которые должны обеспечить достижение результатов, соответствующих современным социальным ожиданиям.

Одной из основных задач мы видим создание такой образовательной среды, в которой ученик мог научиться: анализировать, интерпретировать, принимать решения, быть ответственным, адаптироваться к изменениям, добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организаций педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я и использую на уроках русского языка.

Учитель- это творческая личность, путь которого нелёгок, но тем и интересен.

Труд учителя сравнивается с мастерством актёра. Это вечный, неутомимый поиск, поиск чего-то нового, интересного, познавательного и запоминающегося.

Сила учителя в том, что он как добрый волшебник умеет превращать обычное в необычное.

Моя главная цель как учителя-словесника – увлечь ребят, повести их в удивительный, волшебный мир родного языка.

Как увлечь ребёнка? Что сделать для того, чтобы урок стал праздником души, чтобы даже самый слабый ученик мог проявить себя?

Давая ответ на поставленные вопросы, я начала работать над проблемой «Игровые технологии на уроках русского языка с целью активизации деятельности учащихся».

Известно, что интерес к учебной деятельности резко возрастает, если ученики включены в игровую ситуацию. В игре ребёнок (независимо от возраста) действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры - помочь серьёзный, напряженный труд сделать занимательным, интересным, познавательным для учащихся.

А если это захватывающая увлекательно-познавательная игра, то на уроке не будет пассивных ребят, вся информация запомнится и ребёнок с удовольствием будет посещать такие уроки.

 Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.

Функции игры:

  • повышение самооценки,
  • межнациональная коммуникация,
  • социализация, толерантность,
  • коммуникативная,
  • развитие ВМ, логического мышления, творческих способностей,
  • познавательный интерес, активизация деятельности.

С первых уроков изучения русского языка я предложила своим ученикам деловую игру «Путешествие во Вселенной… на планету Русского языка…». Я убеждаю ребят, что они, войдя в кабинет, поднимаются на борт школьного космического корабля «Знание», занимают места за партами – пультуправлениями и вместе с капитаном корабля -учителем ежеурочно начинают совершать увлекательный полёт во Вселенной наук на планету Русского языка, где знакомятся с жителями и правителями этой планеты.

Для меня очень важно, чтобы мои уроки не были для учащихся скучными, однотипными и поэтому в своей работе использую разнообразны формы и методы обучения:

  • изучение программного материалами блоками;
  • составление опорных конспектов;
  • составление обобщающих конспектов.

Работая таким образом, каждый ребёнок на уроке задействован, каждый имеет возможность высказать свои соображения по данному вопросу.
В своей работе практикую уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-КВН, уроки-круглый стол, уроки-викторины, уроки-ролевая игра, уроки-турниры… Но чаще всего это уроки смешанного характера, где использую разнообразные формы урока.

Практически каждый свой урок я начинаю с письменной проверки домашнего задания. Это и теоретические сведения, и индивидуальная работа по карточкам, и работа по вариантам, и работа в микрогруппах, и сочинение-миниатюра («Мое настроение…», «Я вижу…», «Хочу сказать…» и т.п.)с дополнительным заданием.

Задания ребята получают в зависимости от уровня способностей по предмету. В каждом классе имеется 3 разноуровневые группы:

  • первая – упрощённая (это ребята, которые с трудом успевают на «3»);
  • вторая – это учащиеся, которые занимаются на твердую «3» и могут на «4»;
  • третья - это группа ребят, имеющих «4» и «5».

Раскрепостить ребёнка – задача важная и нелёгкая. Я часто замечаю зажатость, скованность детей, которая с возрастом усиливается. А ведь эти особенности наших школьников, особенности, которые находят выражение прежде всего во внешних проявлениях (неподвижные, напряжённые лица, «деревянные губы», невнятная речь, неловкие движения) влекут за собой неспособность ребёнка свободно мыслить, чувствовать, а значит - познавать, радуясь.

Уверена, что любой учитель мечтает, чтобы изучение его предмета приносило удовольствие ребятам.

Я пытаюсь раскрепостить детей, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они изучают и делают.

К внутренней свободе они идут от внешней раскрепощённости: от выработки дикции, чёткой и ясной, от развития интонационной гибкости голоса, умения легко, свободно двигаться на уроках и литературы, и русского языка. При этом у меня нет конкретной цели, чтобы сделать из детей актёров, чтецов (хотя и эта задача в какой-то мере решается); я хочу научить их легко и свободно мыслить, выражать свои мысли и чувства.

А этому, как я уже говорила, способствует игровые технологии на уроках.

Все слышали фразу: «Игра - дело серьёзно».

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу …» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность.

Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени возрождения ребёнка.

Высоко ценил игру А.М. Горький, который считал, что «игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и которой признаны изменять».

И можно добавить, что игра - это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов.

Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдаётся целиком.

В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей - это труд, требующий настоящих усилий. Учащиеся преодолевают в игре трудности, развивают способности и ум. Игра - понятие многогранное. «Игры- отличное дополнение к учебному процессу», - считают профессор Липецкого педагогического института института Шмаков С.А. и практический психолог Безбородова Н.Я.
В каждый свой урок я включаю словарную работу. Формы использую разнообразные (хочу заметить, что такие формы игровой деятельности применяю и при объяснении нового материала, и во время тренировочных упражнений и на обобщающих уроках). Итак …

а) Словарный диктант с самопроверкой «Проверь себя»

Основное назначение данного диктанта - формирования у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила - неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить свои ошибки , обосновывать правильность написания.

б) Ребусы (В разгадке ребуса лежит словарное слово)

в) «Кто дольше продержит мелок …»

Эта игра вызывает огромную активность и оживление у ребят.

Если допущена учеником ошибка при выполнении задания, то он «не удержал мелок» и игру продолжает другой ребёнок. Поэтому каждый старается как следует подготовиться к уроку, чтобы не упустить мелок и получить положительную отметку.

г) Кроссворды

Дети с удовольствием сами составляют кроссворды, а затем устраивают между собой соревнование. В таком виде работы учащиеся проявляют свою смекалку, грамотность, знание лексического значения данного слова.

Например:

«Парные звонкие и глухие согласные»


По вертикали

1. 

Мать, отца не знаю, 
Но часто называю, 
Детей знать не буду – 
Чужим сбуду.

3.

Маленький, 
горбатенький, 
Все поле обскакал 
И нигде не отдыхал, 
Ночь пролежал 
Да опять поскакал 
И весь хлеб повалял.

4.

Маленький черпачок, 
Красненький колпачок – 
Три раза в день берется 
И опять на место кладется.

5. 

Круглый-круглый, 
Сладкий-сладкий, 
С полосатой кожей гладкой, 
А разрежешь – посмотри: 
Красный-красный он внутри.

6. 

Одеяло белое, 
Не руками сделано, 
Не ткалось и не кроилось –
Само на землю свалилось.

По горизонтали

2.

Черен, да не ворон, 
рогат, да не бык, 
Шесть ног без копыт: 
Летит – воет, 
Упадет – землю роет.

4.

Выпуча глаза сидит, 
По-французски говорит, 
По-блошьи прыгает, 
По-человечьи плавает.

7.

Комовато, ноздревато, 
И черно, и бело, 
И всем людям мило.

8.

Тысяча братьев
Одним поясом подпоясаны.

9.

В уголке живет, 
Пряжу прядет – 
Тоньше его пряжи 
Не найдешь в продаже.

10. 

Голова на ножке, 
В голове горошки.

11.

После стирки у простынки
Он разгладил все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.

Ответы

По горизонтали: 2. Жук4. Лягушка. 7. Хлеб8. Сноп9. Паук10. Мак11. Утюг.

По вертикали: 1. Кукушка. 3. Серп4. Ложка. 5. Арбуз6. Снег

д) Письмо с комментированием «Змейка»

Даётся возможность каждому ребёнку проследить правильность ответа предыдущего одноклассника, при возможности исправить ошибку, доказать свою точку зрения по написанию данного слова.

е) Диктант с продолжением «Подбери слово»

Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Ребята в столбик записывают диктуемые слова, затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Потом следует самодиктант : к каждому слову диктанта дети придумывают и приписывают рядом слово с той же орфограммой. Например:

Станция - революция

Шепот- щеки

Крыжовник (искл) - шорох

Подъём – съел

Ж) Словарный диктант на основе загадки «Отгадай загадку»

Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму.

Например на тему «Правописание гласных после шипящих и ц».


З) Выборочно-распределительный диктант «Найди меня».

Задание: По столбикам распределить слова на определённую орфограмму:

Собираться, замереть, располагать, заблистать, роскошный, сожалеть, объединить, наслаждаться, показаться, приближаться, вырастить, возлагать

 

Слова с чередующейся гласной в корне

Слова с безударной гласной, проверяемой ударением

 

 

 Как я уже говорила, такие формы работы стараюсь применять не только во время словарной работы, но и на других этапах урока.

А вот следующие игры обеспечивают заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизируют деятельность детей, содействуют развитию воли, памяти, мышления.

1 «Лесенка грамотности»

Момент урока-соревнования. Класс разделён на две команды.

Например, задание по теме «Правописание О, Е после шипящих в корне слова». Участники одной команды записывают слова с буквой О, а другой - с Е. Работа идёт на время.

2. Игра «Угадайка» помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам.

Примеры записываются в тетрадь.

3. «Побегушки»

Например: На доске записано задание для двух команд: вставить пропущенную орфограмму. Из каждой команды по очереди выбегают к доске учащиеся и выполняют задание.

Если предыдущим учеником была допущена ошибка, то сначала её необходимо исправить, а затем приступать к выполнению своего задания. В этой игре ребёнок проявляет свою внимательность и быстроту действий. Количество учащихся в командах должно быть равноценным.

Команда 1

Команда 2

задач(?)
врач(?)
доч(?)
береч(?)
могуч(?)

Ноч(?)
Стереч(?)
Тягуч(?)
Мяч(?)
Туч(?)

 

4 «Грамматическое лото»

Например по теме «Предложение». Открыта разрезана на несколько частей, на каждой из которых написано слово. Необходимо сложить из слов предложение. Если части открытки совпадают, значит предложение составлено правильно.

5 «Четвертое лишнее»

Найди устаревшее слово:

  • Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки
  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан
  • Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото

6 «Грамматический волейбол»

Например, по теме «Спряжения глаголов» учитель называет слово, бросает мяч ученику, который, поймав его, должен называть спряжение данного глагола. Если допущена ошибка, то звучит хлопок и мяч переходит к другому ученику.

Таким же образом может быть проведена проверка теоретических знаний учащихся. Например: «Продолжи… «Имя существительное – это …».

7. «Кто быстрее»

Заменить устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике:

Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, брадобрей, глаголит

Щеки, губы, глаза, говорит, лоб, палец, битва, парикмахер

8. «Исправь ошибку»

В тексте допущены ошибки (на определенный вид орфограмм, пунктограмм), которые учащиеся должны исправить.

9. «Ассоциации»

Работа в группах. Закончив изучение раздела языкознания (любого), ребята делятся на равные по количеству группы (4-6 чел., разделение свободное: по цвету, по разрезанной открытке., по составлению слова… ). На листе ватмана ребята изображают свое восприятие изученной темы, учитывая все морфологические признаки части речи, придумывают задания по теме…Затем защищают свой мини-проект. Работы получаются разнообразные, радуют своей новизной. После выступления команд начинается выполнение подготовленных учениками заданий…

А чтобы интереснее было изучать страну «Словообразование», только что постигнутую нашим ученическим экипажем, мы «высаживаем» там цветы и деревья…

Я использую графический приём – сочетание рисунка и схемы, который удачно используется на уроке.

Задание: образовать слова от данного корня или слова.

«Вырасти цветок»


«Посади дерево»

Проблема управления процессом обучения на уроках русского языка особенно остро встает при работе со слабыми учениками. Такие школьники, как правило, не имеют достаточного фонда знаний, не умеют применять их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приёмами сравнения, сопоставления, анализа, отбора.

Кроме того, их обычно отличают низкий темп усвоения знаний и формирование навыков.

Чтобы организовать продуктивную деятельность таких учащихся, необходимо работать с ними индивидуально. Используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть правописными навыками.
И не боюсь повториться еще раз, что вышеперечисленные игровые моменты очень в этом помогают, помогают увлечь учебным процессом не только сильного, но и слабого ученика.

Игры-упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор детей.