Сюжетно-ролевая игра. Развитие и формирование игровых навыков у дошкольников с нарушением слуха

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором их психического развития и становления самосознания. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.

В сюжетах детских игр отражаются сферы жизни взрослых. В игре дети передают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно близким и понятным. В игре и через игру можно наиболее успешно влиять на ребенка, изменяя его отношение к себе, его положение в коллективе, отношение к нему других детей.

Все сказанное об игре в полной мере относится и к глухим детям дошкольного возраста. Игры детей с недостатками слуха также как и слышащих отражают реальную действительность. Однако они беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира ими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения при минимальной познавательной роли речи. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается ограниченной.

Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слуха только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Без специального обучения умению играть игры детей с нарушенным слухом развиваются медленно. При обучении игровая деятельность детей меняется:

  • находят отражение все больший круг впечатлений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются;
  • от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей;
  • все более существенную роль в играх выполняет речь;
  • обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры.

Чтобы игра могла выполнять свою роль в развитии и воспитании глухих детей ею нужно научиться управлять.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Во время работы с детьми с нарушением слуха я сталкиваюсь с проблемой организации сюжетно-ролевой игры: отсутствие конкретных методических разработок, методических приемов, методического материала по организации сюжетно-ролевой игры. Опираясь на опыт работы педагогического коллектива детского сада, я разработала свою систему подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми с нарушением слуха в возрасте от 3-х до 6-ти лет.

Для реализации поставленных задач выделяется несколько этапов подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры.

Подготовительная работа к проведению игры.

1 этапподготовка детей к экскурсии, цель которой – познакомить детей с профессиональной деятельностью и взаимоотношениями людей в процессе той деятельности, которая потом будет отражена в игре.

Мы рассказываем детям, куда и зачем они идут, что увидят, и что будут делать.

Цель экскурсии должна быть понятна детям.

2 этапэкскурсия. Её цель -  наблюдения детьми за деятельностью взрослых людей. В это время дети должны понять взаимосвязь и взаимоотношения взрослых в процессе выполняемой ими деятельности.

3 этаппросмотр наглядного материала, сделанного в процессе экскурсии (видеофильм, фотографии, зарисовки взрослых). С 3-го года обучения надо предлагать нарисовать то, что понравилось на экскурсии.

4 этапдидактические или подвижно-дидактические игры с элементами сюжета. На этом этапе надо обыграть с детьми имеющиеся в группе соответствующие игрушки, которые они будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей пользоваться ими.

5 этапизготовление детьми игровых атрибутов и обыгрывание их.

6 этапбеседа по наглядному материалу и введение активного словаря, необходимого для данной игры.

7 этапповторная экскурсия для уточнения представлений детей, расширение их знаний, закрепление словаря.

Проведения сюжетно-ролевой игры

1 этап. Сюжетно-ролевая игра, в которой главную роль выполняет воспитатель.

Задача воспитателя: научить действиям в игре, поведению и начальным речевым навыкам.

2 этап. Дети выполняют в сюжетно-ролевой игре главные роли, пользуясь при этом элементарными сводными речевыми таблицами.

Воспитатель является участником игры, осуществляя помощь в проведении игры и "оречевлении" игровых ситуаций.
Этап длится до того момента, пока все дети не проиграют роль ведущего.

3 этап. На данном этапе расширяется сюжет игры, вводятся новые игровые действия, речевые конструкции употребляются детьми самостоятельно с опорой на сводные таблицы.

Воспитатель осуществляет контроль за ходом игры, помогая детям оформить новые речевые конструкции.

4 этап. На этом этапе идёт объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру. Например: "Семья" и "Автобус", "Семья " и "Врач" и т.п. Дети самостоятельно играют, выполняя различные роли и активно пользуясь накопленными речевыми навыками.

Используемые  в нашем детском саду методические приёмы для обучения детей с недостатками слуха сюжетно-ролевым играм помогают им полностью войти в мир игры, познакомиться с разными профессиями и научиться взаимоотношениям детей друг с другом в процессе игры, развивая при этом самостоятельное речевое общение.

В детском саду разработаны схемы подготовки и проведения различных сюжетно-ролевых игр по программе воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

Например:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "ВРАЧ"
(3-й год обучения, 5-й год жизни)

№ п/п

Этапы работы  по обучению игре

Программное содержание

Методические приемы

Словарь

1.

Подготовка к экскурсии

Познакомить детей с деятельностью врача-педиатра, с медицинским кабинетом, с медицинскими инструментами, с медикаментами.

Рассматривание картинок, фотографий.
Рассматривание книги К.Чуковского "Доктор Айболит"

Врач.
Врач смотрит.
Врач слушает.
Болит.
Болит (голова, лапа, живот)

2.

Экскурсия в кабинет врача

Ознакомить с действиями врача, осматривающего ребёнка и с действиями медсестры, выполняющей назначения врача.

Наблюдение за действиями врача и медсестры.
Знакомство с профессиональными предметами (без называния).

+ (к предыдущему)
Болит.
Не болит.
Что болит?
Покажи.
Халат.

3.

Рисование после экскурсии

Учить отображать в рисунке увиденное после экскурсии.

После просмотра видео- и фотоматериалов дети рисуют увиденное на экскурсии, помогая друг другу и пользуясь помощью воспитателя.

Словарь тот же.

4.

Дидактическая игра "Что нужно врачу?"

Учить детей отбирать предметы, необходимые для работы врача.

Выбор детьми из множества картинок с изображением предметов, необходимых для работы врача.

Нужно.
Не нужно.
Верно.
Неверно.

5.

Экскурсия к врачу  стоматологу и/или к врачу физиотерапевту
(к врачам, работающим в детском саду)

Знакомить детей с деятельностью врачей разных специальностей.

Наблюдение детьми работы врача-стоматолога и/или врача физиотерапевта.

+
Врач лечит.
Врач слушает.
Врач смотрит.

6.

Подготовка атрибутов к игре

Учить детей изготавливать атрибуты, необходимые для данной сюжетно-ролевой игры, используя цветную бумагу, картон, бросовый материал и т.п.

Изготовление детьми атрибутов с помощью воспитателя.

+
Вырежи.
Наклей.
Слепи.
Такой.
Не такой.
Такая.
Не такая.

7.

Сюжетно-ролевая игра "Врач".
("Осмотр врача")

Учить детей начальным игровым действиям.

Посещение "кабинета врача", оборудованного в групповой.
осмотр детей "врачом". В роли врача – воспитатель (первые три игры).

Дети в роли пациентов (детей).

В последующих играх воспитатель выполняет роль пациента.

+
Покажи руку.
Покажи живот.
Покажи ухо.
Покажи язык.
Покажи глаза.
Покажи нос.

8.

Сюжетно-ролевая игра "Врач" (развитие сюжета).
("Кукла заболела")

Учить детей игровым действиям с игрушкой.

1. Игра детей с одной игрушкой.
2. Игра каждого ребёнка со своей игрушкой (можно использовать игрушки-животные).
Первые три игры в роли врача – воспитатель.
В последующих играх воспитатель играет роль пациента.
На данном этапе дети овладевают ролью врача.
Для речевого общения  используется накопленный детьми словарь устной речи и сводные таблицы.

Я – врач.
Пойдём к врачу.
Что болит?
Покажи.
Болит ухо (живот, палец, голова, рука, нога, хвост, лапа и т.д.).
Помоги.

9.

Сюжетно-ролевая игра "Врач".

Варианты объединения игр:

"Семья" и "Врач".

"Автобус" и "Врач"

Учить детей объединять ранее освоенные сюжеты в одну игру.

Самостоятельный выбор сюжетов игры детьми.
Самостоятельное распределение детьми ролей.
Определение детьми места действия игры и самостоятельное оборудование игрового места.

Весь предыдущий словарь (самостоятельное использование детьми).

Литература.

  1. Г.Л. Выгодская "Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм", Москва, "Просвещение", 1975.
  2. Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха", Москва, Владос, 2001.
  3. Программа "Воспитание и Обучение глухих дошкольников в детском саду", под редакцией Э.И. Леонгард, М, 1987.
  4. Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.
  5. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях". Под редакцией М.А. Васильевой, Москва, "Просвещение", 1986.