Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин.
Бег занимает наибольшую часть программы легкой атлетики и имеет четыре разновидности: гладкий бег, бег с препятствиями (искусственными и естественными), эстафетный бег. Это один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года.
Основные физические качества, формируемые на занятиях по легкой атлетике — выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и эргономичного выполнения сложных физических упражнений.
Занятия легкой атлетикой могут проводиться в любых условиях, в разное время под наблюдением тренера-преподавателя или по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.
Правила организации самостоятельных занятий легкой атлетикой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания. Также необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние спортивной одежды и обуви, знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека.
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, на таких занятиях являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены.
Рекомендуется полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух, водные процедуры.
В целях безопасности самостоятельные занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:
- бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
- в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
- при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
- во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега.
Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).
Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо выполнить следующие условия:
- тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;
- правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;
- проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;
- в жаркое время резиново-битумные и синтетические дорожки следует обрызгать водой, а зимой очистить;
- надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
- провести разминку.
Соблюдая несложные и необходимы правила при организации самостоятельных занятий, удастся избежать негативных последствий и травм, а значит повысить эффективность оздоровительного эффекта от легкоатлетических упражнений, то есть, приблизить к основной цели – совершенствование физической формы человека.
В ходе представленного ниже урока учащимися изучаются упражнения, необходимые для улучшения скоростно-силовых качеств, формируются навыки правильного выполнения таких упражнений для дальнейших тренировок как под наблюдением тренера, так и для самостоятельной работы.
Время проведения: 15.30 – 16.15
Место проведения: спортзал школы № 52
Возраст детей: 14-15 лет
Тема |
Развитие скоростно-силовых качеств. |
Тип урока |
Тренировочный Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков |
Цель урока |
Способствовать формированию умений и навыков учащихся развивать скоростно-силовые качества при помощи специальных упражнений |
Образовательные
|
- совершенствование техники бега; Спортивная составляющая: |
Метапредметные задачи
|
Способствовать |
Личностные задачи
|
Формировать |
Оборудование |
Спортивный зал, жгуты, барьеры, секундомер, гантели, резиновые коврики. |
Применяемые |
- здоровьесберегающие; |
Ход урока
|
Содержание урока |
Дозировка |
Методические указания |
Вводная |
Организационный момент Тренер: «Добиться высокой работоспособности организма – одна из задач, которую решает «круговая тренировка». Взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью и гибкостью на занятии круговой тренировки очень тесна. Для развития силы используются упражнения с малыми отягощениями. Для силовой выносливости применяется выполнение упражнений в среднем темпе с увеличением количества подходов. Быстрота развивается многократным повторением движений с максимальной скоростью. Гибкость – выполнение упражнений с большей амплитудой. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно.» |
||
Подготовительная часть |
|
10 мин |
|
|
Построение. Сообщение темы урока. |
1 мин |
Обратить внимание на форму учащихся, на технику безопасности во время выполнения упражнений с отягощениями и резиновыми жгутами. |
Разминка |
9 мин |
|
|
Равномерный бег |
3 мин |
Со сменой направления по команде, с поворотами на 360 |
|
Специальные легкоатлетические упражнения |
6 мин |
|
|
- бег с высоким подниманием колена |
2 раза |
Следить за положением туловища |
|
-бег приставным шагом |
2 раза |
Следить за постановкой стопы |
|
- бег на прямых ногах |
2 раза |
Следить за работой |
|
- захлест голени |
2 раза |
Следить за наклоном туловища |
|
Основная часть |
|
25 мин |
|
|
Развитие быстроты |
|
|
- работа с резиновыми жгутами в парах |
3х15 сек |
Сохранить быстрый темп, доносить колено до стены |
|
- ускорение |
4х25 м. |
На технику |
|
Развитие силы, специальной выносливости |
|
|
|
- перешагивание через барьеры левым и правым боком |
80-100 |
Соблюдать ритм между барьерами, интервал движения |
|
- перенос ноги через барьер |
2х50 раз |
Следить за частотой |
|
- подъем ноги с отягощением |
4х30 раз |
|
|
Развитие гибкости, пресс |
|
|
|
- упражнение на косые мышцы живота и мышцы спины |
2х30 сек. |
Не задерживать дыхание |
|
- наклоны (положение барьериста) |
8-10 раз |
Не сгибать колени |
|
- перекаты на спине |
8-10 раз |
В группировке |
|
- подъем рук и ног лежа на животе, прогнувшись (лодочка) |
2х30 сек. |
|
|
- заброс ног за голову |
10-15 раз |
Ноги выпрямлены |
|
- работа в парах на гибкость и растяжку |
2х10 раз |
|
|
Игра «Чай-чай, выручай» |
5 мин |
В игровой форме развиваются координация движений, скоростные качества, выносливость. |
|
Заключительная часть |
|
5 мин |
|
|
Упражнения на релаксацию |
2 мин |
Следить за дыханием |
Упражнения для глаз |
|
|
|
- движение глазными яблоками с закрытыми глазами |
8-10 раз |
|
|
- самомассаж. С закрытыми глазами делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30- сек. Отдых 10-15 сек. |
8-10 раз |
|
|
- с силой закрывать и открывать глаза. |
8-10 раз |
|
|
Построение, подведение итогов. |
1 мин |
|