Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Разделы: Начальная школа


Презентация. Слайд 2

Одним из компонентов воспитательного процесса в образовательном учреждении  является внеурочная деятельность. Для 1 класса мною была разработана программа внеурочной деятельности «Развивайка». В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих ребят способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой и познавательной деятельности, развивают способности детей. Программа построена так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, навыки ручной умелости, развивать свою речь, умение общаться.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика я использую в своей работе проектную деятельность, тем самым вовлекая детей в активный познавательный процесс.  Известно, что познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Постоянно проявляемая активность со стороны ученика – его естественное состояние.

Слайд 3

Проектная деятельность в начальной школе – это одно из важных направлений современных педагогических технологий. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения можно  назвать «Введение в проектную деятельность».

Слайд 4

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

1. «Исходи из ребёнка» – проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Проект - это «пять П»

1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация

Во внеурочной работе чаще всего использую:

  • Монопроекты (литературно-творческие, экологические);
  • Межпредметные проекты.

По классификации использую:

  • мини-проекты (1 урок или менее, продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы);
  • краткосрочные проекты (4-6 уроков, работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома)
  • недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, 30-40 часов.

Слайд 5

Работу школьников по  проектной деятельности  начинаю проводить с первого класса,  включаю задания, где надо анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. У первоклассников формируются такие умения, как: «выбрать тему», «как собрать материал», «как выбрать нужную информацию».

Самые первые проекты в первом классе – это мини (продолжительностью 1 урок или менее 20 минут (10 мин на подготовку, по 2 мин на презентацию каждой группы)).

Мини-проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в первом классе. Они могут быть как групповые, так и индивидуальные, чаще групповые. Работая над ними, учащиеся учатся подбирать загадки, иллюстрации, учатся  работать в парах.

Слайд 6

Этапы работы над мини-проектом:

1. Мотивационный.
2. Планирующий.
3. Информационно-операционный.
4. Рефлексивно-оценочный.
Для оценивания мини-проектов использую следующие критерии:
1. Выполнение принятых этапов, законченность.
2. Качество изделия, его оригинальность.
3. Полнота раскрытия темы проекта.
4. Презентация проекта.

Слайд 7

Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.

Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Слайд 8

В третьем и четвёртом классах ведётся работа по дальнейшему совершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Свои проекты ребята представляют в форме стенгазет, плакатов, журналов, писем, постановок, игр и переходят на виды презентаций проектов:

Слайд 9

1. Демонстрация продукта.
2. Инсценировка-диалог литературных героев.
3. Игра с классом.
4. Ролевая игра.
5. Соревнование.

Проекты, представленные  учениками младших классов, не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но они отвечают возрастным особенностям детей и являются для них полноценными  проектами.

Слайд 10–17

Таким образом, проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов развивает мотивацию личности к познанию,   творческую активность обучающихся, формирует у них навык «всегда быть успешным», развивает ключевые компетентности младших школьников, готовит их к реальным условиям жизнедеятельности.

Слайд 18

Реализация проекта. Открытие Мастерской.

Сегодня мы откроем мастерскую  по проектной деятельности на тему: «Ох уж эти сказки!»

В чем проблема, почему мы взяли эту тему?  В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, дети выражают свои мысли односложно, имеют скудный словарный запас. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.  Наш проект литературно-творческий. Таким образом, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук и развития речи актуальной.

Причины.

  • Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.
  • Учащиеся мало знакомы с литературными произведениями.
  • Недостаточно времени уделяется объяснению того, что сказки полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.
  • Преобладание в жизни детей  компьютера над творчеством.

Какие задачи решает проект:

  • Познавательные: расширить литературоведческие знания обучающихся;
  • Воспитательные:воспитывать  уважительное отношение к участникам группы, интерес к чтению и творчеству;
  • Развивающие: развивать коммуникативную компетентность, ручную умелость.

Слайд 19

Практическая работа

С участниками мастер-класса мы попробуем, используя алгоритм, построить модель внеурочной проектной деятельности. Слайд 20

1. Введение в проблему.
Какие проекты можно сделать в наших условиях?

  • стенгазету (информационный проект) творческий
  • книжку-раскладушку (информационный) творческий
  • коллаж (информационный) творческий
  • живой диафильм или инсценировка (творческий)

2. Деление на группы. Задания группам

3. Составление плана проектов.
4. Работа над проектом
5. Выступления групп.  Защита.

Слайд 21

А сейчас проведём «Рефлексию».

Рефлексия «Дерево успеха».

  • зелёный лист – было легко и интересно;
  • жёлтый лист – было трудно, но интересно;
  • красный лист – было трудно и не интересно.

Попрошу участников мастер-класса выбрать лист и прикрепить его к «Дереву успеха».

Спасибо за внимание!