Волшебный мир cемикаракорской керамики

Разделы: Технология


Класс: 6 класс

Предмет: Технология

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений с выполнением практической работы (итоговый урок).

Цель урока:

  • развитие творческого образного мышления через применение на практике простейших приёмов росписи «Семикаракорской керамики»;
  • развитие творческого образного мышления через осознание стилевых особенностей узоров cемикаракорской керамики;
  • развитие представлений учащихся о традиционных орнаментах и цветосочетаниях cемикаракорской керамики, как одной из ярких явлений
  • народной художественной культуры Донской земли.

Задачи урока:

  • Обучения:
    • Расширить кругозор учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как cемикаракорская керамика.
  • Развития:
    • Исследовать палитру ремёсел Донского края;
    • Развивать наглядно образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
  • Воспитания:
    • Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость.

Метод: продуктивный;

Форма: индивидуально-групповая;

Интеграция: изобразительное искусство;

Профессиональное самоопределение: художник-декоратор, дизайнер;

Средства обучения:

  • Наглядные:
    • образцы декоративных тарелок;
    • презентация «Палитра ремёсел Донского края». <Приложение 1>
  • Учебные:
    • Тетрадь, заготовка «декоративная тарелочка», беличьи или колонковые (тонкие и широкие) кисти, краски.

План урока (2 ч)

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся (2 мин)

Цель этапа: Открытие на общение. Создание эмоциональной комфортности, доверительности и готовности сотрудничать.

2 этап. Актуализация знаний и умений (10 мин)

Цель этапа: Выявление субъектного опыта учащихся, систематизация обретённых знаний; стимулировать развитие образного мышления.

3 этап. Вступительная часть. Введение (5 мин)

Цель этапа: Самостоятельное определение темы обучающимися, умение принимать и сохранять учебную цель. Понимать смысл целеполагания и логику поэтапного достижения цели.

4 этап. Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: Творческое пробуждение (5 мин)

5 этап. Инф.часть. (15 мин)

Цель этапа: Расширение кругозора учащихся в процессе изучения такого вида прикладного творчества на Дону, как cемикаракорская керамика.

6 этап. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемное задание). Практическая работа (35 минут)

Цель этапа: Целедостижение. Творческое применение и систематизация знаний, полученных на прошлых уроках. Обучение навыкам сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Развитие творческого отношения к работе.

7 этап. Рефлексия. (5 мин)

Цель этапа: осмысление процесса и результата деятельности.

8. Дом. задание по выбору. (3 мин)

9. Эмоциональное завершение урока. (2 мин)

Технологическая карта изучения темы урока представлена в Приложении 2.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. <Приложение 1> (Слайд №1).

«Мир полон прекрасного, природа им переполнена, и человек просто
не в состоянии остаться лишь безучастным созерцателем.
Вдохновлённый, и он превращается в творца».

В.А.Сухомлинский

2. Актуализация знаний обучающихся. <Приложение 1> (Слайды №2,3).

Давайте вспомним и проанализируем:

  1. Какие виды изобразительных искусств Вы знаете?
  2. Какие виды ДПИ вы знаете?
  3. Какие виды ДПИ были развиты в нашем родном, Донском крае?
  4. Что такое орнамент?

3. Вступительная часть. Введение.

Русская народная пословица гласит: «Не учись безделью, а учись рукоделью» <Приложение 1> (Слайд №1), и именно так звучит творческая тема нашего урока. Прекрасен Донской край, в котором мы живём, своей удивительной культурой, однако время неумолимо уносит память поколений, размывает традиции, трепетно создаваемые столетиями. Человечество в 21 веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления. С целью познать себя, свою культуру, при изучении раздела «Художественные ремёсла» я предлагаю учащимся изучать палитру ремёсел Донского края.

Исследуя палитру ремёсел Донского края, меня очень заинтересовала cемикаракорская керамика – как один из ярких явлений ДПИ на Дону, которую сегодня всё чаще называют «донской фаянс». И сегодня на уроке я предлагаю вместе со мной совершить маленькое путешествие по традиционным видам декоративно-прикладного творчества и народных промыслов на Дону <Приложение 1> (Слайды №4-7) , провести сравнительный анализ узоров cемикаракорской керамики с такими монументальными видами росписи Руси и России: как Гжель, Хохлома, Жостово. <Приложение 1> (Слайды № 8,9), проанализировать цветовую гамму cемикаракорской (Солнечной) керамики <Приложение 1> (Слайды № 10). А в ходе выполнения практической части урока, предлагаю расписать декоративную тарелочку в стилевом живописном направлении - cемикаракорской живописной технике и тем самым украсить интерьер своей кухни. Именно созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Так что трудно удержаться от желания создать хоть один маленький шедевр самостоятельно и поучаствовать в приумножении красоты!

4. Создание проблемной ситуации.

Вам нужно украсить интерьер кухни? Сделать подарок для родных и близких на день рожденья своими руками? Не ограничивайте свою фантазию!

Познайте себя, свою культуру - многоцветье Донского края – «Семикаракорскую керамику». Изучите стилевые особенности узоров cемикаракорской керамики и создайте свой маленький шедевр! А теперь берите краски, кисти – творите… Просто и со вкусом. Гораздо проще, чем называется. Как говорится, «Глаза боятся, а руки делают». Творческое пробуждение. <Приложение 1> (Слайды № 11, 12).

5.> Информационная часть.

На Дону издавна были развиты такие виды ДПИ, как:

  • Лоскутное шитьё
  • Вязание крючком
  • Вышивка
  • Семикаракорская керамика <Приложение 1> (Слайды № 4-7).

Исследуя палитру ремёсел Донского края, меня очень заинтересовала cемикаракорская керамика - как один из ярких явлений ДПИ на Дону, которую сегодня все чаще называют «Донской фаянс». О cемикаракорской художественной керамике я решила рассказать Вам, потому что история этого художественного промысла достаточно уникальна своим свежим происхождением и довольно интересными результатами, когда за художественными керамическими работами, в сути, нового предприятия гоняются коллекционеры, что свидетельствует об их высоких художественных свойствах. Нужно отметить, что многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь ещё с дохристианских времён стихийно возникали кустарные гончарные мастерские.

В начале 70-х голов прошлого века на месте кустарной гончарной мастерской с примитивным гончарным кругом была построена керамическая мастерская. Здесь была разработана и внедрена технология литьевого способа изготовления майоликовых изделий с рельефами местной тематики. Только в 1972 году директор предприятия Николай Cергеевич Арабский решил попробовать выпускать на производстве белые фаянсовые изделия с росписью. А уже в 1974 году, то есть, всего два года спустя, cемикаракорский фаянс был признан имеющим художественную ценность и отнесен к категории изделий народных художественных промыслов.

История предприятия наглядно демонстрирует роль личности в общественно значимых событиях, когда происходит движение от обыденности к творчеству, вносящее вклад в общемировую историю культуры и искусства.

Народный промысел имеет живописные традиции, нисходящие в историю, пропитанные символизмом донского казачества — духом свободы, веселья, звонкости жизни и героике защитников русских границ. Все это прослеживается в живописи мастеров промысла. Яркие цветочные орнаменты, буйство красок, иногда избыточная мощность цвета, напоминающая о казачьем темпераменте и бескомпромиссности казачьей натуры. Художественный стиль cемикаракорского промысла был сформирован при участии искусствоведов МНИИ художественной промышленности. Над разработкой орнаментов и композиций работали многие известные советские художники. Если провести маленькое творческое исследование - сравнительный анализ узоров cемикаракорской керамики с такими монументальными видами росписи Руси и России: как Гжель, Хохлома, Жостово, то можно сказать, что сюжеты семикаракорской керамики схожи с гжельскими — это разнообразные цветочные орнаменты с акцентом на крупном цветке, но и не только. Здесь и изображения растений донской степи, и различные бытовые сюжеты из казачьего фольклора, в стиле русских лубочных картинок. <Приложение 1> (Слайды№ 11, 12).

Прежде чем перейти непосредственно к украшению - росписи декоративной тарелочки, необходимо изготовить декоративную тарелочку, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. Сейчас каждый из нас её найдет, и мы приступим к декорированию.

Примечание: Учитель демонстрирует и анализирует совместно с учащимися таблицу «Сравнительный анализ узоров росписи Гжель, Хохлома, Жостово, Семикаракорская керамика». Озарение, Восхождение. <Приложение 1> (Слайд №10)

6. Практическая работа (по выбору учащихся)

6.1. Восхождение и Воспроизведение выбранного художественного образа в своём узоре, в своём маленьком шедевре. Каждая учащаяся выбирает тот узор, то сочетание цветов, по – своему настроению, по своему вкусу, учитывая стилевые и цветовые особенности «Семикаракорской керамики». Учащиеся на практике осваивают простейшие приёмы рисования узоров «Семикаракорской керамики».

I этап. Прорисовка солнечных цветов. Берём беличью или колонковую кисть с широким ворсом и свободными лёгкими мазками рисуем лепестки, бутоны, цветы. А потом берём тонкую-тонкую кисточку (№ 1) и краской белого или чёрного цвета проводим тонкие веточки, изображаем почки, сеточку, завитки. Посмотрим на рисунки художника <Приложение 1> (Слайд № 13) и дополним свою композицию.

II этап. Прорисовка летних мотивов. Учитель демонстрирует примеры <Приложение 1> (Слайд № 14), а учащиеся пытаются угадать, что же нарисовано на этой страничке. Вот две вишенки на длинных черешках с листиком, а вот кисти смородины. Вот пышный цветок, очень похож на пион, только сказочный – лепестки у него разного цвета. А вот укроп, а рядом с ним спелый помидор. Посмотрим на рисунки художника и дополним свою композицию. <Приложение 1> (Слайды № 13).

III этап. Прорисовка декоративных листиков и бутонов. Учитель демонстрирует примеры <Приложение 1> (Слайд № 15), а учащиеся подбирают нежные, но яркие и солнечные цвета - салатовый, розово-сиреневый, персиковый, морковный. Для этого смешиваем гуашевые краски на палитре или в пластиковых крышках. И рисуем свободными мазками листочки, лепестки, бутоны, веточки. Посмотрим на рисунки художника, проявим свою творческую фантазию и дополним свою композицию.

IV этап. Прорисовка солнышек-подсолнышек. Учитель демонстрирует примеры

<Приложение 1> (Слайд № 16). Учитель демонстрирует примеры. А теперь рассмотрим, что же нарисовано на этой страничке? Ягодки спелой клубники, два грибка-боровика. Посмотрите, как необычно нарисованы яблоко и груша: будто это не целые плоды, а половинки, даже семечки видно. А какие подсолнухи! Нарисуем? Посмотрим на рисунки художника, проявим свою творческую фантазию и дополним свою композицию. Демонстрация готовых изделий, их творческое представление в течение 3 мин. В итоге каждая учащаяся может проявить фантазию и дать название своим маленьким шедеврам в зависимости от переданного ими художественного образа изделия.

6.2. Я – творец. Практические действия по варьированию цветовой гаммы и освоению более сложных элементов росписи «Семикаракорской керамики». Проявление творческой фантазии и достижение самой высокой ступеньки творческого познания своего «Я», «Я - творец!». <Приложение 1> (Слайд № 17 Слайд № 18).

В завершение нашего урока, хочу вам пожелать в повседневной жизни успешно сочетать изученные компетенции, а именно компетенции художника-декоратора. Предлагаю вам искать творческие идеи для украшения одежды и интерьера. И мне очень хочется надеяться, что предлагаемые мною новейшие дизайнерские идеи, сделанные своими руками, принесут удовольствие вам и вашим родным и близким! <Приложение 1> (Слайд № 19).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Что вы сегодня «кладёте» на рабочий стол? (составьте 5 предложений, отражающих тему)

  1. Было интересно…..
  2. Я поняла, что…….
  3. Я научилась…..
  4. Теперь я могу…….
  5. Меня удивило…….

Выставка работ обучающихся. В процессе выставки творческих работ обучающиеся анализирую свой творческий процесс и отвечают на вопросы:

  1. Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни?
  2. За что Вам хотелось бы себя похвалить?

8. Домашнее задание по выбору обучающихся.

  1. Завершить процесс изготовления декоративных тарелочек, незаконченных на уроке;
  2. Самостоятельно расширять коллекцию узоров «Семикаракорской керамики»;
  3. Придумать собственные узоры, сочетая традиционные элементы росписи.

9. Эмоциональное завершение урока.

В итоге дети составляют на память учителю из заготовленных шаблонов цветочек настроения урока.