Некоторые методические приемы, используемые на занятиях по развитию речи в группах для детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Предлагаем вашему вниманию два конспекта  открытых занятий по развитию речи в группах для детей с ОНР. В них отражен опыт работы в коррекционных группах разного возраста (старшей и подготовительной). Задания, предлагаемые детям, можно использовать при составлении комплексных занятий, досугов, квестов, викторин, использовать как итоговое занятие в проектной деятельности по темам.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР на тему «Зимующие птицы»

Цели: Обобщать знания детей о зимующих птицах. Упражнять в составлении описательного рассказа о зимующих птицах, составлении предложений по опорным словам, согласовании слов в предложении. Упражнять в словообразовании: сложных прилагательных, приставочных глаголов. Упражнять в делении слов на слоги, звуковом анализе слов типа «корм».Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Оборудование:

  • шапочки птиц,
  • мяч,
  • макет кормушки,
  • конверты с картинками для составления предложений,
  • 2 обруча, цифры: 2, 3
  • картинки для звукового анализа.

Ход занятия

Логопед: Скучно зимой сове в лесу. Решила она позвать  в гости своиз родственников из города: зимующих птиц.

А вот и мои гости! Проходите!

Входят дети в шапочках зимующих птиц, здороваются.

Л. Здравствуйте! Проходите, садитесь! Давайте знакомимся. Расскажите о себе.

Дети по-очереди рассказывают  от лица зимующих птиц:

Синица: Мы, синицы, яркие и красивые. Посмотрите, как мы нарядились: в яркую желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голове – темная шапочка. Мы очень любопытные, любим везде свой клювик совать. И ни минуты не сидим на месте. Легко прыгаем по веткам и даже можем лазать по стволам деревьев.

Воробей: А мы, воробьи – проворные, смелые птички. Спинка, хвост и крылышки у нас коричневые, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Мы не боимся прыгать возле ног человека, клевать из собачьей миски, и даже подбирать крошки под самым носом ленивого кота.

Ворона: Мы, вороны – крупные, хитрые, ловкие птицы. Голова, клюв, горло, крылья, хвост –у нас черные, а все остальное – серое. Мы – всеядные птицы. Зимой найдем корм в мусоре или на свалке. Поэтому в городе нам хорошо. Любим мы пошалить: то собак дразним, а то катаемся на позолоченных соборных куполах.

Голуби: А мы никогда не спешим, мы птицы важные. Наряд у нас не яркий: спина, голова и грудь – темно-серые, а крылья – светло-серые с темными полосками. Мы не боимся людей и можем клевать крошки прямо из рук человека.

Сороки: Нас называют по-разному:  сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. Белобока – потому, что бока у нас белые, а голова, крылья и хвост – черные. Хвост у нас длинный и прямой как стрела. Стрекотухой зовут за то, что мы громко стрекочем: «Ча – ча –ча!». А воровкой  нас зовут потому, что мы очень любим все яркое, блестящее. И тащим это к себе в гнездо.

Л.: Вот мы и познакомились поближе. Давайте играть:

1) Игра «Угадай по голосу».

Детям предлагается послушать записи голосов птиц и ответить, что они услышали. Примерные ответы детей : «Это чирикает воробей, это тенькает синица, это ухает сова и т.д.» .

2) Игра с мячом «Скажи одним словом».

Логопед предлагает детям встать в круг и закончить предложение.

  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют….(красногрудый).
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют ….(белобокая).
  • У дятла твердый клюв, поэтому его называют … (твердоклювый).
  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют …(желтогрудая).
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют …(чернокрылая).
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (длиннохвостая).
  • У воробья короткий клюв, поэтому его называют …(короткоклювый).
  • У синицы белые щеки, поэтому ее называют … (белощекая).
  • У голубя серые крылья, поэтому его называют … (серокрылый).

3) Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям научить птиц пользоваться кормушкой.

Мы к кормушке подлетели, поклевали, улетели. Кормушку облетели, в кормушку залетели, от кормушки отлетели и на ветки улетели. (Слова сопровождаются действиями детей)

4) Упражнение «Составь предложение». 

Детям предлагается сесть за столы, взять конверты, достать из них картинки и составить по ним предложения.

Примерный перечень картинок: сова – мышь – дупло, голубь – ладонь - мальчик, сорока – кольцо - гнездо, ворона - собака - кость, снегирь - рябина – кормушка, и т.д.

5) Игра «Займи свой домик»

Детям предлагается разделить на слоги слова-названия зимующих птиц и занять соответствующий домик (обруч).

6) Логопед предлагает детям разгадать ребус и узнать, что главное для птиц зимой.

По первым звукам слов (кот, облако, ракета, машина) составить слово и записать его.

В заключение занятия дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Конспект  досуга в старшей группе ОНР «Конкурс знатоков»

Цели: Обобщать знания детей о домашних и диких животных. Упражнять в составлении описательного рассказа по опорной схеме, в употреблении формы дательного падежа существительных единственного числа, в образовании притяжательных прилагательных. Упражнять в правильном употреблении предлогов: в, на, под, из. Выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: 2 стола, эмблемы команд, 2 колокольчика, картинки животных в конвертах, схемы для составления описательного рассказа, игрушки-животные, фланелеграф, разрезные картинки, атрибуты для инсценировок, призы, карточки с оценками для жюри.

Ход занятия

Дети входят в зал. Логопед приветствует их:

«Мы рады приветствовать вас на конкурсе знатоков. Сегодня в нем участвуют 2 команды. Капитаны, прошу вас, представьте свои команды.»

Капитаны объявляют названия своих команд и представляют игроков. Игроки занимают места за столами.

Логопед знакомит детей с правилами игры:

  1. Выслушивать задание до конца.
  2. Право на ответ получает та команда, которая первой позвонит в колокольчик.
  3. .Прежде чем ответить на вопрос, ответ необходимо обсудить с командой.
  4. За правильный ответ присуждается одно очко.
  5. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

Логопед предлагает одному из членов жюри раскрутить волчок и выбрать вопрос.

Вопросы знатокам.

1 вопрос

  • Про какое  дикое животное говорят: длинноухий, короткохвостый, пугливый?
  • Про какое домашнее животное говорят: лакает, крадется. мяукает?

2 вопрос.

Этот вопрос прислали из книжного магазина. Исправьте названия сказок о животных.

  • «Полк и семеро козлят» (Волк и семеро козлят)
  • «Сказка о глухом мышонке»(Сказка о глупом мышонке)
  • «Лиса, ранец и петух»  (Лиса, заяц и петух)
  • «Ресничка-сестричка и серый волк» (Лисичка-сестричка и серый волк)
  • «Кепка» (Репка)
  • «Мурочка Ряба» (Курочка Ряба)

3 вопрос.

Логопед предлагает детям на время стать дикторами радио и сделать объявления о пропавших животных, не называя их. В конвертах дети находят изображения потерявшихся животных. Представитель одной команды делает объявление, а игроки другой команды угадывают, кто потерялся. При составлении описания детям предлагается воспользоваться опорной схемой.

4 вопрос.

Этот вопрос прислал Незнайка. Исправьте ошибки в предложениях:

  • Конура залезла в собаку.
  • На лягушку прыгнула трава.
  • Стул спрятался под котенка.
  • Из белки выглянуло дупло.

5 вопрос.

«Кто скорее соберет картинку?».

Детям предлагается собрать из частей изображения животных. Каждый игрок может взять только одну часть изображения, называя ее. (Например, заячья голова, собачья лапа и т.д.).

6 вопрос.

Этот вопрос прислали из бюро находок. Кому что отдать?

  • Рога и копыта – (корове, козе, лосю)
  • Гриву и копыта – (лошади)
  • Пятачок и щетину – (свинье, кабану)
  • Бороду и рога – (козе)
  • Когти и усы – (кошке, рыси)

7 вопрос.

«Кто где живет?» Назвать жилища диких и домашних животных. Капитанам предлагается выбрать конверт, в котором лежит карточка с изображением леса или дома.

(Примерные ответы детей: Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике. Лошадь живет в конюшне. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Белка живет в дупле.)

Музыкальная пауза.

Во время музыкальных пауз на экране демонстрируются заранее записанные видео- инсценировки сказок «Машенька и корова.», «Сказка про ослика».

После каждого конкурсного задания жюри выставляет оценки. Затем – подведение итогов, подсчет голосов. Награждение победителей.