В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором их психического развития и становления самосознания. Наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
В сюжетах детских игр отражаются сферы жизни взрослых. В игре дети передают внутреннее состояние того, кого они в данный момент изображают. То, что пережито ребенком в игре, становится ему особенно близким и понятным. В игре и через игру можно наиболее успешно влиять на ребенка, изменяя его отношение к себе, его положение в коллективе, отношение к нему других детей.
Все сказанное об игре в полной мере относится и к глухим детям дошкольного возраста. Игры детей с недостатками слуха также как и слышащих отражают реальную действительность. Однако они беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира ими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения при минимальной познавательной роли речи. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается ограниченной.
Сюжетно-ролевая игра появляется у детей с недостатками слуха только в случае прямого обучения их игровой деятельности. Без специального обучения умению играть игры детей с нарушенным слухом развиваются медленно. При обучении игровая деятельность детей меняется:
- находят отражение все больший круг впечатлений; сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются;
- от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей;
- все более существенную роль в играх выполняет речь;
- обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры.
Чтобы игра могла выполнять свою роль в развитии и воспитании глухих детей ею нужно научиться управлять.
Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Во время работы с детьми с нарушением слуха я сталкиваюсь с проблемой организации сюжетно-ролевой игры: отсутствие конкретных методических разработок, методических приемов, методического материала по организации сюжетно-ролевой игры. Опираясь на опыт работы педагогического коллектива детского сада, я разработала свою систему подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми с нарушением слуха в возрасте от 3-х до 6-ти лет.
Для реализации поставленных задач выделяется несколько этапов подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры.
Подготовительная работа к проведению игры.
1 этап – подготовка детей к экскурсии, цель которой – познакомить детей с профессиональной деятельностью и взаимоотношениями людей в процессе той деятельности, которая потом будет отражена в игре.
Мы рассказываем детям, куда и зачем они идут, что увидят, и что будут делать.
Цель экскурсии должна быть понятна детям.
2 этап – экскурсия. Её цель - наблюдения детьми за деятельностью взрослых людей. В это время дети должны понять взаимосвязь и взаимоотношения взрослых в процессе выполняемой ими деятельности.
3 этап – просмотр наглядного материала, сделанного в процессе экскурсии (видеофильм, фотографии, зарисовки взрослых). С 3-го года обучения надо предлагать нарисовать то, что понравилось на экскурсии.
4 этап – дидактические или подвижно-дидактические игры с элементами сюжета. На этом этапе надо обыграть с детьми имеющиеся в группе соответствующие игрушки, которые они будут использовать в процессе сюжетно-ролевой игры, научить детей пользоваться ими.
5 этап – изготовление детьми игровых атрибутов и обыгрывание их.
6 этап – беседа по наглядному материалу и введение активного словаря, необходимого для данной игры.
7 этап – повторная экскурсия для уточнения представлений детей, расширение их знаний, закрепление словаря.
Проведения сюжетно-ролевой игры
1 этап. Сюжетно-ролевая игра, в которой главную роль выполняет воспитатель.
Задача воспитателя: научить действиям в игре, поведению и начальным речевым навыкам.
2 этап. Дети выполняют в сюжетно-ролевой игре главные роли, пользуясь при этом элементарными сводными речевыми таблицами.
Воспитатель является участником игры, осуществляя помощь в проведении игры и "оречевлении" игровых ситуаций.
Этап длится до того момента, пока все дети не проиграют роль ведущего.
3 этап. На данном этапе расширяется сюжет игры, вводятся новые игровые действия, речевые конструкции употребляются детьми самостоятельно с опорой на сводные таблицы.
Воспитатель осуществляет контроль за ходом игры, помогая детям оформить новые речевые конструкции.
4 этап. На этом этапе идёт объединение ранее освоенных сюжетов в общую игру. Например: "Семья" и "Автобус", "Семья " и "Врач" и т.п. Дети самостоятельно играют, выполняя различные роли и активно пользуясь накопленными речевыми навыками.
Используемые в нашем детском саду методические приёмы для обучения детей с недостатками слуха сюжетно-ролевым играм помогают им полностью войти в мир игры, познакомиться с разными профессиями и научиться взаимоотношениям детей друг с другом в процессе игры, развивая при этом самостоятельное речевое общение.
В детском саду разработаны схемы подготовки и проведения различных сюжетно-ролевых игр по программе воспитания и обучения детей с нарушением слуха.
Например:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "ВРАЧ"
(3-й год обучения, 5-й год жизни)
№ п/п |
Этапы работы по обучению игре |
Программное содержание |
Методические приемы |
Словарь |
1. |
Подготовка к экскурсии |
Познакомить детей с деятельностью врача-педиатра, с медицинским кабинетом, с медицинскими инструментами, с медикаментами. |
Рассматривание картинок, фотографий. |
Врач. |
2. |
Экскурсия в кабинет врача |
Ознакомить с действиями врача, осматривающего ребёнка и с действиями медсестры, выполняющей назначения врача. |
Наблюдение за действиями врача и медсестры. |
+ (к предыдущему) |
3. |
Рисование после экскурсии |
Учить отображать в рисунке увиденное после экскурсии. |
После просмотра видео- и фотоматериалов дети рисуют увиденное на экскурсии, помогая друг другу и пользуясь помощью воспитателя. |
Словарь тот же. |
4. |
Дидактическая игра "Что нужно врачу?" |
Учить детей отбирать предметы, необходимые для работы врача. |
Выбор детьми из множества картинок с изображением предметов, необходимых для работы врача. |
Нужно. |
5. |
Экскурсия к врачу стоматологу и/или к врачу физиотерапевту |
Знакомить детей с деятельностью врачей разных специальностей. |
Наблюдение детьми работы врача-стоматолога и/или врача физиотерапевта. |
+ |
6. |
Подготовка атрибутов к игре |
Учить детей изготавливать атрибуты, необходимые для данной сюжетно-ролевой игры, используя цветную бумагу, картон, бросовый материал и т.п. |
Изготовление детьми атрибутов с помощью воспитателя. |
+ |
7. |
Сюжетно-ролевая игра "Врач". |
Учить детей начальным игровым действиям. |
Посещение "кабинета врача", оборудованного в групповой. Дети в роли пациентов (детей). В последующих играх воспитатель выполняет роль пациента. |
+ |
8. |
Сюжетно-ролевая игра "Врач" (развитие сюжета). |
Учить детей игровым действиям с игрушкой. |
1. Игра детей с одной игрушкой. |
Я – врач. |
9. |
Сюжетно-ролевая игра "Врач". Варианты объединения игр: "Семья" и "Врач". "Автобус" и "Врач" |
Учить детей объединять ранее освоенные сюжеты в одну игру. |
Самостоятельный выбор сюжетов игры детьми. |
Весь предыдущий словарь (самостоятельное использование детьми). |
Литература.
- Г.Л. Выгодская "Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм", Москва, "Просвещение", 1975.
- Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха", Москва, Владос, 2001.
- Программа "Воспитание и Обучение глухих дошкольников в детском саду", под редакцией Э.И. Леонгард, М, 1987.
- Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.
- "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях". Под редакцией М.А. Васильевой, Москва, "Просвещение", 1986.