Развитие скоростно-силовых качеств в учебно-тренировочной группе 4-го года обучения по легкой атлетике

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин.

Бег занимает наибольшую часть программы легкой атлетики и имеет четыре разновидности: гладкий бег, бег с препятствиями (искусственными и естественными), эстафетный бег. Это один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года.

Основные физические качества, формируемые на занятиях по легкой атлетике — выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и эргономичного выполнения сложных физических упражнений.

Занятия легкой атлетикой могут проводиться в любых условиях, в разное время под наблюдением тренера-преподавателя или по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.

Правила организации самостоятельных занятий легкой атлетикой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания. Также необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние спортивной одежды и обуви, знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека.

Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, на таких занятиях являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены.

Рекомендуется полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух, водные процедуры.

В целях безопасности самостоятельные занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;
  • в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;
  • при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;
  • во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега.

Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

  • тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;
  • правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;
  • проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;
  • в жаркое время резиново-битумные и синтетические дорожки следует обрызгать водой, а зимой очистить;
  • надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;
  • провести разминку.

Соблюдая несложные и необходимы правила при организации самостоятельных занятий, удастся избежать негативных последствий и травм, а значит повысить эффективность оздоровительного эффекта от легкоатлетических упражнений, то есть, приблизить к основной цели – совершенствование физической формы человека.

В ходе представленного ниже урока учащимися изучаются упражнения, необходимые для улучшения скоростно-силовых качеств, формируются навыки правильного выполнения таких упражнений для дальнейших тренировок как под наблюдением тренера, так и для самостоятельной работы.

Время проведения: 15.30 – 16.15
Место проведения: спортзал школы № 52
Возраст детей: 14-15 лет

Тема

Развитие скоростно-силовых качеств.

Тип урока

Тренировочный

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков

Цель урока

Способствовать формированию умений и навыков учащихся развивать скоростно-силовые качества при помощи специальных упражнений

Образовательные
задачи

 

 

- совершенствование техники бега;
- закрепление навыков выполнения специальных барьерных упражнений.

Спортивная составляющая:
- эффективность развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости);
-актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка их к восприятию материала.

Метапредметные задачи

 

Способствовать
- развитию внимания, памяти, мышления, воображения, познавательного интереса;
- формированию настойчивости и самостоятельности.

Личностные задачи

 

 

Формировать
- навыки культуры речевого общения;
- навыки культурного поведения;
- умение точно и качественно выполнять каждое задание;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- навыки бережного отношения к хозяйственным ресурсам.
Воспитывать
- доброжелательность, общительность, готовность сотрудничать;
- позитивное, дружеское общение в группе;
- воспитание чувства взаимопомощи, дисциплинированности;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование

Спортивный зал, жгуты, барьеры, секундомер, гантели, резиновые коврики.

Применяемые
технологии

- здоровьесберегающие;
- физического воспитания;
- игровые;
- уровневой дифференциации.

Ход урока

 

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Вводная
часть

Организационный момент
Настрой обучающихся на работу на уроке. Определение темы урока.

Тренер: «Добиться высокой работоспособности организма – одна из задач, которую решает «круговая тренировка». Взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью и гибкостью на занятии круговой тренировки очень тесна. Для развития силы используются упражнения с малыми отягощениями. Для силовой выносливости применяется выполнение упражнений в среднем темпе с увеличением количества подходов. Быстрота развивается многократным повторением движений с максимальной скоростью. Гибкость – выполнение упражнений с большей амплитудой. Систематическая работа над повышением гибкости позвоночного столба ведет к улучшению осанки, что особенно важно.»

Подготовительная часть

 

10 мин

 

 

Построение. Сообщение темы урока.

1 мин

Обратить внимание на форму учащихся, на технику безопасности во время выполнения упражнений с отягощениями и резиновыми жгутами.

Разминка

9 мин

 

Равномерный бег

3 мин

Со сменой направления по команде, с поворотами на 360

Специальные легкоатлетические упражнения

6 мин

 

- бег с высоким подниманием колена

2 раза

Следить за положением туловища

-бег приставным шагом

2 раза

Следить за постановкой стопы

- бег на прямых ногах

2 раза

Следить за работой

- захлест голени

2 раза

Следить за наклоном туловища

Основная часть

 

25 мин

 

 

Развитие быстроты

 

 

- работа с резиновыми жгутами в парах

3х15 сек

Сохранить быстрый темп, доносить колено до стены

- ускорение

4х25 м.

На технику

Развитие силы, специальной выносливости

 

 

- перешагивание через барьеры левым и правым боком

80-100
барьеров

Соблюдать ритм между барьерами, интервал движения

- перенос ноги через барьер

2х50 раз

Следить за частотой

- подъем ноги с отягощением

4х30 раз

 

Развитие гибкости, пресс

 

 

- упражнение на косые мышцы живота и мышцы спины

2х30 сек.

Не задерживать дыхание

- наклоны (положение барьериста)

8-10 раз

Не сгибать колени

- перекаты на спине

8-10 раз

В группировке

- подъем рук и ног лежа на животе, прогнувшись (лодочка)

2х30 сек.

 

- заброс ног за голову

10-15 раз

Ноги выпрямлены

- работа в парах на гибкость и растяжку

2х10 раз

 

Игра «Чай-чай, выручай»

5 мин

В игровой форме развиваются координация движений, скоростные качества, выносливость.

Заключительная часть

 

5 мин

 

 

Упражнения на релаксацию

2 мин

Следить за дыханием

Упражнения для глаз

 

 

- движение глазными яблоками с закрытыми глазами

8-10 раз

 

- самомассаж. С закрытыми глазами делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30- сек. Отдых 10-15 сек.

8-10 раз

 

- с силой закрывать и открывать глаза.

8-10 раз

 

Построение, подведение итогов.

1 мин