Критерии оценивания интернет-ресурсов для учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Значительное внимание в исследованиях последних лет, посвященных вопросам информатизации образования, уделяется возможностям использования сети Интернет в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена, с одной стороны, развитием сетевой инфраструктуры и технологий Интернета, повышением их доступности и массовости использования, а с другой поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости [1].

Образовательные возможности сети Интернет в первую очередь видятся в широком доступе к информации. Сетевые ресурсы способны значительно дополнить перечень тех материалов, которые учитель и учащиеся могут использовать для обучения и самоподготовки.
Работа учащихся в Интернет охватывает различные виды деятельности:

  • самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
  • самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидацию пробелов, подготовку к экзаменам;
  • учебную деятельность под руководством удаленного учителя  в курсе дистанционного обучения;
  • общение в сети (устное или текстовое) с разными целями и в  разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и разным языковым группам [2].

Каждый из этих видов деятельности имеет свою специфику. Наиболее востребованной оказывается работа с информацией.

Любой, кто хоть раз попробовал войти в глобальную сеть Интернет, успел убедиться, что это океан информации, в котором очень легко утонуть. Там можно найти все, что вас интересует: сведения о погоде в любой части света, расписание железных дорог, аэрофлота, условия бизнеса в любой стране мире, текущие политические события. В сфере образования также есть, чем воспользоваться. Но, как всегда это бывает, важно определить, где, при решении каких дидактических задач услуги, предоставляемые Интернет, и его ресурсы могут быть максимально эффективно использованы в учебном процессе.

Разумеется, специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией, в том числе и физика.
В результате изучения физики ученик должен уметь проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем) [3].

Материалы информационных интернет-ресурсов могут использоваться:

  • для самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;
  • для  самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • для работы учащихся на элективных курсах и факультативных занятиях;
  • для самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

При самостоятельном изучении нового материала на уроке от учеников требуется развитие специальных умений, включая умения наблюдать, распознавать и критически анализировать материал.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задания для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме, а также сообщить требования (критерии) отбора информации [4].

На настоящий момент не существует единых требований, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность приобретают знания критерий оценивания информации учениками [см. таблица №1].

Таблица 1. Критерии оценивания интернет-ресурсов для учащихся

Кто является автором данного сайта?

Насколько авторитетны разработчик или группы разработчиков данного сайта?

Насколько разработчики владеют информацией по данной проблеме?

Когда сайт был разработан?

Когда сайт был опубликован?

Когда выполнялось последнее обновление сайта?

Насколько свежими являются ссылки?

Насколько надёжны ссылки? Есть ли неработающие ссылки?

Есть ли контактная информация для связи с разработчиком сайта?

Как выглядит графический дизайн сайта?

Насколько иконки выражают содержание?

Соответствует ли написание текста правилам правописания и грамматики?

Присутствует ли творческий элемент в создании сайта?

Насколько этот сайт используем?

Имеются ли прямые ссылки на поисковые системы?

Не перенасыщен ли сайт мультимедийными ресурсами?

Содержание сайта

Для кого предназначен данный сайт?

Какова цель интернет-страницы? Какую информацию она содержит?

Насколько полна и достоверна информация на сайте?
Какова ценность данного источника в сравнении с другими источниками по данной теме?

Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по данной теме?

Какова дата создания сайта и дата создания документов?

Насколько полно информация на сайте освещает обсуждаемый вопрос?

Каков критерий отбора ссылок на другие интернет-ресурсы, представленные на сайте?

Позволяет ли информация сайтов, на которые выводят ссылки, создать целостное впечатление по изучаемому вопросу?

Какая дополнительная информация содержится в интернет-ресурсах – ссылках на данном сайте?

Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам?

Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте?

В чем ценность информации данного сайта?

Источник и данные
Структура сайта

Как мы видим, использование данного перечня при оценке интернет-ресурсов позволит обратить внимание учащихся на следующее: источник информации, полноту и достоверность информации, новизну материала, информационную ценность, альтернативные источники (в том числе и печатные), мультимедийные возможности, дизайн сайта, посещаемость и прочее. Всё это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования.

Использование этого или подобного перечня критерий оцевания интернет-ресурсов в обучении физики позволит учащимся сформировать навыки работы с интернет-ресурсами.

Литература.

  1. Сергеев, А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета / А.Н. Сергеев// Научно-теоретический журнал Российской академии образования Педагогика. Вып.5.: [материалы]/-  2009.-  С. 36-41.
  2. Полат, Е.С., Моисеева, М.В., Петров А.Е.,  Господарик, Ю.П.,  Ланин, Б.А., Бухаркина, М.Ю., Куклина, Т.В. Интернет в гуманитарном образовании / Е.С. Полат,  М.В. Моисеева,  А.Е.  Петров, Ю.П. Господарик,  Б.А.  Ланин,  М.Ю.  Бухаркина, Т.В. Куклина / Под общ. ред. Е.С. Полат.- Москва: Владос, 2001.- С. 74-82.
  3. Министерство образования Российской Федерации. Образовательный стандарт основного общего образования по физике, Москва, 2004.- http://window.edu.ru
  4. Снегурова, В.И. Использование дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей–предметников / В.И.  Снегурова //  Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2007.- 32.