Значительное внимание в исследованиях последних лет, посвященных вопросам информатизации образования, уделяется возможностям использования сети Интернет в организации учебной деятельности. Указанная тенденция обусловлена, с одной стороны, развитием сетевой инфраструктуры и технологий Интернета, повышением их доступности и массовости использования, а с другой поиском новых путей реализации образовательных технологий, повышения качества образования, обеспечения его доступности и открытости [1].
Образовательные возможности сети Интернет в первую очередь видятся в широком доступе к информации. Сетевые ресурсы способны значительно дополнить перечень тех материалов, которые учитель и учащиеся могут использовать для обучения и самоподготовки.
Работа учащихся в Интернет охватывает различные виды деятельности:
- самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
- самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидацию пробелов, подготовку к экзаменам;
- учебную деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения;
- общение в сети (устное или текстовое) с разными целями и в разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и разным языковым группам [2].
Каждый из этих видов деятельности имеет свою специфику. Наиболее востребованной оказывается работа с информацией.
Любой, кто хоть раз попробовал войти в глобальную сеть Интернет, успел убедиться, что это океан информации, в котором очень легко утонуть. Там можно найти все, что вас интересует: сведения о погоде в любой части света, расписание железных дорог, аэрофлота, условия бизнеса в любой стране мире, текущие политические события. В сфере образования также есть, чем воспользоваться. Но, как всегда это бывает, важно определить, где, при решении каких дидактических задач услуги, предоставляемые Интернет, и его ресурсы могут быть максимально эффективно использованы в учебном процессе.
Разумеется, специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией, в том числе и физика.
В результате изучения физики ученик должен уметь проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем) [3].
Материалы информационных интернет-ресурсов могут использоваться:
- для самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;
- для самостоятельной работы учащихся на уроке;
- для работы учащихся на элективных курсах и факультативных занятиях;
- для самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.
При самостоятельном изучении нового материала на уроке от учеников требуется развитие специальных умений, включая умения наблюдать, распознавать и критически анализировать материал.
При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задания для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме, а также сообщить требования (критерии) отбора информации [4].
На настоящий момент не существует единых требований, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность приобретают знания критерий оценивания информации учениками [см. таблица №1].
Таблица 1. Критерии оценивания интернет-ресурсов для учащихся
Содержание сайта | Для кого предназначен данный сайт? Какова цель интернет-страницы? Какую информацию она содержит? Насколько полна и достоверна информация на сайте? Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по данной теме? Какова дата создания сайта и дата создания документов? Насколько полно информация на сайте освещает обсуждаемый вопрос? Каков критерий отбора ссылок на другие интернет-ресурсы, представленные на сайте? Позволяет ли информация сайтов, на которые выводят ссылки, создать целостное впечатление по изучаемому вопросу? Какая дополнительная информация содержится в интернет-ресурсах – ссылках на данном сайте? Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам? Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте? В чем ценность информации данного сайта? |
Источник и данные | Кто является автором данного сайта?|
Структура сайта |
Как мы видим, использование данного перечня при оценке интернет-ресурсов позволит обратить внимание учащихся на следующее: источник информации, полноту и достоверность информации, новизну материала, информационную ценность, альтернативные источники (в том числе и печатные), мультимедийные возможности, дизайн сайта, посещаемость и прочее. Всё это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования.
Использование этого или подобного перечня критерий оцевания интернет-ресурсов в обучении физики позволит учащимся сформировать навыки работы с интернет-ресурсами.
Литература.
- Сергеев, А.Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета / А.Н. Сергеев// Научно-теоретический журнал Российской академии образования Педагогика. Вып.5.: [материалы]/- 2009.- С. 36-41.
- Полат, Е.С., Моисеева, М.В., Петров А.Е., Господарик, Ю.П., Ланин, Б.А., Бухаркина, М.Ю., Куклина, Т.В. Интернет в гуманитарном образовании / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Ю.П. Господарик, Б.А. Ланин, М.Ю. Бухаркина, Т.В. Куклина / Под общ. ред. Е.С. Полат.- Москва: Владос, 2001.- С. 74-82.
- Министерство образования Российской Федерации. Образовательный стандарт основного общего образования по физике, Москва, 2004.- http://window.edu.ru
- Снегурова, В.И. Использование дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей–предметников / В.И. Снегурова // Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2007.- 32.