«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Сократ
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
- Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на разных этапах уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.
- Я хочу остановиться на организации деятельности учащихся на уроках математики по личной гигиене.
Личная гигиена — широкое понятие, включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.
- К личной гигиене можно отнести:
- гигиену жилища;
- гигиену питания;
- гигиену кожи;
- гигиену воды;
- гигиену одежды.
- Например, на этапе устного счета 5-ом классе можно в познавательной форме решать следующие задачи:
Гигиена кожи: №1. Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно, проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
Ответ: 480 000 пылинок
Сделаем вывод «гигиена кожи» - это:
- Мыться каждый день;
- Уход за ногтями должен быть регулярным;
- Ногти необходимо тщательно мыть с помощью специальных щёточек;
- Каждый день менять нижнее бельё;
- Не выдавливайте прыщи и гнойники;
Гигиена помещений: №2. Подсчитано, что в классе в начале занятий находятся примерно 452400 микробов. А к концу занятий их количество увеличивается в 5 раз. Сколько микробов заселяют класс к концу занятий, если его не проветривать на переменах?
Ответ: 2 262 000 микробов
Сделаем вывод «Гигиена помещений» - это:
- Влажные уборки каждый день;
- Проветривание комнат;
- Проветривание одеял, подушек и т.д., прогревание на солнце
- Хранение книг в сухих застеклённых местах
- Смена комнатных тапочек каждые 3 месяца
- Выбивание ковров еженедельно на улице
Гигиена питания: №3. Чтобы быть здоровым, человек должен употреблять каждый день 3 г белков на каждые 4 кг своего веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребёнка массой 44 кг на один день?
Ответ: 33 грамма
Сделаем вывод «Гигиена питания» - это:
- Рацион питания должен соответствовать возрастным особенностям организма;
- Пища должна быть:
- безвредной для организма и экологически чистой;
- удовлетворять потребности организма в энергии;
- разнообразной;
- Питание должно быть сбалансировано
- При изучении системы уравнений первой степени в 8 классе можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
Постановка задачи: Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Задача: Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 3 мг.
- На этапе закрепления в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
Ответ: 7, 12, 5, 5, 5.
Включать решение таких задач можно практически на каждом этапе урока любого урока.
Поэтому в заключение хочется ещё раз подчеркнуть: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.