Разработка урока по теме "Матрешка как символ русского народного искусства". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Предметно-дидактическая цель урока: Формирование представлений об разделе ДПИ - матрешка.

Предметные: Формировать знание отличительных признаков, умение соотносить признаки с видами матрешек.

Деятельностная: Создание условий для формирование у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, создание условий для образовательных результатов.

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выделять существенные признаки понятий: осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их, работать с информацией и преобразовывать её, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать учебную деятельность с учителям и сверстниками, извлекать информацию из текста, содержащих теоретические сведения о видах матрешек.

Личностные:

  • Формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, к саморазвитию и самообразованию.
  • Уважительное отношение к мнению другого человека.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с разделом ДПИ - матрешкой.
  • Познакомить учащихся с историей появления матрешки.
  • Сформировать представление о характерных признаках матрешки разных видов.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями матрешки.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, проводить сравнительную характеристику.

Личностные:

  • Интерес к изучению ранее незнакомых предметов ДПИ.
  • Проведение практической работы по созданию образа матрешки.
  • Формирование у учащихся мотивации к познанию нового мировоззрения.

Формы работы учащихся: творческая работа, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ работ.

Этапы учебного занятия

  1. Оргмомент
  2. Подготовка к работе (актуализировать изученные знания).
  3. Определение темы и цели.
  4. Усвоение новых знаний
  5. Реализация практической работы в соответствии с планом.
  6. Закрепление изученных знании.
  7. Контроль и самооценка знаний и способов действия.
  8. Коррекция действий.
  9. Оценивание учащихся
  10. Подведение итогов урока.
  11. Рефлексия

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

 Давайте, проверим вашу готовность у уроку. На столе у вас лежат: альбом, ножницы, журналы, клей ,шаблон, краски, вода.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

Наш урок пройдет под девизом

«ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ - НАУЧИЛСЯ»

Работа в парах по карточкам.

А сейчас повторим и закрепим знания, полученные на прошлых уроках. ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ.

КАРТОЧКА 1

1. В переводе «декор» означает

 а) орнамент;

б) искусство;

в) украшение

2. Что относится к произведениям декоративно-прикладного искусства?

 а) картины 

б) иллюстрации;

в) игрушки.

3. Какому народному промыслу соответствует роспись по металлу, в котором букет – основной мотив?

 а) Хохлома;

б) Филимоново;

в) Жостово;

КАРТОЧКА 2

1. Нарядная женская фигурка в Дымковском промысле называется:

 а) Барыня;

б) Сударыня;

в) Девица-красавица.

2. Вид изобразительного искусства, основным способом изображения в котором есть цвет:

 а) живопись;

б) графика;

в) декоративно-прикладное искусство.

3. На каком изображении представлен художественный промысел «Гжель»?

 А) гжель

б) Хохлома

в) Жостовские подносы

г) Городецкая роспись.

А сейчас поменяйтесь карточками и поставьте друг другу оценки.

ИТАК, МЫ СЕЙЧАС С ВАМИ ВЫЯСНИЛИ, ЧЕГО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ. (обращаемся к девизу)

3. Определение темы и цели урока.

Ребята, вы любите игрушки?

А зачем они нужны? (для игр, для украшения дома)

Но мы сегодня будем говорить о необычных игрушках, а о народных игрушках. 

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса.

Я приглашаю вас на встречу с этим из этих чудес.

Алый, шелковый платочек, (слайд)
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это…

Итак, ребята, назовите тему нашего урока…. (матрешка)

А что же вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (ДЕТИ - ВЫЯСНИТЬ, КАКАЯ ИГРУШКА НАЗЫВАЕТСЯ МАТРЕШКОЙ?)
(Формулируем цели урока.)

на слайд – ПОЗНАКОМИТЬСЯ С МАТРЕШКОЙ КАК ОДНИМ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ДПИ.

Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?

  1. Познакомиться с историей игрушки.
  2. Узнать виды матрешек.
  3. Научиться сравнивать и анализировать виды матрешек
  4. Создать матрешку на уроке.

Усвоение новых знаний (РАБОТА С ТЕКСТОМ) ПЕРЕХОДИМ К ЭТАПУ ХОЧУ УЗНАТЬ.

Предлагаю делать пометки карандашом в тексте (новая информация)

1. Перед вами текст найдите в нем точное определение, что такое матрешка?
Точное определение в словаре С.И.Ожёгова, «Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» (слайд)

2. Кто был прообразом первой матрёшки, и где она появилась? (Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. Появилась в Японии) (слайд)

3. Сколько японских куколок было изначально спрятано в игрушки? (5)

А ТЕПЕРЬ ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Русский мастеровой, ------------------- первым выточил фигурку необычной куколки. (токарь Василий Звёздочкин)
  2. Сергей Малютин – это русский художник который ……………………………. (расписал первую матрешку.)
  3. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России…………… (Появилась матрешка в 1890 году)
  4. От какого русского имени ………….образовалось название этой куклы.

Учитель. - А сейчас, ребята, мы с вами познакомимся с видами матрёшками, которые создавались в разных местах

СОСТАВИМ кластер-схему на доске

  1. Определите виды матрешек
  2. Год создание матрешек
  3. Место создание матрешек
  4. Определите отличительные признаки каждой матрешки? 

4. ФИЗМИНУТКА

5. Реализация практической работы в соответствии с планом.

Учитель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и создадим авторскую матрешку.

Сегодня вы будете работать в парах.

На каждой парте лежит шаблон матрёшки.

Используя вырезки из журнала, краски, фломастеры составьте свою авторскую куклу. Проявите свою фантазию! Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

С чего надо начать работу? (Распределить между собой обязанности.)

Задачи каждой паре (слайд)

  1. Придумать образ;
  2. Подобрать материалы, из которых будет выполняться матрешка;
  3. Создать образ лица;
  4. Выполнить эскиз одежды;
  5. Изготовить матрешку;
  6. Защитить работу.

6. Практическая работа – 20 мин.

Оценивание учащихся.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые.

Учитель. - А теперь оцените их самостоятельно по 5-балльной системе в оценочном листе.

Оценочный лист. (Для пары)

Пара -----------------------------

 Мой вклад в работу

1. Аккуратное вырезание - С/О

 Ф.И. ученика----------------------

2. Красочное оформление фартука - С/О

 1. Вырезание деталей

3. Графическое рисование лица матрёшки - С/О

 2. Работа с красками

4. Уборка рабочего места - С/О

 3. Рисование деталей, узоры

5. Завершённость

 4. Работа с клеем

С/О – самооценка учащегося;

 5. Завершенность работы.

7. Выставка работ.

Я предлагаю вам, СДЕЛАТЬ ПОДАКОК ПЕРВОКЛАССНИКАМ.

Мы подарим этих матрешек им для уроков.

Вы согласны???

А для чего может им пригодиться этот наглядный материал? (для счета, для уроков ИЗО и технологии)

Молодцы, ребята, значит нас ждет интересная встреча с малышами.

8. Закрепление изученных знаний.

ВСПОМНИТЕ ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА

  • ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ - НАУЧИЛСЯ»

ИТАК, ЧТО МЫ УЗНАЛИ И ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ НА УРОКЕ.

9. Рефлексия.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СЛАЙД)

  • Я сегодня узнал -------------------
  • Я научился -------------------------
  • Я старался и у меня получилось ------------------
  • Я старался, но мне было трудно ----------------------

Дом задание написать сочинение описание созданной мной игрушки.

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ИЗО

Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского декоративно-прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка? «Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

- Для знакомства с русской матрешкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привез русский мастер из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево.

Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России Появилась матрешка в 1890 году в 90-х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей купцу и помещику Мамонтову он был тонким знатоком музыки и изобразительного искусства.

Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, (что в переводе означает мать многочисленного семейства) если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню.

Сергиевская (Загорская) матрёшка. Появилась матрёшка в в1930 году (г.Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан с простым узором, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.

Майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку многолепестковый цветок шиповника ("роза"), для этой росписи малиновый цвет. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий жёлтым. Всё объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский-Майдан Нижегородская область. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта,.

Семеновская матрёшка из города Семёнова, Нижегородская область. Мастера создали ее в 1929. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Самое же главное – это декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Основной цвет в росписи – красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты.

Авторская матрешка. Для росписи авторских матрешек художники выбирали изображение пейзажа известных художников, сюжеты из сказок, архитектурные изображения. Матрёшки изображались в виде – девушек, женщин, иногда даже пожилых людей, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками.

Авторские матрешки появились на всей территории России в конце ХХ века. Матрешки изображали современных политиков, популярных артистов, спортсменов, президентов, царей т.д.