Цель: Формировать звуко-буквенный анализ и синтез как основу овладения чтением в 1 классе.
Задачи:
- обучающие – закрепить характеристику звука, совершенствовать умение читать слоги, слова, предложения с буквой Д; чётко артикулировать звуки; следит за чтением товарищей, правильно задавать и отвечать на вопросы по тексту;
- развивающие – корригировать и развивать речь учащихся, обогащать и активизировать словарный запас, развивать психические процессы;
воспитывающие – воспитывать взаимопомощь, правильное отношение к учащимся, испытывающим трудности при выполнении заданий; воспитывать культуру поведения на дороге, улице. - личностные – активизация учебной, познавательной деятельности, формирование сотрудничества;
- предметные – закрепление и применение знаний, полученных на предыдущих уроках.
Оборудование: презентация, телевизор, ноутбук; зеркала, карточки для артикуляционной гимнастики, трубочки; схема предложения, карточки слогов, магниты для звуко-буквенного анализа, учебник «Букварь» В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, смайлики, кукла «Медвежонок», календарь погоды.
Подготовительная работа:
- На предыдущих уроках разучиваются и отрабатываются упражнения артикуляционной гимнастики с зеркалами.
- Отрабатывается навык составления мини-рассказа о погоде.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой на предстоящую работу.
У.
За окном зима, снежок.
Он летает и кружится.
Школьный прозвенел звонок –
Нам, дружок, пора учиться
2. Артикуляционная гимнастика (проводит логопед).
Учащиеся выполняют упражнения артикуляционной гимнастики со зрительным контролем своих действий в зеркале.
Упражнения: «Бегемотики», «Лягушки», «Слон», «Расчёска», «Дятел».
3. Работа с календарём погоды.
Дежурный отмечает погоду на календаре, подводит итог.
II. Сообщение темы и целей.
У. Сегодня на уроке мы вспомним букву, с которой познакомились вчера. Будем составлять слова, читать рассказ.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Звук и буква Д (проводит логопед).
а) Выделение звука в словах.
- Посмотрите на картинки (слайд 2).
- Назовите предметы (дом, дым, дуб, душ)
- Какой звук слышим в начале слов?
б) Артикуляция звука с опорой на профиль звука (слайд 3).
в) Характеристика звука.
г) Чистоговорки.
ДА-ДА-ДА – Мы спросили у дрозда:
- ДО-ДО-ДО – Где, скажи, твоё гнездо?
ДЫ-ДЫ-ДЫ – Оно, наверно, у воды?
- ДУ-ДУ-ДУ – Своё гнездо я сам найду.
2. Скороговорка (проводит учитель).
У. Какой буквой обозначается звук Д?
Прочитайте скороговорку (слайд 4).
Дом – у дуба. Дуб – у дома.
У. Проговорите её быстро.
Сравните картинки.
3. Дыхательная гимнастика (проводит логопед).
Учащиеся под руководством логопеда дуют в трубочки.
IV. Практическое применение ЗУН.
1. Дидактическая игра «Слоговое лото».
У. Из предложенных слогов надо составить подписи к картинкам (слайды 5, 6)
До ма, до мик, до ро га, го род.
У. Чем похожи и чем отличаются слова «дома» и «домик»?
2. Звуко-буквенный анализ слов.
У. Разберите слова. Магнитами обозначайте гласные и согласные буквы.
3. Динамическая физминутка (проводит дежурный).
4. Чтение текста «Наш город» («Букварь» стр. 94)
а) Хоровое чтение;
б) Чтение учащихся 1 группы (хорошо читающие учащиеся).
в) Чтение по предложениям – 2 группа (слабо читающие учащиеся).
5. Анализ текста по вопросам.
У. Какие вопросы можно задать?
6. Работа со схемой предложения.
У. Что появилось на доске?
Найдите предложение, которое подходит к данной схеме?
7. Безопасное поведение на улицах города (слайд 7), (слайд 8).
У. Определите кто из детей и взрослых знает правила поведения на дороге?
V. Итог.
Появляется Мишутка (кукла).
У. Расскажите Мишутке, что он сегодня пропустил на уроке?
VI. Рефлексия.
У. Покажите карточками, как вы поработали на уроке?