Цель: расширять знания детей о первоцветах.
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к миру растений;
- закреплять представления о первоцветах (ландыше, подснежнике, мать-и-мачехе);
- расширять кругозор;
- обогащать словарь (первоцветы, медоносы, нектар);
- развивать у воспитанников творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- использование образовательных технологий, электронные образовательные ресурсы ЭОР.
Материал и оборудование: ноутбук, картинки цветов: первоцветов, ландыша, мать-и-мачехи, подснежника, мольберт, клей, салфетки, цветная бумага.
Ход развлечения
Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад принесли письмо от Феи цветов детям группы «Светлячки» и спрашивает:
- Ребята, вы хотите узнать, о чем в нем говорится?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель читает письмо от Феи цветов: «Здравствуйте, дорогие дети! Я очень хочу с вами познакомиться и приглашаю вас к себе в гости, в свою сказочную страну цветов».
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в Королевство Цветов?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда приготовьтесь. В Королевство Цветов попасть легко, не надо ехать далеко. Закройте глаза и сделайте шаг. Откройте глаза и хлопните так (воспитатель надевает венок Феи цветов).
Фея цветов: Здравствуйте, дети! Я Фея цветов очень рада с вами познакомиться. На земле живет много людей, и все они хотят играть на цветущих полянах, дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы. Но с каждым годом делать это становится все сложнее и сложнее. Виной тому неправильное поведение людей. Если мы научимся беречь природу, не делать ей больно - она будет нас радовать долго-долго.
Хотите отправиться со мной в путешествие?
Дети: Да!
Фея цветов: Тогда садимся в сказочный поезд и отправляемся в гости к первоцветам, в Королевство Цветов. На нашем пути будет много остановок. Ну что-поехали!
Дети: Поехали! (идут по группе «паровозиком»).
Фея цветов: А вот и первая остановка - «Первоцветная».
Первоцветы – это многолетние растения, т.е. такие, которые много лет растут и цветут. Корешки, корневища и луковицы помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой (Показ презентации о первоцветах).
Фея цветов: Ну что дети едем дальше? (Дети движутся по группе, напевая песенку). А вот вторая остановка «Подснежниковая».
Подснежник - удивительный цветок, растет и развивается зимой, под теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. Холода он не боится, потому что в соке, его наполняющем, много сахара, а такие растворы во время небольших морозов не замерзают.
Логоритмика.
Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)
Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки лодочкой)
Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)
Дружно дают под землей корешки (раскрыть пальчики).
Фея цветов: поехали дальше, сейчас будет третья остановка – «Музыкальная», на ней мы выйдем и встретим весну.
Хоровод «Весну встречаем».
Фея цветов: Отдохнули? Тогда отправляемся дальше! А вот еще одна остановка, а как она называется, догадайтесь сами.
Воспитатель дает описание мать-и-мачехи, не упоминая название растения: «У этого растения одна сторона листа – мягкая, теплая, опушенная, ласковая, как мама, а другая – гладкая, холодная, как мачеха». Что же это за растение?
Дети: Это мать-и-мачеха!
Фея цветов: Правильно! Название этого растения мать-и-мачеха, растет оно на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчел, шмелей своим нектаром (сладким соком), они являются медоносами. У этого растения сначала появляются цветы, а потом листья. Это была четвертая остановка - «Мать-и-мачеха». ( Ребенок рассказывает стих Л. Дуниной).
Ребенок:
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.
Фея цветов: Ну что, едем дальше? А вот и остановка. Отгадаете-ка загадку: «Белые горошки на зеленой ножке».
Дети: Ландыш! (Ребенок рассказывает стих про цветок).
Фея цветов: Остановка «Ландышевая».
Ребенок:
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется - его за день,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем.
А вдруг
Услышим – я и ты?
Фея цветов: Верно, ребята, это ландыш. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После того, как цветы отцветут, образуются оранжево-красные ягоды. Эти ягоды собирать нельзя. Они – ядовиты. Ребята как вы думаете, можно уничтожать ядовитые растения? ( Нет!) Правильно, даже ядовитые растения нужно беречь!
Песня «Одуванчик, одуванчик».
Фея цветов: Продолжим наше путешествие?
Дети: Да!
Фея цветов: Итак, дети мы с вами отправляемся на последнюю станцию, которая называется - «Береги цветы».
На мольберте знак, изображающий букет цветов, перечеркнутый красной линией.
Фея цветов: Посмотрите, какой-то знак. Ребята как вы думаете, что он означает?
Дети: Нельзя рвать цветы!
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Фея цветов: Почему нельзя их рвать? Почему надо беречь первоцветы? (Первые медоносы; источники лекарственных средств, положительные эмоции). К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова из стихотворения звучат, словно наказ людям:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(Д.Родович)
А чтобы не рвать живые цветы, мы сейчас сделаем волшебные.
Разминка для пальчиков «Цветы».
Наши нежные цветки распускают лепестки (Поднять кисти рук вверх, пальчики собрать в щепоть, раскрыть пальчики),
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево и вправо),
Наши белые цветки закрывают лепестки (Собрать пальчики обеих рук в щепоть).
Тихо засыпают, головой качают (Плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть влево и вправо).
Оригами «Волшебные цветы».
Фея цветов: Ну вот, ребята, наше путешествие к первоцветам в Королевство цветов закончилось, вам пора возвращаться обратно. Сейчас я скажу волшебные слова, и вы снова окажетесь в своем детском саду: «Глазки все закрыли, покружились, в детском садике очутились». (Дети встают, закрывают глаза, кружатся, а Фея цветов снимает венок и «превращается» снова в воспитателя).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где вы были?
Дети: В гостях у первоцветов!
Воспитатель: Расскажите, ребята, на каких остановках вы сегодня побывали? Давайте вспомним их названия (проговаривают названия остановок). (Первоцветная, Подснежниковая, Музыкальная, Мать-и-мачеха, Ландышевая, Береги цветы).
Воспитатель: Молодцы ребята, я надеюсь, что вы будете беречь цветы и станете настоящими друзьями природы! А Фея цветов оставила для вас угощенье. Сейчас мы скажем гостям до свидания и вернемся в группу.