Начало двадцать первого века ознаменовалось переходом к постиндустриальному обществу. В условиях постиндустриального общества, главным условием успешного развития государства является развитие и укрепление человеческого капитала [6]. Происходящая на наших глазах очередная технологическая революция (роботизация производств) еще более уменьшает необходимость в черновой человеческой работе, которую становятся способны делать роботы. В то же время, сложный интеллектуальный и творческий труд роботам по-прежнему не подвластен. Поэтому именно творческий потенциал человека станет главной предпосылкой для создания успешного и процветающего общества. В это время особое значение имеет развитие творческих способностей детей и молодежи, что, безусловно, должно быть задачей не только их родителей, но и государства, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом эссе являются общественные и правовые отношения, возникающие в сфере развития творческих способностей детей и молодежи и государственной поддержки мероприятий по развитию творческих способностей детей и молодежи. Предметом эссе является анализ перспективных направлений деятельности государства в сфере развития творческих способностей детей и молодежи в Российской Федерации. Целью работы является анализ текущего состояния государственной политики по развитию творческих способностей детей и молодежи, а также выработка конкретных предложений для стимулирования развития творческих способностей детей и молодежи. В рамках эссе нами были использованы как общие методы научного познания (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.), так и методы правовой науки (сравнительно-правовой метод, метод социально-правового эксперимента). Важно отметить, что Российская Федерация уделяет большое внимание творческому развитию детей и молодежи, системно защищая интересы детей и молодежи. Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. были утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года [2]. Одним из приоритетных направлений деятельности данной программы является совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи. Вместе с тем, приходится констатировать, что в нынешнее время государство больше сконцентрировано на решении текущих острейших проблем, связанных с существованием и развитием детей и молодежи (проблема ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, проблема получения образования сельской молодежью, борьба с безработицей среди молодежи, особенно в отдаленных от Москвы субъектах РФ и т.д.).
Государство сложно обвинять именно в таком выборе приоритетов, так как, к сожалению, во многих случаях остаются нерешенными такие важнейшие вопросы, как денежное и жилищное обеспечение детей и молодежи. Хотя мы и знаем примеры, когда именно из бедности вырастает творчество, современный мир все же чаще требует условий для эффективной научной и творческой работы. Однако, в то же время, решая вышеуказанные тактические задачи, необходимо также интенсифицировать работу государственных органов по поддержки талантливых детей и молодежи. По нашему мнению, работа по достижению указанной задачи должна вестись в следующих направлениях:
1. Целенаправленная работа по поиску талантливых детей и представителей молодежи с максимальным раскрытием их творческого потенциала. По нашему мнению, важнейшей задачей государства в данной сфере является специализация и профилизация образования. Анализируя практику развития профильного школьного образования в США, Г.Д. Авчинникова отмечает, что система профильного обучения учащихся старшей школы сложилась как необходимое условие успешного развития государства [3]. Развитие системы профильного обучения позволит школьникам сконцентрироваться на изучении тех предметов, которые им нравятся, повысят интерес к учебе и позволят уменьшить количество ошибочного выбора специальности при поступлении в высшее учебное заведение.
2. Развитие системы дополнительного образования. Еще одним направлением, помогающим открыть таланты в детях и представителях молодежи являются всевозможные субсидируемые государством и органами местного самоуправления кружки, тренировочные группы, музыкальные, танцевальные школы. Со времен СССР, Российской Федерации достался комплекс учреждений дополнительного образования. Как отмечает Б.А. Дейч, дополнительное образование представляет собой разновидность образования, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью - удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [4].
Несмотря на хорошую, сравнимую с наиболее развитыми государствами мира, материально-техническую базу дополнительного образования, необходимо констатировать, что такое образование в России во многом материально и морально устарело. По нашему мнению, реанимация системы дополнительного образования произойдет как через более активную политику государства, так и через реализацию государственно-частного партнерства. Дополнительное образование – та, точка роста творческого уровня ребенка, для реализации которой необходима синергия родителей, государства и представителей непубличного сектора (негосударственных образовательных организаций).
3. Борьба с «утечкой умов». Демографический кризис 1990-2000-х годов был успешно преодолен и сейчас иммиграция в Россию превышает эмиграцию. В то же время, количество не всегда означает качество, поэтому, несмотря на приемлемые количественные показатели, мы наблюдаем явление, названное «утечкой мозгов». Безусловно, в открытом и глобализированном мире изменение места жительства людей, тем более, представителей молодежи, является нормальным явлением.
Как отмечает А.А. Казанцев, причины утечки мозгов в последнее десятилетие значительно изменились [5]. Если ранее основным драйвером миграции выступало желание получать приемлемые заработные платы, то на сегодняшний день, благодаря общему росту в России, причины утечки мозгов стали еще более комплексными: стремление к достойной жизни в целом, поиск благоприятных социальных условий для себя и своей семьи, более высокого уровня личной безопасности, желание жить в условиях верховенства права и закона. Очевидно, что решение этих проблем является комплексной и довольно сложной задачей, которую под силу реализовать только путем проведения целого ряда структурных реформ в Российской Федерации. В то же время, по нашему мнению, существует возможность точечной работы с наиболее талантливыми и перспективными представителями научной и творческой молодой элиты России с помощью следующего комплекса мер:
1. Возрождение системы индивидуальных стипендий. Первый шаг в данном направлении был сделан в 2015 году, когда Указом Президента РФ были существенно повышены выплаты по индивидуальным стипендиям (до 20 000 рублей) [1]. В то же время, очевидно, что для существенного результата в борьбе с оттоком умов необходимо увеличить как выплаты по стипендиям (до эквивалента 1000 долларов в месяц), так и количество стипендиатов.
2. Привлечение талантливых специалистов из-за рубежа. Частично восполнить имеющиеся проблемы можно за счет талантливой молодежи из других государств, прежде всего государств-членов СНГ, не имеющих языков барьеров для адаптации в российское общество. В данном контексте, по нашему мнению, необходимо применить позитивный опыт Великобритании по выдаче ограниченного количества виз для сверходаренных людей [7], что позволит привлечь и сделать частью российской молодежи наиболее прогрессивные силы человечества.
3. Нами был разработан туристический маршрут для детей и молодежи по Подмосковью, рассчитанный на 3 дня и 2 ночи по таким городам как: Москва – Подольск – Чехов (Мелихово) – Серпухов – Москва. Содержание маршрута: Тематическая экскурсия по Краеведческому подольскому музею, посещение Кремля Славянского в Подольске, экскурсия по производству Бабенской игрушки, мастер класс по изготовлению игрушки, экскурсия по музею Крестьянского быта в Чехове, интерактивная программа в усадьбе Мелихово, посещение страстной фермы, спектакль в Серпуховском театре, обзорная экскурсия по Кремлю в г. Серпухов, посещение Троицкого собора, инсталляционный бой в парке Дракино, экскурсия по музею-заповеднику. Данную экскурсию можно проводить в любое время года и использовать для поощрения молодого поколения.
Безусловно, предложенные выше меры сами по себе не являются достаточным решением сложной и комплексной проблемы обеспечения творческого развития детей и молодежи. Вместе с тем, мы убеждены, что предложенные нами конкретные изменения позволят изменить роль государства и сделать органы государственной власти настоящими лидерами в сфере развития молодежного и детского творчества.
Список использованной литературы.
1. Указ Президента РФ от 13 февраля 2012 г. N 181 (в ред. Указа Президента РФ от 19.08.2015 № 425) [Электронный ресурс] режим доступа: https://grants.extech.ru/docs/index_stip.php?mlevel=5-4-0-0.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р г. Москва [Электронный ресурс] режим доступа: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html.
3. Авчинникова Галина Дмитриевна Становление системы профильного образования учащихся в США // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. №5-6. С.96-98.
4. Дейч Борис Аркадьевич От внешкольного до дополнительного образования: динамика сущности понятия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №4. С.145-148.
5. Казанцев Андрей Анатольевич, Боришполец Ксения Петровна «Утечка мозгов» из России как политикоуправленческая проблема // Вестник М.
6. Романова Е. Б. Инвестиции в развитие человеческого капитала. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №74-1. С.436-439.
7. Шапаров А. Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого проблемы для будущего // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2010. №6. С.104-116 ГИМО. 2013. №6 (33). С.206-214.