Класс: 6 класс
Предмет: Технология
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений с выполнением практической работы (итоговый урок).
Цель урока:
- развитие творческого образного мышления через применение на практике простейших приёмов росписи «Семикаракорской керамики»;
- развитие творческого образного мышления через осознание стилевых особенностей узоров cемикаракорской керамики;
- развитие представлений учащихся о традиционных орнаментах и цветосочетаниях cемикаракорской керамики, как одной из ярких явлений
- народной художественной культуры Донской земли.
Задачи урока:
- Обучения:
- Расширить кругозор учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как cемикаракорская керамика.
- Развития:
- Исследовать палитру ремёсел Донского края;
- Развивать наглядно образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
- Воспитания:
- Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость.
Метод: продуктивный;
Форма: индивидуально-групповая;
Интеграция: изобразительное искусство;
Профессиональное самоопределение: художник-декоратор, дизайнер;
Средства обучения:
- Наглядные:
- образцы декоративных тарелок;
- презентация «Палитра ремёсел Донского края». <Приложение 1>
- Учебные:
- Тетрадь, заготовка «декоративная тарелочка», беличьи или колонковые (тонкие и широкие) кисти, краски.
План урока (2 ч)
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)
Цель этапа: Открытие на общение. Создание эмоциональной комфортности, доверительности и готовности сотрудничать.
2 этап. Актуализация знаний и умений (10 мин)
Цель этапа: Выявление субъектного опыта учащихся, систематизация обретённых знаний; стимулировать развитие образного мышления.
3 этап. Вступительная часть. Введение (5 мин)
Цель этапа: Самостоятельное определение темы обучающимися, умение принимать и сохранять учебную цель. Понимать смысл целеполагания и логику поэтапного достижения цели.
4 этап. Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: Творческое пробуждение (5 мин)
5 этап. Инф.часть. (15 мин)
Цель этапа: Расширение кругозора учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как cемикаракорская керамика.
6 этап. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемное задание). Практическая работа (35 минут)
Цель этапа: Целедостижение. Творческое применение и систематизация знаний, полученных на прошлых уроках. Обучение навыкам сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Развитие творческого отношения к работе.
7 этап. Рефлексия. (5 мин)
Цель этапа: осмысление процесса и результата деятельности.
8. Дом. задание по выбору. (3 мин)
9. Эмоциональное завершение урока. (2 мин)
Технологическая карта изучения темы урока представлена в Приложении 2.
Ход урока
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. <Приложение 1> (Слайд №1).
«Мир полон прекрасного, природа им переполнена, и человек просто
не в состоянии остаться лишь безучастным созерцателем.
Вдохновлённый, и он превращается в творца».
В.А.Сухомлинский
2. Актуализация знаний обучающихся. <Приложение 1> (Слайды №2,3).
Давайте вспомним и проанализируем:
- Какие виды изобразительных искусств Вы знаете?
- Какие виды ДПИ вы знаете?
- Какие виды ДПИ были развиты в нашем родном, Донском крае?
- Что такое орнамент?
3. Вступительная часть. Введение.
Русская народная пословица гласит: «Не учись безделью, а учись рукоделью» <Приложение 1> (Слайд №1), и именно так звучит творческая тема нашего урока. Прекрасен Донской край, в котором мы живём, своей удивительной культурой, однако время неумолимо уносит память поколений, размывает традиции, трепетно создаваемые столетиями. Человечество в 21 веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления. С целью познать себя, свою культуру, при изучении раздела «Художественные ремёсла» я предлагаю учащимся изучать палитру ремёсел Донского края.
Исследуя палитру ремёсел Донского края, меня очень заинтересовала cемикаракорская керамика – как один из ярких явлений ДПИ на Дону, которую сегодня всё чаще называют «донской фаянс». И сегодня на уроке я предлагаю вместе со мной совершить маленькое путешествие по традиционным видам декоративно-прикладного творчества и народных промыслов на Дону <Приложение 1> (Слайды №4-7) , провести сравнительный анализ узоров cемикаракорской керамики с такими монументальными видами росписи Руси и России: как Гжель, Хохлома, Жостово. <Приложение 1> (Слайды № 8,9), проанализировать цветовую гамму cемикаракорской (Солнечной) керамики <Приложение 1> (Слайды № 10). А в ходе выполнения практической части урока, предлагаю расписать декоративную тарелочку в стилевом живописном направлении - cемикаракорской живописной технике и тем самым украсить интерьер своей кухни. Именно созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно и поучаствовать в приумножении красоты!
4. Создание проблемной ситуации.
Вам нужно украсить интерьер кухни? Сделать подарок для родных и близких на день рожденья своими руками? Не ограничивайте свою фантазию!
Познайте себя, свою культуру - многоцветье Донского края – «Семикаракорскую керамику». Изучите стилевые особенности узоров cемикаракорской керамики и создайте свой маленький шедевр! А теперь берите краски, кисти – творите… Просто и со вкусом. Гораздо проще, чем называется. Как говорится, «Глаза боятся, а руки делают». Творческое пробуждение. <Приложение 1> (Слайды № 11, 12).
5.> Информационная часть.
На Дону издавна были развиты такие виды ДПИ, как:
- Лоскутное шитьё
- Вязание крючком
- Вышивка
- Семикаракорская керамика <Приложение 1> (Слайды № 4-7).
Исследуя палитру ремёсел Донского края, меня очень заинтересовала cемикаракорская керамика - как один из ярких явлений ДПИ на Дону, которую сегодня все чаще называют «Донской фаянс». О cемикаракорской художественной керамике я решила рассказать Вам, потому что история этого художественного промысла достаточно уникальна своим свежим происхождением и довольно интересными результатами, когда за художественными керамическими работами, в сути, нового предприятия гоняются коллекционеры, что свидетельствует об их высоких художественных свойствах. Нужно отметить, что многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь ещё с дохристианских времён стихийно возникали кустарные гончарные мастерские.
В начале 70-х голов прошлого века на месте кустарной гончарной мастерской с примитивным гончарным кругом была построена керамическая мастерская. Здесь была разработана и внедрена технология литьевого способа изготовления майоликовых изделий с рельефами местной тематики. Только в 1972 году директор предприятия Николай Cергеевич Арабский решил попробовать выпускать на производстве белые фаянсовые изделия с росписью. А уже в 1974 году, то есть, всего два года спустя, cемикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.
История предприятия наглядно демонстрирует роль личности в общественно значимых событиях, когда происходит движение от обыденности к творчеству, вносящее вклад в общемировую историю культуры и искусства.
Народный промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю, пропитанные символизмом донского казачества — духом свободы, веселья, звонкости жизни и героике защитников русских границ. Все это прослеживается в живописи мастеров промысла. Яркие цветочные орнаменты, буйство красок, иногда избыточная мощность цвета, напоминающая о казачьем темпераменте и бескомпромиссности казачьей натуры. Художественный стиль cемикаракорского промысла был сформирован при участии искусствоведов МНИИ художественной промышленности. Над разработкой орнаментов и композиций работали многие известные советские художники. Если провести маленькое творческое исследование - сравнительный анализ узоров cемикаракорской керамики с такими монументальными видами росписи Руси и России: как Гжель, Хохлома, Жостово, то можно сказать, что сюжеты семикаракорской керамики схожи с гжельскими — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок. <Приложение 1> (Слайды№ 11, 12).
Прежде чем перейти непосредственно к украшению - росписи декоративной тарелочки, необходимо изготовить декоративную тарелочку, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. Сейчас каждый из нас её найдет, и мы приступим к декорированию.
Примечание: Учитель демонстрирует и анализирует совместно с учащимися таблицу «Сравнительный анализ узоров росписи Гжель, Хохлома, Жостово, Семикаракорская керамика». Озарение, Восхождение. <Приложение 1> (Слайд №10)
6. Практическая работа (по выбору учащихся)
6.1. Восхождение и Воспроизведение выбранного художественного образа в своём узоре, в своём маленьком шедевре. Каждая учащаяся выбирает тот узор, то сочетание цветов, по – своему настроению, по своему вкусу, учитывая стилевые и цветовые особенности «Семикаракорской керамики». Учащиеся на практике осваивают простейшие приёмы рисования узоров «Семикаракорской керамики».
I этап. Прорисовка солнечных цветов. Берём беличью или колонковую кисть с широким ворсом и свободными лёгкими мазками рисуем лепестки, бутоны, цветы. А потом берём тонкую-тонкую кисточку (№ 1) и краской белого или чёрного цвета проводим тонкие веточки, изображаем почки, сеточку, завитки. Посмотрим на рисунки художника <Приложение 1> (Слайд № 13) и дополним свою композицию.
II этап. Прорисовка летних мотивов. Учитель демонстрирует примеры <Приложение 1> (Слайд № 14), а учащиеся пытаются угадать, что же нарисовано на этой страничке. Вот две вишенки на длинных черешках с листиком, а вот кисти смородины. Вот пышный цветок, очень похож на пион, только сказочный – лепестки у него разного цвета. А вот укроп, а рядом с ним спелый помидор. Посмотрим на рисунки художника и дополним свою композицию. <Приложение 1> (Слайды № 13).
III этап. Прорисовка декоративных листиков и бутонов. Учитель демонстрирует примеры <Приложение 1> (Слайд № 15), а учащиеся подбирают нежные, но яркие и солнечные цвета - салатовый, розово-сиреневый, персиковый, морковный. Для этого смешиваем гуашевые краски на палитре или в пластиковых крышках. И рисуем свободными мазками листочки, лепестки, бутоны, веточки. Посмотрим на рисунки художника, проявим свою творческую фантазию и дополним свою композицию.
IV этап. Прорисовка солнышек-подсолнышек. Учитель демонстрирует примеры
<Приложение 1> (Слайд № 16). Учитель демонстрирует примеры. А теперь рассмотрим, что же нарисовано на этой страничке? Ягодки спелой клубники, два грибка-боровика. Посмотрите, как необычно нарисованы яблоко и груша: будто это не целые плоды, а половинки, даже семечки видно. А какие подсолнухи! Нарисуем? Посмотрим на рисунки художника, проявим свою творческую фантазию и дополним свою композицию. Демонстрация готовых изделий, их творческое представление в течение 3 мин. В итоге каждая учащаяся может проявить фантазию и дать название своим маленьким шедеврам в зависимости от переданного ими художественного образа изделия.
6.2. Я – творец. Практические действия по варьированию цветовой гаммы и освоению более сложных элементов росписи «Семикаракорской керамики». Проявление творческой фантазии и достижение самой высокой ступеньки творческого познания своего «Я», «Я - творец!». <Приложение 1> (Слайд № 17 Слайд № 18).
В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника-декоратора. Предлагаю вам искать творческие идеи для украшения одежды и интерьера. И мне очень хочется надеяться, что предлагаемые мною новейшие дизайнерские идеи, сделанные своими руками, принесут удовольствие вам и вашим родным и близким! <Приложение 1> (Слайд № 19).
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что вы сегодня «кладёте» на рабочий стол? (составьте 5 предложений, отражающих тему)
- Было интересно…..
- Я поняла, что…….
- Я научилась…..
- Теперь я могу…….
- Меня удивило…….
Выставка работ обучающихся. В процессе выставки творческих работ обучающиеся анализирую свой творческий процесс и отвечают на вопросы:
- Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни?
- За что Вам хотелось бы себя похвалить?
8. Домашнее задание по выбору обучающихся.
- Завершить процесс изготовления декоративных тарелочек, незаконченных на уроке;
- Самостоятельно расширять коллекцию узоров «Семикаракорской керамики»;
- Придумать собственные узоры, сочетая традиционные элементы росписи.
9. Эмоциональное завершение урока.
В итоге дети составляют на память учителю из заготовленных шаблонов цветочек настроения урока.