Предлагаем вашему вниманию два конспекта открытых занятий по развитию речи в группах для детей с ОНР. В них отражен опыт работы в коррекционных группах разного возраста (старшей и подготовительной). Задания, предлагаемые детям, можно использовать при составлении комплексных занятий, досугов, квестов, викторин, использовать как итоговое занятие в проектной деятельности по темам.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе ОНР на тему «Зимующие птицы»
Цели: Обобщать знания детей о зимующих птицах. Упражнять в составлении описательного рассказа о зимующих птицах, составлении предложений по опорным словам, согласовании слов в предложении. Упражнять в словообразовании: сложных прилагательных, приставочных глаголов. Упражнять в делении слов на слоги, звуковом анализе слов типа «корм».Развивать слуховое внимание, мышление, память.
Оборудование:
- шапочки птиц,
- мяч,
- макет кормушки,
- конверты с картинками для составления предложений,
- 2 обруча, цифры: 2, 3
- картинки для звукового анализа.
Ход занятия
Логопед: Скучно зимой сове в лесу. Решила она позвать в гости своиз родственников из города: зимующих птиц.
А вот и мои гости! Проходите!
Входят дети в шапочках зимующих птиц, здороваются.
Л. Здравствуйте! Проходите, садитесь! Давайте знакомимся. Расскажите о себе.
Дети по-очереди рассказывают от лица зимующих птиц:
Синица: Мы, синицы, яркие и красивые. Посмотрите, как мы нарядились: в яркую желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голове – темная шапочка. Мы очень любопытные, любим везде свой клювик совать. И ни минуты не сидим на месте. Легко прыгаем по веткам и даже можем лазать по стволам деревьев.
Воробей: А мы, воробьи – проворные, смелые птички. Спинка, хвост и крылышки у нас коричневые, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Мы не боимся прыгать возле ног человека, клевать из собачьей миски, и даже подбирать крошки под самым носом ленивого кота.
Ворона: Мы, вороны – крупные, хитрые, ловкие птицы. Голова, клюв, горло, крылья, хвост –у нас черные, а все остальное – серое. Мы – всеядные птицы. Зимой найдем корм в мусоре или на свалке. Поэтому в городе нам хорошо. Любим мы пошалить: то собак дразним, а то катаемся на позолоченных соборных куполах.
Голуби: А мы никогда не спешим, мы птицы важные. Наряд у нас не яркий: спина, голова и грудь – темно-серые, а крылья – светло-серые с темными полосками. Мы не боимся людей и можем клевать крошки прямо из рук человека.
Сороки: Нас называют по-разному: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. Белобока – потому, что бока у нас белые, а голова, крылья и хвост – черные. Хвост у нас длинный и прямой как стрела. Стрекотухой зовут за то, что мы громко стрекочем: «Ча – ча –ча!». А воровкой нас зовут потому, что мы очень любим все яркое, блестящее. И тащим это к себе в гнездо.
Л.: Вот мы и познакомились поближе. Давайте играть:
1) Игра «Угадай по голосу».
Детям предлагается послушать записи голосов птиц и ответить, что они услышали. Примерные ответы детей : «Это чирикает воробей, это тенькает синица, это ухает сова и т.д.» .
2) Игра с мячом «Скажи одним словом».
Логопед предлагает детям встать в круг и закончить предложение.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют….(красногрудый).
- У сороки белые бока, поэтому ее называют ….(белобокая).
- У дятла твердый клюв, поэтому его называют … (твердоклювый).
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют …(желтогрудая).
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют …(чернокрылая).
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (длиннохвостая).
- У воробья короткий клюв, поэтому его называют …(короткоклювый).
- У синицы белые щеки, поэтому ее называют … (белощекая).
- У голубя серые крылья, поэтому его называют … (серокрылый).
3) Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям научить птиц пользоваться кормушкой.
Мы к кормушке подлетели, поклевали, улетели. Кормушку облетели, в кормушку залетели, от кормушки отлетели и на ветки улетели. (Слова сопровождаются действиями детей)
4) Упражнение «Составь предложение».
Детям предлагается сесть за столы, взять конверты, достать из них картинки и составить по ним предложения.
Примерный перечень картинок: сова – мышь – дупло, голубь – ладонь - мальчик, сорока – кольцо - гнездо, ворона - собака - кость, снегирь - рябина – кормушка, и т.д.
5) Игра «Займи свой домик»
Детям предлагается разделить на слоги слова-названия зимующих птиц и занять соответствующий домик (обруч).
6) Логопед предлагает детям разгадать ребус и узнать, что главное для птиц зимой.
По первым звукам слов (кот, облако, ракета, машина) составить слово и записать его.
В заключение занятия дети рассказывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Конспект досуга в старшей группе ОНР «Конкурс знатоков»
Цели: Обобщать знания детей о домашних и диких животных. Упражнять в составлении описательного рассказа по опорной схеме, в употреблении формы дательного падежа существительных единственного числа, в образовании притяжательных прилагательных. Упражнять в правильном употреблении предлогов: в, на, под, из. Выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: 2 стола, эмблемы команд, 2 колокольчика, картинки животных в конвертах, схемы для составления описательного рассказа, игрушки-животные, фланелеграф, разрезные картинки, атрибуты для инсценировок, призы, карточки с оценками для жюри.
Ход занятия
Дети входят в зал. Логопед приветствует их:
«Мы рады приветствовать вас на конкурсе знатоков. Сегодня в нем участвуют 2 команды. Капитаны, прошу вас, представьте свои команды.»
Капитаны объявляют названия своих команд и представляют игроков. Игроки занимают места за столами.
Логопед знакомит детей с правилами игры:
- Выслушивать задание до конца.
- Право на ответ получает та команда, которая первой позвонит в колокольчик.
- .Прежде чем ответить на вопрос, ответ необходимо обсудить с командой.
- За правильный ответ присуждается одно очко.
- Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.
Логопед предлагает одному из членов жюри раскрутить волчок и выбрать вопрос.
Вопросы знатокам.
1 вопрос
- Про какое дикое животное говорят: длинноухий, короткохвостый, пугливый?
- Про какое домашнее животное говорят: лакает, крадется. мяукает?
2 вопрос.
Этот вопрос прислали из книжного магазина. Исправьте названия сказок о животных.
- «Полк и семеро козлят» (Волк и семеро козлят)
- «Сказка о глухом мышонке»(Сказка о глупом мышонке)
- «Лиса, ранец и петух» (Лиса, заяц и петух)
- «Ресничка-сестричка и серый волк» (Лисичка-сестричка и серый волк)
- «Кепка» (Репка)
- «Мурочка Ряба» (Курочка Ряба)
3 вопрос.
Логопед предлагает детям на время стать дикторами радио и сделать объявления о пропавших животных, не называя их. В конвертах дети находят изображения потерявшихся животных. Представитель одной команды делает объявление, а игроки другой команды угадывают, кто потерялся. При составлении описания детям предлагается воспользоваться опорной схемой.
4 вопрос.
Этот вопрос прислал Незнайка. Исправьте ошибки в предложениях:
- Конура залезла в собаку.
- На лягушку прыгнула трава.
- Стул спрятался под котенка.
- Из белки выглянуло дупло.
5 вопрос.
«Кто скорее соберет картинку?».
Детям предлагается собрать из частей изображения животных. Каждый игрок может взять только одну часть изображения, называя ее. (Например, заячья голова, собачья лапа и т.д.).
6 вопрос.
Этот вопрос прислали из бюро находок. Кому что отдать?
- Рога и копыта – (корове, козе, лосю)
- Гриву и копыта – (лошади)
- Пятачок и щетину – (свинье, кабану)
- Бороду и рога – (козе)
- Когти и усы – (кошке, рыси)
7 вопрос.
«Кто где живет?» Назвать жилища диких и домашних животных. Капитанам предлагается выбрать конверт, в котором лежит карточка с изображением леса или дома.
(Примерные ответы детей: Корова живет в коровнике. Свинья живет в свинарнике. Лошадь живет в конюшне. Лиса живет в норе. Волк живет в логове. Белка живет в дупле.)
Музыкальная пауза.
Во время музыкальных пауз на экране демонстрируются заранее записанные видео- инсценировки сказок «Машенька и корова.», «Сказка про ослика».
После каждого конкурсного задания жюри выставляет оценки. Затем – подведение итогов, подсчет голосов. Награждение победителей.