Героическая оборона Севастополя

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


 «…причина героизма в Севастополе есть чувство, редко проявляющееся,
стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине».

Лев Толстой

Цели урока:

Обучающие:

  • изучить основные события обороны Севастополя и познакомиться с его героическими защитниками;
  • показать, что война обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый импульс для развития модернизации.

Развивающие:

  • развивать у учащихся способности рассматривать явления прошлого, пользуясь историческим анализом;
  • продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства гордости и любви к Родине, своему народу на примерах отчаянной, мужественной обороны своей земли от иноземных захватчиков.

Тип урока: урок изучения нового материала (теория и применение)

Основные этапы: актуализация знаний, создание проблемной ситуации и ее разрешение, получение новых знаний, выделение главного, закрепление и контроль усвоенного материала, рефлексия.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, знакомство с исследованием, получение знаний, путем знакомства с информационным проектом учащихся, закрепление и контроль усвоения, подведение итогов урока – рефлексия.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, карта «Крымская война».

Предварительная подготовка: презентация учащихся «Севастополь – город, достойный поклонения», исследование: «Была ли Россия готова к войне?»

План урока:

1) Оборона Севастополя
2) Защитники героического города
3) Падение Севастополя
4) Уроки  и итоги войны.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Крымская война», правда, говорить будем уже о II – этапе войны. Запишем его хронологические рамки – апрель 1854 – февраль 1856 гг. (Приложение 3)

Прежде, чем приступить к работе по намеченному плану, хочу обратить ваше внимание, что в конце урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос: «Почему, не смотря на то, что защитники города Севастополя сражались отчаянно, город был взят неприятелем?»

И еще… Сегодня, вспоминая события тех далеких лет, мы не только  должны дать оценку им, но и извлечь из  них уроки.
В конце нашего занятия мы также  должны дать ответ:

О каких уроках Крымской (Восточной) войны мы должны помнить сегодня?

На прошлом занятии мы разбирали с вами и причины, и повод, и основные события I этапа Крымской войны.

Учитель задает вопросы:

1. Давайте вспомним, что такое «восточный вопрос»? Почему он обострился в середине XIX века вновь?

2. Каковы были цели России в «восточном вопросе»?

3. Назовите причины Крымской войны.

4. Была ли Россия готова к войне?

– На прошлом уроке я предложила ученикам нашего класса провести исследование и ответить на этот вопрос.

Сейчас мы послушаем этих ребят.

Таким образом, как мы выяснили, Николай I переоценил свои возможности и не смог реально оценить сложившееся положение.

Россияне не манкурты (легенду о которых я вам рассказывала), они обладают исторической памятью и свято чтят событие, которое вписано золотыми буквами в  историю славы русского народа.

О каком событии я говорю, и кто был главным действующим лицом в нем? Какую роль оно сыграло в Крымской войне и нашей истории?

I. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение темы «Крымская война» и вспомним, как развивались военные действия после того, как Англия и Франция вступили  в войну на стороне Турции. В Закавказье была ликвидирована угроза захвата Тифлиса турецкими войсками на Кавказском фронте. На Балканах под воздействием Австрии и Пруссии русские войска были отведены за реку Прут. Англо-французские корабли подвергли бомбардировке Петропавловск-на-Камчатке, Соловецкий монастырь, Одессу, блокировали Кронштадт и Свеаборг на Балтийском море.

Основные военные действия развернулись в Крыму.  Крымский полуостров обеспечивал безопасность юга России, овладев им, противник мог угрожать и Кавказу, и Балканам, и южным российским губерниям.

2-го сентября 1854 г. англо-французские и турецкие войска высадились в Крыму, около Евпатории. Маршал Сент-Арно доносил императору Наполеону III: «Через 10 дней ключи от Севастополя будут у Вас в руках».

Как развивались события дальше, мы узнаем из выступления учащихся, работавших над информационным проектом.

349 дней и ночей сражался героический город, но, не смотря на отчаянную борьбу защитников города, Севастополь пал. Декабрист Михаил Бестужев писал: «Каждый русский, и в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед».

Давайте ответим на проблемный вопрос урока: «Почему, несмотря на то, что защитники города Севастополя сражались отчаянно, город был взят неприятелем?»

Ответы учащихся:

1. Силы были неравны. Одним мужеством и отвагой нельзя было решить исход войны. Перед Россией встала коалиция западных передовых государств.

2. В России был отсталый политический строй, феодально-крепостническая экономика.

3. Военно-техническая отсталость (вооружение пехоты, артиллерийские орудия, нехватка снарядов, медикаментов, медицинского персонала, флот - парусный)

4. Воровство и казнокрадство в армии, муштра, бездарное командование

5. Отсутствовали железные, шоссейные дороги и др.

Вернемся к нашему второму вопросу:  О каких уроках крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, помятуя об этой войне?

  • Первый урок — это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.
  • Второй урок — умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.
  • Третий урок – идти в ногу со временем в социально-экономической политике.
  • Четвертый урок – нельзя играть роль великой державы без глубокой, последовательной модернизации общественного строя.

Заключение учителя:

Война подорвала здоровье Николая I, который умер в 1855 году и стола символом окончания его 30-летней эпохи. Показное могущество крепостной николаевской России рухнуло. Перед новым императором Александром II стояли великие задачи, крепостная Россия не могла дальше развиваться, обязательно должны были произойти перемены, крепостное право изжило себя. И одна из причин, почему Александр II пошел на отмену крепостного права? - это поражение в Крымской войне. А героическая оборона Севастополя осталась в народной памяти  как подвиг огромной моральной силы. Лишь самоотверженность солдат и офицеров, матросов, жителей Севастополя, русских медиков, которые упорно сопротивлялись превосходящему их противнику ускорила заключение мирного договора и обеспечила его относительную мягкость, спасла честь страны.

II. Закрепление материала.

1. Неотосланные депеши. (Приложение 4)

Кто, когда и в связи,  с чем мог послать каждое их этих донесений?
Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:

1. «За слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться».
2. «Будем драться до последнего. Начальника, приказывающего бить отбой, заколите!»
3. «Отстаивайте Севастополь!»
4. «Богатырская защита Севастополя  принадлежит русскому народу, а все безобразия Крымской войны - царизму».
5. «Когда он оперирует,  перед ним нужно стать на колени».
6. «Ни одни похороны не справлялись в Севастополе так… Он привлекал сердца всех. О нем говорили, страдали, плакали не только мы на холмах, орошенных его кровью. Но везде, во всех отдаленных уголках бесконечной России. Вот где его Синопская победа».

Ответы:
1.  Историк, академик  Е.В. Тарле об адмирале П.С. Нахимове.
2. Призыв адмирала Корнилова в 1854 г. к матросам, защищавшим Севастополь.
3. Последние слова  адмирала В.А. Корнилова перед смертью.
4. Русский общественный деятель, литератор А.И. Герцен, после поражения в Крымской войне.
5. Защитник обороны Севастополя, очевидец событий.
6. Главнокомандующий русской армией  Горчаков,  после смерти П.С. Нахимова,  в конце июня 1855 г.

Работа с алгоритмами (Приложение 1, Приложение 2)

III. Рефлексия

1. «В результате урока мне открылись»

Составьте  итоговый текст урока по следующей схеме:

В результате урока мне открылись:

  1. Три самых важных имени  –  
  2. Три самых важных события –
  3. Три самых важных качества –
  4. Три самых важных чувства –

IV. Домашнее задание

Творческие задания,  на выбор:

  1. Эссе: «Можно ли было избежать Крымской войны?», «Какое решение приняли бы вы на месте защитников Севастополя»,
  2. Написать воспоминание от лица защитника Севастополя, письмо потомкам, взять интервью у героев обороны Севастополя.
  3. Составить тест по Крымской войне.

Проблемное задание: Выяснить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную.

Обязательное для всех: § 14, знать термины: «восточный вопрос», тактика, бастион, эскадра, батарея.