Урок окружающего мира по теме «Осенняя экскурсия в парк». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


ЦЕЛИ:

  • дать обучающимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц;
  • показать их связь с неживой природой;обобщить знания детей о характерных признаках осени;
  • формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру, нравственные эстетические чувства;
  • развивать речь, внимание, память, наблюдательность, сообразительность;
  • воспитывать эмоционально положительный взгляд на мир, любовь к природе,бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, электронная презентация, «Осень» из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский, папки для гербария

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Слайд №2,3

Вы прослушали музыку композитора Вивальди, стихотворение. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение? Почему?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года. А какое это время года?

Об осени писали поэты, сочиняли музыку композиторы, а художники рисовали картины Слайд №4, 5,6

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация

3. Работа по теме урока.

Назовите признаки осени. Вспомните, как называются осенние месяцы?

- В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берёз и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась опускается на землю.

По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В сентябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

Что происходит с жизнью растений, животных, мы с вами понаблюдаем в парке. Мы будем не просто путешествовать по этому дому, а будем наблюдать за осенними изменениями в природе Но прежде, чем мы отправимся, познакомимся с планом экскурсии и правилами поведения.

Слайд №7,8

4. Экскурсия в парк.

а) Осенние изменения в жизни растений.

Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Остановитесь на минутку, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в парке. Слышите шорох, - это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.

И.Бунин, наблюдая осенний лес, был поражён его красотою. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

- С чем сравнивает лес И.Бунин? Почему?

Посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние? Какие деревья не сбрасывают листву?

Вывод: С понижением температуры воздуха изменение окраски деревьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?(ответы детей)

Вывод: Сбрасывая листву, растения спасаются от физиологической засухи, т.к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с тем и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви бы ломались от снега.

- Какие лиственные деревья вы видите в парке? (Ответы детей)

- Назовите хвойные деревья .Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год? (Ответы детей)

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных растений. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз (Рассматривают на деревьях). Поэтому даже небольшие массы снега легко соскальзывают.

Кто знает, почему это дерево назвали лиственницей?( Хвоинки дерева желтеют и опадают осенью точно так же как листья берёзы, клёна, и других деревьев.)

б) Исследовательская работа. Сбор листьев для гербария.

(Класс делится на группы. Каждой группе – карточка с а сама заданием.)

1) Собрать опавшие листья растений – берёзы, дуба, липы, клёна.

Определить их окраску.

2) Пронаблюдать, как изменился внешний вид деревьев, кустарников и травянистых растений.

3) Установить, с каких деревьев и кустарников начали опадать листья.

4) Определить, вид каких деревьев и кустарников не изменился по сравнению с летом?

5) Установить, на каких деревьях, кустарниках, травах созрели плоды и семена. Установить, на каких растениях плодов уже нет.

6) Найти в окраске листьев сходство и различие. Отложить отдельно: зелёные листья, красные, жёлтые. Назвать растения, с которых они опали.

в) Игра «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, дети отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолётики» клёна, шишки хвойных деревьев.

г) Осенние изменения в жизни животных.

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

- А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинок или куколки.

- Обратите внимание, много ли в парке птиц? Чем питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях становится мало плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

- Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут?

Синицы, воробьи, вороны перебираются поближе к жилью человека, т.к. здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Для птиц, оставшихся на зиму, уже сейчас надо делать кормушки, готовить корм.

5. Итог экскурсии.

- Что нового вы узнали на экскурсии?

- Понравилась ли вам экскурсия? Чем именно?

В заключение мне хочется сказать об охране лесов. Каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Может случиться так, что в недалёком будущем на Земле совсем не останется лесов. Поэтому давайте будем охранять леса.

 

 

-Оцените свою работу на уроке. (Рефлексия “Смайлик”)

-Наш урок закончим рассказом Аксакова «Осень» Слайд №9.

-Урок окончен. До свидания!

 

Литература

1. Учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс Школа России. Москва. Просвещение. 2016.

3.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Сборник мои любимые стихи. Дивная пора Просвещение 2002.