Цель: закрепить представление о древних городах, входящих в Золотое кольцо России (их названия и достопримечательности).
Задачи:
- систематизировать знания о древних городах России;
- привлечь интерес к истории нашей родины;
- способствовать в получении и применении новой информации во время квест-игры;
- развивать коммуникативные навыки, способность правильно формулировать мысли в процессе общения.
Оборудование:
- проектор, компьютер, экран;
- презентация «Золотое кольцо России»;
- план-карта «Золотое кольцо» с карточками-названиями городов;
- карточки с информацией у каждой группы;
- клей, фломастеры или цветные карандаши для оформления;
- музыкальное сопровождение.
Описание квест-игры
Слайд 2
Каждая команда получает маршрутный лист и задания к нему. По подсказкам в ходе игры командам предстоит угадать названия городов и расположить картинки в соответствии с номерами заданий. После выполнения всех заданий, команды проверяют точность выполнения, наклеивают картинки городов на карте «Золотого кольца», представляют работы своих команд. По окончанию игры дети получают «Сертификат путешественника».
Вступление
Одним из символов-образов России является известный почти во всём мире туристический маршрут «Золотое кольцо», которому в 2020 году исполняется 53 года. Автором идеи кольцевого маршрута по древнерусским городам и самого названия, стал московский журналист и писатель Юрий Александрович Бычков.
Туристический маршрут ведёт по старейшим русским городам, где сосредоточены великолепные историко-архитектурные памятники – гордость и слава нашего национального искусства.
Задание 1 (Плёс)
Слайд 3
1. Какой городок люди называют местом, где живёт много художников?
2. С именем какого известного русского художника связаны эти картины?
3. В этом городе открыт его дом-музей.
Задание 2 (Ярославль)
Слайд 4
1. В сказке Н.Сладкова есть лесная примета: если этот зверь перевернётся на другой бок, значит, солнце повернётся на лето.
Этого загадочного зверя пытались разбудить и Лось, и Белая Куропатка, и Белка, а смогла справиться только Мышка.
- О каком животном идёт речь? На гербе какого города данное животное?
2. Князь, который правил этим городом, имел прозвище Мудрый. При его правлении было построено много храмов, он грамотно вел внешнюю политику страны, занимался переводами книг на славянский язык.
3. В этом городе Фёдор Григорьевич Волков создал первый общедоступный театр.
Задание 3 (Владимир)
Слайд 5
1. Прочитайте.
При нём Русь целых 30 лет
От половцев не знала бед.
Княжеские распри устранил
И люд простой он защитил.
Как князя того звали-величали?
2. У основателя этого города было прозвище Красное Солнышко.
3. С именем этого князя связана главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия на Руси.
4. На берегу речки Клязьмы находится этот великий город.
Задание 4 (Кострома)
Слайд 6
1. Отгадайте загадку.
Дует ветер — я не дую.
Дует он — не дую я.
Но тогда, когда я дую,
Дует ветер от меня. (веер)
По легенде, императрица Екатерина Великая распорядилась перестроить улицы города в виде этого предмета.
2. Название реки имеет такое же название, что и город.
Задание 5 (Иваново)
Слайд 7
1. Этот город называют «Текстильной столицей России».
2. Прочитайте отрывок из поэмы.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
- Назовите поэта, именем которого названа главная площадь города.
Задание 6 (Углич)
Слайд 8
1. Название этого города произошло от слова «угол».
2. С этой птицей связано название самого известного часового завода.
Задание 7 (Сергиев Посад)
Слайд 9
1. В одной семье, один из 3-х сыновей Варфоломей, не мог освоить грамоту. Он часто просил Бога: «Господи! Дай же мне грамоту эту, научи и вразуми меня!»
Однажды в поисках убежавших жеребят на лугу, возле старого дуба, Варфоломей увидел старца, погруженного в молитвы. Отрок подождал, пока старец закончит молитву, и смиренно ему поклонился.
Старец долго расспрашивал юношу, возвёл глаза к небу и сотворил молитву. Потом достал из рукава кусок пшеничного хлеба и велел Варфоломею его съесть. И всё случилось по слову старца.
Варфоломей, получив знание как божественный дар, постиг разом всю книжную премудрость. В двадцать три года он принял монашеский постриг под именем Сергия.
Долгое время жил Сергий совсем один. Он не отказывал никому — ни старому, ни юному, ни богатому, ни нищему. К нему приходило всё больше людей. Так, со временем, в пустыне образовался монастырь. Сергий стал в нём игуменом.
Вспомните название монастыря и связанного с ним города.
2. В этом городе изготавливают куклы из дерева, возраст которых составляет более 100 лет.
Задание 8 (Переславль-Залесский)
Слайд 10
1. Этот город был основан князем, который изображён на гербе России.
2. На берегу озера Плещеево находится этот город.
Задание 9 (Суздаль)
Слайд 11
1. В этом городе 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.
2. Считают, что произошло от старославянского глагола "съзьдати" и обозначающее «слепленный из глины».
3. Разгадайте ребус.
- О каком материале идёт речь? С ним связаны постройки известного музея под открытым небом.
Задание 10 (Ростов Великий)
Слайд 12
1. «В червлёном поле серебряный олень с золотыми рогами, гривой и копытами.
Серебро в геральдике символизирует чистоту, мудрость, благородство. Золото - символизирует прочность, величие, богатство. Червлёный (красный) цвет - символизирует мужество, самоотверженность.»
Какому городу принадлежит этот герб?
2. Посмотрите на картинки. Как называется промысел, которым прославился этот город?
Подведение итогов
- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.
- Со всеми заданиями вы справились. Слайд 13
- Посмотрите ещё раз на карту-схему (Слайд 14). В каком городе вы бы хотели побывать в первую очередь и приклейте картинку человечка-путешественника рядом с его названием.
- Мы побывали только в некоторых городах Золотого кольца. Многие маршруты включают и другие города Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Ивановской областей, всего их более 20-ти. С ними вы можете познакомиться самостоятельно. Слайд 15
- Благодарю всех за активную работу на уроке. Слайд 16