Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержанию общего образованию идет подготовка к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (о работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»). Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это многокомпонентное понятие, включающая, как минимум, три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.

Тема эксперимента в нашей школе: «Внедрение комплекса здоровьесберегающих упражнений направленных на укрепление осанки школьников и на сохранение и улучшение здоровья детей».

I.Санитарно-гигиенические технологии.

В классе проходят уроки здоровья на которых дети знакомятся с правилами гигиены, обсуждаются такие темы как самоконтроль осанки, утренняя зарядка с комплексом упражнений, правильная одежда по сезону, мытье рук, гигиена тела, вещей и так далее. На каждом уроке уделяется особое внимание выработки у детей самоконтроля за осанкой, сидя за партой. Темы гигиены питания обсуждаются на классных часах, во внеурочное время. По результатам опроса учеников 58% учеников всегда стараются следить за осанкой во время работы за партой, 25% иногда, и только 13% забывают об этом. На вопрос о том, что ты делаешь, когда встаешь утром, 70% ответили, что пойдут чистить зубы, 16% делать зарядку, 9% завтракать и только 5% смотреть телевизор. Руки моют регулярно 70% учащихся, чистят зубы два раза в день 80%. Гигиенические вопросы активно обсуждаются на уроках окружающего мира.

II. Педагогические технологии.

А) Организационно-педагогические.

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет применять разноуровневые задания, разный объем работы в соответствиями психических и физических особенностей ребенка, индивидуальные занятия. Каждый ребенок – это личность со своими особенностями которые надо учитывать. Это ведет к сохранению психического и физического здоровья детей, повышению интереса к учебе и качества знаний.
  2. Личностно-ориентированная технология, где каждый ребенок рассматривается как личность. Тесно связано с индивидуальным подходом.
  3. Игровая технология – применение на уроке дидактических игр, игр на физпаузах, игр на подвижных переменах, и во внеурочное время и на прогулке. Играя ребенку легче познавать мир, учебный материал, снижается утомляемость умственное и физическое напряжение.
  4. Групповая работая совместно, ребенок не ощущает себя одиноким, слабые дети тянутся за сильными. Происходит сплочение коллектива, взаимопомощь, уважение друг к другу. Сохраняется психическое и физическое здоровье.
  5. Проектно-исследовательская работа – ребенок знакомится со своим открытием (проектом) одноклассников и они воспринимают его как личность со своими интересами. Происходит воспитание взаимоуважение, развитие познавательного интереса, мышления, умение работать с литературой и техникой. Все это тоже ведет к сохранению здоровья жизни детей.
  6. Опережающее обучение – ребенок заранее узнает новый учебный материал (иногда по частям), но когда наступает урок изучение данного материала дети чувствуют себя уверенно, отвечают все, что ведет к сохранению психического и физического здоровья.

Большую совместную работу проводит логопед, психолог по сохранению здоровья.

III. Информационные.

На уроках здоровья, во второй половине дня на прогулках проводятся беседы, дискуссии на основные на интересующие детей темы по сохранению здоровья. Обсуждается профилактическая гигиена, личная гигиена, закаливание, питание, здоровый образ жизни и так далее.

Проводятся беседы с родителями о состоянии здоровья детей, даются консультации.

IV. Физкультурно-оздоровительные.

Ребята на каждом уроке делают физпаузу – зарядку, состоящую из упражнений для глаз, для спины, для рук и ног и так далее. Ученики с удовольствием посещают уроки физкультуры. Из класса только 8% занимаются лечебной физкультурой (это дети, которым нельзя быть в основной группе). На переменах проводятся подвижные организованные игры (проводят дети). В школе три урока физкультуры в неделю. На прогулках подвижные организованные игры, эстафеты, что ведет к снижению утомляемости. Все ребята осматриваются врачами специалистами. Наблюдает врач и учитель за состоянием здоровья в начале, в середине и конце года. Все ребята осматриваются ортопедом и дает врач рекомендации учителю и родителям на начало, середину и конец учебного года. Все ученики проходят массаж и физиолечение по назначению врача в медицинском центре в школе. По сравнению с прошлым 2016-2017 учебным годом, количество ОРВИ снизилось на 20%. С ребятами работает  логопед, психолог.

Вывод: комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой, работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению психического и физического здоровья школьников.