Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе по теме "Наклонение глагола"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

  • познакомиться с понятием о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола;
  • научиться различать наклонения глагола;
  • отработать умение находить глаголы изъявительного наклонения.

Задачи:

  • Образовательные:  познакомиться с понятием о наклонениях глагола; отработать умение находить глаголы в изъявительном наклонении.
    • Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
    • Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.
  • Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать; развивать аналитическое мышление учащихся.

Технология: «РКМЧП», групповое обучение, игровые технологии.

Авторы УМК: Русский язык. 5–9 классы. Под ред. Т.А. Ладыженской.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык. 6 класс» (под ред. Т.А. Ладыженской, изд. «Просвещение, 2016),
  • индивидуальные карточки, карточки для групповой работы,
  • мультимедийная презентация;
  • 3 картонных цветных домика:
    • красный - "Повелительное наклонение",
    • зеленый - "Изъявительное наклонение",
    • желтый - "Условное наклонение";
  • 3 бумажных замочка с заданиями на оборотной стороне, карточки (см. ход урока),
  • картонные домики, подписанные "Дом вежливости" и "Кафе",
  • сигнальные карточки красного, зеленого и желтого цветов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научиться определять  наклонение глагола, конструировать синтаксические единицы с глаголами изъявительного наклонения.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью  планирования, контроля и самооценки действий.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе  исследования наклонения глагол.

Личностные:

  • Формирование устойчивой мотивации к   изучению и закреплению нового.

Основные понятия: наклонение глагола; изъявительное наклонение.

Образовательные ресурсы:

  • Рабочий лист учащегося (прилагается);
  • авторские (подготовленные учителем), дополнительные (напр. интернет-ресурсы), не используются.

Технологическая карта урока

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Наклонение глагола"

Глаголы - это слова, оживляющие все, к чему они приложены.
А.М. Пешковский

Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. 
В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка.
Да ведь и назначение глагола - выражать само действие.

А. Югов

Ход урока

Вызов.

1. Актуализация знаний.

Прочитайте текст.

Назовите глаголы. Докажите, что эти слова являются глаголами. (Воспользуйтесь ПОПС-формулой.)

ПОПС-формула

П

позиция

Я считаю, что …

О

объяснение (или обоснование)

Потому что …

П

пример

Я могу  доказать это на примере …

С

следствие (или суждение)

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …

Определите время глаголов. Определите вид глаголов.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию

(Главные слова)

(Откуда узнал(ю)?)

Заполняется первый столбик таблицы «ЗУХ».

2. Наблюдение над языковым материалом.

Все данные глаголы называют действие одинаково?

В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут.
(По В. Бианки)

3. Создание затруднения (проблемная ситуация).

На доске незаконченное предложение, у него нет сказуемого. Ваша задача из предложенных слов выбрать верный вариант:

Оля … в гимназии (училась, будет учиться, училась бы, учись)

Выбрать сказуемое, которое обозначает действие, действительно происходит в настоящее время.

Действительно происходило месяца два назад.

Будет происходить через два года.

Действие, которое бы произошло бы, если бы Оля успешно сдала экзамены.

Действие, которое обозначает просьбу мамы.

Посмотрите внимательно на глаголы и скажите, на какие бы группы вы их поделили?

Прежде чем назвать сегодняшнюю тему, я зачитаю вам одну сказку. Слушайте меня внимательно.

Грамматическая сказка

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел своё наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие глаголы над ними подтрунивали: “Если бы да кабы, росли бы во рту грибы” Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим жителям Глаголии: “Принеси! Сделай!” Глаголы же изъявительного наклонения пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать все глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголи присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

- Ребята, о ком идет речь в этой сказке? (об изъявительном, повелительном и условном наклонении).

- Кто является главным героем сказки? (Изъявительное наклонение.)

Отношение действия к действительности называется наклонением.

Заполнение второго и третьего столбиков таблицы «ЗУХ».

4. Формулирование темы урока, цели урока, постановка задач урока.

- Откройте тетради, запишите число и тему: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Построение проекта выхода из затруднения.

Осмысление.

5. Чтение параграфа.

Заполнение таблицы «Бортовой журнал».

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

 

 

Изъявительное – явь.

Условное - условие (посмотреть, как образуется).

Повелительное - повелеваю, приказываю.

6. Первичное закрепление. Проговаривание в устной речи.

Запишите предложение в тетради:

"Поживите на даче", - сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето!

Задание: выписать глаголы, попробовать записать во всех трех наклонениях.

7. Промежуточная рефлексия.

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Давайте вспомним, какие наклонения глагола есть.

- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

- Как бы вы оценили работу?

8. Физкультминутка.

9. Закрепление материала.

Отправимся в путешествие. А позвала нас в дорогу вот этот пригласительный билет на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, есть у них и формы лица, числа, наклонения. Ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием.

- А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. Поэтому нам сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу. А пока давайте заполним необходимые для поездки документы (дети в тетрадях записывают число, тему урока). В добрый путь!

(Доска закрыта, а на ней висят три бумажных замочка с заданиями на обратной стороне)

- А вот и первая преграда. Не пустят нас с вами в город Глаголов, пока ключики к этим замкам не подберем. А ключи - это ваши правильные ответы на задания.

(Три ученика по очереди снимают замочки и выполняют задания).

(задания могут разные, на усмотрение учителя)

1. ЗАМОК.
ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ?
НАЙТИ СРЕДИ ДАННЫХ СЛОВ ГЛАГОЛЫ:
Побег, просить, просьба, изучал бы, расскажи, сказка, веселый, общение, объясните, ясность, выполню, находчивый.

2. ЗАМОК
ЧТО ТАКОЕ ИНФИНИТИВ?
РАССКАЖИТЕ О ПРАВОПИСАНИИ -ТСЯ И -ТЬСЯ.
-ТСЯ или -ТЬСЯ?
Мальчик плещет:ся, игра начинает:ся, поздно оправдыват:ся, начал задумыват:ся, мило улыбает:ся, дом строит:ся, надо собират:ся.

3. ЗАМОК
КАКИЕ ВИДЫ ЕСТЬ У ГЛАГОЛА?
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ:
Открыть, открывать, решил, ловлю, отдали, вырежем, садится, приползти, заглядываете, собрал, поглядывать, махнёшь, шуметь.
(После выполнения заданий учитель открывает доску, где крупно написано:
"Город Глаголов. Улица Наклонений")

- Молодцы, ребята! Вот и открылись ворота этого необычного города. Добро пожаловать! Я уже говорила, что город этот очень большой, много в нем улиц, скверов и площадей. И за 1 урок мы, к сожалению, сможем посетить только одну улицу-улицу Наклонений. А вот и она.
(К стене или доске прикреплены три разноцветных домика: красный - дом повелительного наклонения, желтый - сослагательного наклонения, зеленый- изъявительного наклонения).

- Ребята, какие наклонения здесь живут? (Дети называют наклонения, а учитель постепенно открывает названия домиков, до этого закрытые бумагой.)

-Умницы! Посмотрите, ребята, да здесь новоселье! Только новые жильцы никак с адресами разобраться не могут. Давайте им поможем!

скажите,
сказал бы,
выбросьте,
попросил бы,
брошу,
поработал,
поработай,
выздоравливаю,
вижу,
ехал бы,
лечу,
буду шагать,
рассеял,
дыши,
прилягу,
ляг.

- Объясните, почему вы их так распределили? Расскажите о значении, особенностях образования и изменения изъявительного наклонения.
(Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1).

- Идем с вами дальше. Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Вы такие еще не пробовали! Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль: (дети составляют слова).

Берете
1. приставку в слове УВИДЕТЬ
2. корень в слове ДАЛЕКИЙ
3. суффикс в слове УКОРЯЕШЬ
4. окончание в слове ДУМАЕТ
5. возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ
(У-ДАЛ-Я-ЕТ-СЯ)

Возьмите
1. приставку в слове ПОДПИСАЛ
2. корень в слове СКАЗКА
3. суффикс в слове ПИТАЕШЬ
4. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ
(ПОД-СКАЗ-А-Л)

- Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Интересная и познавательная получилась наша экскурсия.

Давайте отблагодарим жителей чудесного города своеобразным праздничным салютом. Я буду читать предложения, а вы поднимаете цветные сигнальные карточки: красная карточка - повелительное наклонение, желтая - условное, зеленая - изъявительное, т.е. цвета домиков.

Предложения:

1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно.

2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть.

3. Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.

4. Было бы (усл.накл.)неприлично выходить из-за стола во время еды.

5. Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.

6. Не размахивай (повел.накл.) руками.

7. Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

- Вот и прощальный разноцветный салют мы с вами устроили жителям города Глаголов. Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим.

- А теперь нам пора возвращаться домой. Но приключения не закончились! У вас еще столько интересных встреч с жителями большой страны под названием ЛИНГВИСТИКА!

10. Самостоятельная работа. Работа в группах.

Вам нужно разделиться на группы.

Задания для выполнения в группе.

1. В каком ряду  все глаголы  изъявительного наклонения?
А. Пишу, катался, сходил бы.
Б. Живу, смотри, прыгай.
В. Улыбался, выполнил,  помогали.

2. В каком ряду все глаголы условного наклонения?
А. Кружатся, украсили, приехали.
Б. Пришёл бы, спросил бы, собрался бы.
В. Пишите, нарисовал,  отложил.

3. Какую роль чаще всего играют глаголы в предложении?
а) сказуемого; 
б) определения;
в) подлежащего;        

г) дополнения.

4. Какого наклонения глагола не существует?
а) повелительное;
б) изъявительное;
в) условное; 
г) желательное.

5. Сгруппируйте глаголы по наклонениям:
скажите, сказал бы, выбросьте, попросил бы, брошу, поработал, поработай, выздоравливаю, вижу, ехал бы, лечу, буду шагать, рассеял, дыши, прилягу, ляг.

6. Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

ходите, держите, носите, остановите.  (Изменить ударение).

7. Образуйте повелительное наклонение глаголов:

вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг).

Рефлексия.

11. Включение в систему знаний и повторение.

Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы. Определите их наклонение.

1. Дело мастера…

Сидит(ь)ся

2. Кто любит трудиться, тому без дела не…

Катат(ь)ся

3. Тот труда не боится, кто умеет…

Познают(ь)ся

4. С песней и труд…

Боит(ь)ся

5. Любишь…, люби и саночки возить.

Кончает(ь)ся

6. Друзья… в беде.

Трудит(ь)ся

7. Всё хорошо, что хорошо…

Ладит(ь)ся

12. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

- Что нового узнали о глаголе?

- Что такое наклонение?

- Какие наклонения есть у глагола?

- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

13. Инструктаж по домашнему заданию.

§ 91, упр. 540.

Рабочий лист учащегося